Незадолго до смерти о. Иоанна Кронштадтского Бог привел...

Незадолго до смерти о. Иоанна Кронштадтского Бог привел мне с другом о. Неофитом (уже умершим) посетить святого пастыря. Это была беседа необычная, памятная мне, грешнику. Но я вспомню тут лишь об одном предмете.
– Батюшка! – спросил я, – скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?
Чтобы понять мой вопрос, прошу припомнить, что мы, семинаристы, а потом и студенты, были хладными в вере; а потому и в других не могли понять горячности ее. Отрицать ее у о. Иоанна было уже никак невозможно, а я не раз был очевидцем его пламенного служения на литургии и в проповедях... Да это общеизвестный факт. И для меня его вера была как бы загадкою: чего сам не знаешь, все кажется непонятным.
– Откуда вера? – задумчиво переспросил медленно уже болезненный старец; и некоторое время помолчал. Мы ждали.
– Я жил в Церкви! – вдруг твердо и уверенно ответил батюшка.
Я, богослов, студент, – увы! – не понял этих слов: «жил в Церкви». Что это такое? Странное неведение, – скажет читатель... Не отрицаю; а сознаюсь. Но то-то и печально, что будущие пастыри не понимали таких простых вещей, как Церковь. А о. Иоанну было очевидно. Я же действительно не понял его ответа – точно он мне сказал что-либо на чужестранном языке... Так вот и Никодим не понимал Христа Господа (Ин. 3, 4, 9). И я переспросил:
– Что это значит – жили в Церкви?
Отец Иоанн даже несколько огорчился:
– Ну, что значит? Ну, я служил вот Божественную Литургию и другие службы; молился вообще в храме. – Потом, еще подумавши, продолжал: – Любил читать в церкви минеи... Не Четьи-Минеи (не Жития Святых)... Хотя и те прекрасны!.. А минеи богослужебные. Любил читать каноны святым.
Он действительно всегда на утрени выходил на левый клирос и сам читал каноны им. И как читал?! С великим дерзновением... Почти как бы требовал их заступления у Бога. Помню, первый раз мне пришлось посетить его в день преподобного Алипия (Столпника), 26 ноября. Как о. Иоанн взывал к нему с силою!
– Преподобие отче Алипие! Moлu-u Бога о нас!
«Моли-и!» Точно он стоял перед ним и горячо просил ходатайства... И вся служба проходила у него с силою...
Не помню уже других подробностей этой важной беседы о Церкви.
– Вот что значит: жить в Церкви, – закончил он. Постепенно и для меня вскрывалась вся важность Церкви. Я теперь, вспоминая прошлое, первый и даже второй периоды моей веры, должен сознаться, что она держалась не Словом Божиим, и тем менее – житиями святых или творениями св. отцов. Можно сказать, что я последних, как и житий, даже и не читал почти: ни в духовной школе, ни в семинарии... Странно это? – Бесспорно... Но никто не интересовался этими источниками, и никто из старших даже никогда не говорил нам о важности их, не затеплил интереса. Я сам был библиотекарем в семинарии, видел эти толстые книги, помню и кожаные переплеты «Добротолюбия»; но ни разу даже и крышки не раскрыл в них. Дух был у нас земной, естественный.
А Писание, как я уже писал, было лишь учебником и притом – холодным. И мы тоже не питались им.
Следовательно, вера моя, как и у других товарищей, жила не Словом Божиим, не житиями, а чем-то другим. Чем же? Я уже сказал: родительской и общей традицией, да еще – сердцем собственным. Но это далеко не все. Ведь традиции и сердце у всех бывали, но не все оставались верующими. Этому много причин. И одна из важнейших – Церковь. Кто жил в Церкви, тот хранил и веру: а кто уходил из Церкви практически, у того нередко и вера слабела.
Тот же о. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» говорил так (пишу по памяти): «Я еще дивлюсь: как это наши интеллигентные люди, ушедшие от жизни Церкви, все же хранят остатки веры?»
И наоборот, мне пришлось слышать от одной христианки уже за границей такие разумные слова: «Я уверена: если кто посещает постоянно церковь, тот не может быть неверующим».
---
«Жизнь в Церкви...» И если даже посмотреть на нее только с точки зрения хотя бы непрерывного воспитания людей в течение целого года, то как не удивиться поразительной мудрости тех, кто все это придумал и в быт провел! Это даже не человеческое изобретение, заранее рассчитанное и специально придуманное кем-то... Нет, это – мудрое установление Святого Духа, «Царя Небесного, Утешителя, Духа истины...» Исполняется Слово Христа Господа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). «Утешитель же, Дух Святый.., – говорил Он и перед смертью Своей ученикам, – научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
И ап. Павел учил своего помощника Тимофея: «Пишу тебе, ...чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 14, 15).
И совершенно потому верно и глубоко установилась вера в Церковь. Она есть наша Мать Духовная... Ни родители, ни школа, ни проповеди, даже не Божественные книги учили собственно нас, а вот именно Церковь Божия, Мать наша, – всем своим премудрым строем и бытом... Сюда входило незаметно и учение: всякий знал основы веры и воспитание нравственности: всякий знал, что хорошо или худо. И как еще знали! Достоевский удивляется, как глубоко в русском сознании было понятие греха и святости! Помню, и англичане, приезжавшие в Россию, в Московской Троицкой Лавре спрашивали у профессоров академии, откуда русские, большей частью безграмотные, знают православие? И получили ответ: из Церкви... Это верно! Совершенно верно говорится, что Церковь – мать, воспитательница: не только духовно-благодатно, через таинства, – но даже и душевно (психологически) – через весь свой богослужебно-просветительный строй.
И понятно, что уходящие из Церкви постепенно теряют почти все: и веру, и дух.

(Митрополит Вениамин Федченков, "О вере, неверии и сомнении")

На фотографии: святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Shortly before the death of Fr. John of Kronstadt God brought me with a friend about. A neophyte (already dead) visit the holy shepherd. It was an unusual conversation, memorable to me, the sinner. But I will recall here only one subject.
- Father! I asked, “please tell me, where did you get such ardent faith?”
To understand my question, I ask you to recall that we, the seminarians, and then the students, were cold in faith; and therefore, in others they could not understand her ardor. Deny her about. John was already impossible in any way, and more than once I was an eyewitness of his fiery ministry at the liturgy and in sermons ... Yes, this is a well-known fact. And for me his faith was a mystery: what you yourself don’t know, everything seems incomprehensible.
- Where does faith come from? - thoughtfully asked the already sickly old man slowly; and was silent for a while. We waited.
- I lived in the Church! - suddenly the father answered firmly and confidently.
I, a theologian, a student - alas! - did not understand these words: "lived in the Church." What it is? Strange ignorance, the reader will say ... I do not deny it; I confess. But it is sad that future shepherds did not understand such simple things as the Church. And about. It was obvious to John. I really didn’t understand his answer — it was as if he had told me something in a foreign language ... So Nicodemus did not understand Christ the Lord (John 3, 4, 9). And I asked again:
- What does it mean - lived in the Church?
Father John was even somewhat upset:
- Well, what does it mean? Well, I served here the Divine Liturgy and other services; prayed at all in the temple. - Then, with another thought, he continued: - He loved to read Mineas in the church ... Not the Chetii-Minei (not the Lives of the Saints) ... Although they are beautiful! .. And the liturges are liturgical. He loved to read canons to saints.
He really always went out on matins to the left choir and himself read the canons to them. And how did you read ?! With great boldness ... Almost as if he demanded their intercession from God. I remember the first time I had to visit him on the day of the Monk Alipiy (Stolpnik), November 26th. How about. John cried out to him with power!
- Rev. Father Alipie! God bless u about us!
“Moth-i!” It was as if he stood before him and earnestly requested intercessions ... And the whole service was held with him with force ...
I do not remember any other details of this important conversation about the Church.
“That's what it means: living in the Church,” he finished. Gradually, for me, the whole importance of the Church was revealed. Now, recalling the past, the first and even second periods of my faith, I must admit that it was not held by the Word of God, and even less - by the lives of the saints or the creations of St. fathers. We can say that I didn’t even read the last ones, like the lives, either in a theological school or in a seminary ... Is this strange? - Undoubtedly ... But no one was interested in these sources, and none of the elders even ever told us about the importance of them, did not warm the interest. I myself was a librarian in a seminary, I saw these thick books, I remember the leather bindings of the Good Philosophy; but he never even opened the lid in them. Our spirit was earthly, natural.
And the Scripture, as I already wrote, was only a textbook and, moreover, cold. And we also did not eat them.
Consequently, my faith, like that of other comrades, did not live by the Word of God, not by lives, but by something else. With what? I already said: parental and common tradition, and even - with my own heart. But that is far from all. After all, everyone had traditions and heart, but not all remained believers. There are many reasons for this. And one of the most important is the Church. He who lived in the Church also kept faith: and whoever left the Church practically, faith often weakened.
The same about. In his diary, “My Life in Christ,” John of Kronstadt said this (I’m writing from memory): “I am still amazed: how do our intelligent people who have left the life of the Church still keep the remnants of faith?”
And vice versa, I had heard from a Christian already abroad such reasonable words: “I’m sure: if anyone attends church constantly, he cannot be an unbeliever.”
---
“Life in the Church ...” And even if you look at it only from the point of view of at least continuous upbringing of people throughout the whole year, how can you not be surprised at the amazing wisdom of those who invented and spent all this life! This is not even a human invention, pre-calculated and specially invented by someone ... No, this is a wise installation of the Holy Spirit, “the King of Heaven, the Comforter, the Spirit of truth ...” The Word of Christ the Lord is fulfilled: “I will build my church, and the gate hell will not prevail against her ”(Matt. 16, 18). “But the Comforter, the Holy Spirit ...,” He said before His disciples' death, “He will teach you everything and remind you of everything that I told you” (John 14, 26).
And up. Paul taught his assistant Timothy: “I am writing to you, so that if I slow down, you know how to act in the house of God, which is the Church of the living God, the pillar and affirmation of the truth” (1 Tim. 3, 14, 15).
And absolutely because of this, faith in the Church has been faithfully and deeply established. She is our Spiritual Mother ... Neither parents, nor school, nor sermons, not even Divine books taught us, but the Church of God, Our Mother, with all her wise system and way of life ... This included the discreet teaching: everyone knew the basics of faith and moral education: everyone knew
У записи 9 лайков,
0 репостов,
388 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям