(интервью с отцом Георгием Максимовым, вторая часть)
- Отец Георгий, Вы много писали о других конфессиях и иноверцах. Как Вы считаете, существует ли для России угроза в связи с экспансией иных религий?
- Я вижу много угроз, и это - одна из них.
- На Ваш взгляд, что сегодня главным образом представляет опасность для русского Православия и Церкви Христовой в России?
- Вызовов много. По моему мнению, для воцерковленных людей сейчас наиболее остро стоит соблазн раскола, а для нецерковных - соблазн неоязычества. Хотя это не означает, что других вызовов нет, но эти стоит выделить особо, потому что к ним люди оказались наименее готовы. Что касается второго, то мы выпустили бесплатное приложение для смартфонов "Апологетика: неоязычество". Его стоит установить, там собраны опровержения всех основных неоязыческих мифов. А что касается первого соблазна, то я недавно выпустил ряд видеороликов на своем ютуб-канале ("Иерей Георгий Максимов"), в которых разбираю и опровергаю аргументы современных раскольников, призывающих не ходить в храмы, где поминают Патриарха, и так далее.
- Как нам, обычным мирянам, следует относиться к иноверцам, чтобы не разжигать вражду и нетерпимость к человеку, но и не потворствовать экуменическим взглядам?
- Мне кажется, на этот вопрос хорошо ответил святитель Николай Сербский: "В наше время очень много говорят о равенстве всех религий: об этом говорят маловерные. равенство гражданских прав и обязанностей - это одно, а равенство религий - другое. Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой. Как христианин Вы можете пожертвовать для иноверного имением и даже жизнью, но Истиной - никогда, ибо она существует независимо от Вас, она не принадлежит Вам".
- Батюшка, в последнее время в церковных кругах нередко упоминается такой термин, как "богословский модернизм". Вы могли бы объяснить, что это, и как этому противостоять православному человеку?
- Мне довелось разобрать наиболее популярные модернистские идеи в трех книгах: "Вне Церкви нет спасения", "Кончатся ли адские муки?" и "Правда о "православном" эволюционизме". Конечно, у богословского модернизма есть много ложных идей, но эти три - о том, что вне Церкви можно спастись, что муки адские кончатся и что Бог творил мир с помощью эволюции - самые распространенные сейчас в церковной среде. Самое главное сопротивление модернизму - это просто исповедание исконного христианского учения. Это учение Священного Писания, святых отцов, Соборов Церкви. Это то, что из Православия не уберёшь никак. Даже если, представим, уничтожат все книги, написанные против модернизма, и если замолкнут все его современные критики, всё равно останутся православные люди, которые отторгнут эти заблуждения, научившись этому непосредственно от книг святых отцов. Само Священное Предание Церкви - это "центр богословского сопротивления" и модернизму и всем ересям, как прошлым, так и будущим. Думаю, каждый христианин должен, прежде всего, заботиться о том, чтобы хорошо знать учение церковное и другим передавать его без искажений. А бороться с модернизмом может не каждый и не каждому это полезно. Я видел людей, которые под видом борьбы с модернизмом просто питали свои страсти, доходили до экзальтации, и их "борьба" приносила вред и делу, и им самим. Стоит посмотреть на свою душу и на то, в какое состояние она приходит после такой "борьбы". Если плоды от этого дурные, то лучше прекратить такую борьбу. Хорошо также посоветоваться об этом с духовником или опытным священником.
- Отец Георгий, Вы были свидетелем многих историй о том, как самые разные люди пришли к Богу. Что сегодня приводит, главным образом, молодёжь к Православию?
- Затрудняюсь выделить что-то одно. Я вёл передачу "Мой путь к Богу", в рамках которой беседовал со многими людьми. Путь каждого - уникален. Главное, чтобы у человека в душе была жажда истины, понимание, что истина - превыше всего. И тогда Господь приведет к Себе эту душу, ведь, как мы помним, Христос говорит: "Я есть...Истина" (Ин. 14, 6).
- Одна из больших проблем нашего постсоветского общества, после многих лет безбожной и антиклерикальной пропаганды - недоверие, подозрительность по отношению к Церкви и священству на фоне великого невежества и, даже более того, нежелания узнавать правду... Что, на Ваш взгляд, может подтолкнуть наш народ, далеких от Церкви людей на духовный поиск истины, чтение, просвещение?
- Должен сказать, ситуация в нашем обществе сильно изменилась по сравнению с той, какая была, например, двадцать лет назад. Тогда тоже многие по своим взглядам и своей жизни были далеки от Бога и Церкви, но просто в силу незнания. Сейчас же значительная часть неверующих таковы не из-за того, что они ничего не слышали о Христе, а из-за того, что, зная о Нём, тем не менее, сознательно сделали выбор в пользу греха. А этот выбор нужно защищать, и самый простой здесь способ - говорить: "Это Церковь плохая, а не я". Человека, сделавшего такой выбор, пожалуй, только личный опыт вкушения горьких плодов греха может заставить задуматься: "А в том ли направлении я иду? Действительно ли я стал счастливее, живя без Бога?"
- Многие христиане знакомы с Вашей довольно резкой и обоснованной критикой так называемого нового катехизиса. Зачем, на Ваш взгляд, появилась надобность в новом катехизисе? И какая должна быть позиция у верующих, если катехизис в таком виде, как он представлен, будет опубликован?
- Мне сложно сказать однозначно, чем мотивировали необходимость создания нового катехизиса авторы этой идеи, поскольку я не был в их числе и не общался с ними лично. Но вот что могу сказать, так это констатировать несоответствие опубликованного проекта Нового катехизиса тем высоким требованиям, которые предполагает такой вероучительный документ. Я опубликовал две статьи, в которых подробно объясняю, на чем основан этот мой вывод, сейчас не хотелось бы повторяться. Но стоит отметить, что вообще все отзывы, опубликованные на упомянутый проект, были негативными. Ни одного положительного отзыва. Помимо тех, что были опубликованы, по почте в комиссию пришли десятки отрицательных отзывов, в том числе и от архиереев. И Священноначалие услышало голос паствы и прислушалось к нему. На прошедшем недавно Архиерейском соборе Святейший Патриарх Кирилл констатировал, что подготовленный Библейско-богословской комиссией текст очень велик по объему и состоит из трех частей - о вероучении, о нравственном учении и о каноническом и литургическом устройстве Церкви. "В связи с этим Предстоятель Русской Церкви предложил после внесения всех поправок сделать три самостоятельных текста катехизического содержания и издать их от имени Синодальной библейско-богословской комиссии" (www.patriarchia.ru/db/text/5073010.html ). Напомню, ранее предполагалось, что уже на этом соборе проект катехизиса будет принят в качестве нового официального документа нашей Церкви. Однако после общественного обсуждения эта тема снята с повестки дня, и теперь речь идет лишь о трех разных текстах, изданных (когда-нибудь в будущем) просто от имени Библейско-богословской комиссии, и притом после исправления полученных замечаний. Я думаю, это очень мудрое и взвешенное решение.
- Отец Георгий, что бы Вы посоветовали нашим читателям - молодым православным и семейным людям с детьми?
- Искать Истину, следовать Истине и ценить её превыше всего, в том числе и самих себя. Стараться быть по-настоящему православными, не делая скидок себе ни на возраст, ни на "дух века сего". Нам надо держаться за Христа. Люди, которые пришли в Церковь не ради Христа, а ради чего-то другого, рано или поздно уйдут из неё. Независимо от того, какую бы степень воцерковленности внешне они бы ни демонстрировали... А самое главное, чему христианин может научить детей - это живые отношения с Богом. У детей должен появиться личный опыт богообщения. Без этого одно лишь знание вероучения и обрядов пользы не принесёт.
(Беседовала Нина Рядчикова)
- Отец Георгий, Вы много писали о других конфессиях и иноверцах. Как Вы считаете, существует ли для России угроза в связи с экспансией иных религий?
- Я вижу много угроз, и это - одна из них.
- На Ваш взгляд, что сегодня главным образом представляет опасность для русского Православия и Церкви Христовой в России?
- Вызовов много. По моему мнению, для воцерковленных людей сейчас наиболее остро стоит соблазн раскола, а для нецерковных - соблазн неоязычества. Хотя это не означает, что других вызовов нет, но эти стоит выделить особо, потому что к ним люди оказались наименее готовы. Что касается второго, то мы выпустили бесплатное приложение для смартфонов "Апологетика: неоязычество". Его стоит установить, там собраны опровержения всех основных неоязыческих мифов. А что касается первого соблазна, то я недавно выпустил ряд видеороликов на своем ютуб-канале ("Иерей Георгий Максимов"), в которых разбираю и опровергаю аргументы современных раскольников, призывающих не ходить в храмы, где поминают Патриарха, и так далее.
- Как нам, обычным мирянам, следует относиться к иноверцам, чтобы не разжигать вражду и нетерпимость к человеку, но и не потворствовать экуменическим взглядам?
- Мне кажется, на этот вопрос хорошо ответил святитель Николай Сербский: "В наше время очень много говорят о равенстве всех религий: об этом говорят маловерные. равенство гражданских прав и обязанностей - это одно, а равенство религий - другое. Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой. Как христианин Вы можете пожертвовать для иноверного имением и даже жизнью, но Истиной - никогда, ибо она существует независимо от Вас, она не принадлежит Вам".
- Батюшка, в последнее время в церковных кругах нередко упоминается такой термин, как "богословский модернизм". Вы могли бы объяснить, что это, и как этому противостоять православному человеку?
- Мне довелось разобрать наиболее популярные модернистские идеи в трех книгах: "Вне Церкви нет спасения", "Кончатся ли адские муки?" и "Правда о "православном" эволюционизме". Конечно, у богословского модернизма есть много ложных идей, но эти три - о том, что вне Церкви можно спастись, что муки адские кончатся и что Бог творил мир с помощью эволюции - самые распространенные сейчас в церковной среде. Самое главное сопротивление модернизму - это просто исповедание исконного христианского учения. Это учение Священного Писания, святых отцов, Соборов Церкви. Это то, что из Православия не уберёшь никак. Даже если, представим, уничтожат все книги, написанные против модернизма, и если замолкнут все его современные критики, всё равно останутся православные люди, которые отторгнут эти заблуждения, научившись этому непосредственно от книг святых отцов. Само Священное Предание Церкви - это "центр богословского сопротивления" и модернизму и всем ересям, как прошлым, так и будущим. Думаю, каждый христианин должен, прежде всего, заботиться о том, чтобы хорошо знать учение церковное и другим передавать его без искажений. А бороться с модернизмом может не каждый и не каждому это полезно. Я видел людей, которые под видом борьбы с модернизмом просто питали свои страсти, доходили до экзальтации, и их "борьба" приносила вред и делу, и им самим. Стоит посмотреть на свою душу и на то, в какое состояние она приходит после такой "борьбы". Если плоды от этого дурные, то лучше прекратить такую борьбу. Хорошо также посоветоваться об этом с духовником или опытным священником.
- Отец Георгий, Вы были свидетелем многих историй о том, как самые разные люди пришли к Богу. Что сегодня приводит, главным образом, молодёжь к Православию?
- Затрудняюсь выделить что-то одно. Я вёл передачу "Мой путь к Богу", в рамках которой беседовал со многими людьми. Путь каждого - уникален. Главное, чтобы у человека в душе была жажда истины, понимание, что истина - превыше всего. И тогда Господь приведет к Себе эту душу, ведь, как мы помним, Христос говорит: "Я есть...Истина" (Ин. 14, 6).
- Одна из больших проблем нашего постсоветского общества, после многих лет безбожной и антиклерикальной пропаганды - недоверие, подозрительность по отношению к Церкви и священству на фоне великого невежества и, даже более того, нежелания узнавать правду... Что, на Ваш взгляд, может подтолкнуть наш народ, далеких от Церкви людей на духовный поиск истины, чтение, просвещение?
- Должен сказать, ситуация в нашем обществе сильно изменилась по сравнению с той, какая была, например, двадцать лет назад. Тогда тоже многие по своим взглядам и своей жизни были далеки от Бога и Церкви, но просто в силу незнания. Сейчас же значительная часть неверующих таковы не из-за того, что они ничего не слышали о Христе, а из-за того, что, зная о Нём, тем не менее, сознательно сделали выбор в пользу греха. А этот выбор нужно защищать, и самый простой здесь способ - говорить: "Это Церковь плохая, а не я". Человека, сделавшего такой выбор, пожалуй, только личный опыт вкушения горьких плодов греха может заставить задуматься: "А в том ли направлении я иду? Действительно ли я стал счастливее, живя без Бога?"
- Многие христиане знакомы с Вашей довольно резкой и обоснованной критикой так называемого нового катехизиса. Зачем, на Ваш взгляд, появилась надобность в новом катехизисе? И какая должна быть позиция у верующих, если катехизис в таком виде, как он представлен, будет опубликован?
- Мне сложно сказать однозначно, чем мотивировали необходимость создания нового катехизиса авторы этой идеи, поскольку я не был в их числе и не общался с ними лично. Но вот что могу сказать, так это констатировать несоответствие опубликованного проекта Нового катехизиса тем высоким требованиям, которые предполагает такой вероучительный документ. Я опубликовал две статьи, в которых подробно объясняю, на чем основан этот мой вывод, сейчас не хотелось бы повторяться. Но стоит отметить, что вообще все отзывы, опубликованные на упомянутый проект, были негативными. Ни одного положительного отзыва. Помимо тех, что были опубликованы, по почте в комиссию пришли десятки отрицательных отзывов, в том числе и от архиереев. И Священноначалие услышало голос паствы и прислушалось к нему. На прошедшем недавно Архиерейском соборе Святейший Патриарх Кирилл констатировал, что подготовленный Библейско-богословской комиссией текст очень велик по объему и состоит из трех частей - о вероучении, о нравственном учении и о каноническом и литургическом устройстве Церкви. "В связи с этим Предстоятель Русской Церкви предложил после внесения всех поправок сделать три самостоятельных текста катехизического содержания и издать их от имени Синодальной библейско-богословской комиссии" (www.patriarchia.ru/db/text/5073010.html ). Напомню, ранее предполагалось, что уже на этом соборе проект катехизиса будет принят в качестве нового официального документа нашей Церкви. Однако после общественного обсуждения эта тема снята с повестки дня, и теперь речь идет лишь о трех разных текстах, изданных (когда-нибудь в будущем) просто от имени Библейско-богословской комиссии, и притом после исправления полученных замечаний. Я думаю, это очень мудрое и взвешенное решение.
- Отец Георгий, что бы Вы посоветовали нашим читателям - молодым православным и семейным людям с детьми?
- Искать Истину, следовать Истине и ценить её превыше всего, в том числе и самих себя. Стараться быть по-настоящему православными, не делая скидок себе ни на возраст, ни на "дух века сего". Нам надо держаться за Христа. Люди, которые пришли в Церковь не ради Христа, а ради чего-то другого, рано или поздно уйдут из неё. Независимо от того, какую бы степень воцерковленности внешне они бы ни демонстрировали... А самое главное, чему христианин может научить детей - это живые отношения с Богом. У детей должен появиться личный опыт богообщения. Без этого одно лишь знание вероучения и обрядов пользы не принесёт.
(Беседовала Нина Рядчикова)
(interview with father George Maximov, second part)
- Father George, you wrote a lot about other faiths and non-believers. In your opinion, is there a threat to Russia in connection with the expansion of other religions?
“I see many threats, and this is one of them.”
- In your opinion, what today mainly poses a danger to Russian Orthodoxy and the Church of Christ in Russia?
- There are many challenges. In my opinion, the temptation for schism is now most acute for church people, and for non-church people - the temptation of neopaganism. Although this does not mean that there are no other challenges, these are worth highlighting especially because people were the least prepared for them. As for the second, we released a free application for smartphones "Apologetics: neopaganism." It should be installed, there are collected refutations of all the main neopagan myths. As for the first temptation, I recently released a series of videos on my YouTube channel ("Priest George Maximov"), in which I analyze and refute the arguments of modern schismatics urging not to go to the temples where the Patriarch is remembered, and so on.
- How should we, ordinary laity, relate to Gentiles so as not to incite hostility and intolerance towards man, but also not to indulge ecumenical views?
- It seems to me that St. Nicholas Serbsky answered this question well: "Nowadays, there is a lot of talk about the equality of all religions: the unbelievers talk about it. The equality of civil rights and obligations is one thing, and the equality of religions is another. Mercy is strictly commanded to all people, regardless of their religion, but at the same time the strict preservation of the truth of Christ. As a Christian, you can sacrifice the estate and even life for the infidel, but the Truth - never, because it exists independently of you, it does not belong to you. "
- Father, recently in church circles such a term as "theological modernism" is often mentioned. Could you explain what it is and how to resist the Orthodox person?
- I happened to parse the most popular modernist ideas in three books: “Outside the Church there is no salvation”, “Will the hellish torment end?” and The Truth About Orthodox Orthodox Evolutionism. Of course, theological modernism has many false ideas, but these three are about the fact that outside the Church you can be saved, that the torment of hell will end and that God created the world through evolution - the most common now in the church environment. The most important resistance to modernism is simply the confession of primordial Christian teaching. This is the teaching of scripture, holy fathers, cathedrals of the church. This is something that you can’t remove from Orthodoxy in any way. Even if, imagine, all books written against modernism are destroyed, and if all its modern critics are silenced, there will still remain Orthodox people who will reject these errors by learning this directly from the books of the holy fathers. The Holy Tradition of the Church itself is the "center of theological resistance" to modernism and all heresies, both past and future. I think that every Christian should, first of all, take care of knowing the church doctrine well and transmit it to others without distortion. But not everyone can fight modernism, and not everyone can benefit from it. I saw people who, under the guise of the struggle against modernism, simply nourished their passions, reached an exaltation, and their “struggle” did harm to the cause and to themselves. It is worth looking at your soul and at what condition it comes to after such a "struggle". If the fruits of this are bad, then it is better to stop such a struggle. It is also good to consult a confessor or experienced priest about this.
- Father George, you have witnessed many stories about how a variety of people came to God. What today leads mainly youth to Orthodoxy?
- I find it difficult to single out one thing. I conducted the program "My Way to God", in the framework of which I talked with many people. Each path is unique. The main thing is that a person has a thirst for truth in his soul, an understanding that truth is above all. And then the Lord will bring this soul to Himself, for, as we remember, Christ says: “I am ... Truth” (John 14, 6).
- One of the big problems of our post-Soviet society, after many years of godless and anti-clerical propaganda, is mistrust, suspicion towards the Church and the priesthood against the background of great ignorance and, moreover, reluctance to find out the truth ... Which, in your opinion, can push our people, people far from the Church on the spiritual search for truth, reading, enlightenment?
- I must say, the situation in our society has changed a lot compared to what it was, for example, twenty years ago. Then, too, many in their views and their lives were far from God and the Church, but simply because of ignorance. Now, a significant part of unbelievers are not due to the fact that they did not hear anything about Christ, but because, knowing about Him, they nonetheless consciously made a choice in favor of sin. But this choice needs to be defended, and the easiest way here is to say: "This is a bad church, not me." Perhaps the person who made this choice
- Father George, you wrote a lot about other faiths and non-believers. In your opinion, is there a threat to Russia in connection with the expansion of other religions?
“I see many threats, and this is one of them.”
- In your opinion, what today mainly poses a danger to Russian Orthodoxy and the Church of Christ in Russia?
- There are many challenges. In my opinion, the temptation for schism is now most acute for church people, and for non-church people - the temptation of neopaganism. Although this does not mean that there are no other challenges, these are worth highlighting especially because people were the least prepared for them. As for the second, we released a free application for smartphones "Apologetics: neopaganism." It should be installed, there are collected refutations of all the main neopagan myths. As for the first temptation, I recently released a series of videos on my YouTube channel ("Priest George Maximov"), in which I analyze and refute the arguments of modern schismatics urging not to go to the temples where the Patriarch is remembered, and so on.
- How should we, ordinary laity, relate to Gentiles so as not to incite hostility and intolerance towards man, but also not to indulge ecumenical views?
- It seems to me that St. Nicholas Serbsky answered this question well: "Nowadays, there is a lot of talk about the equality of all religions: the unbelievers talk about it. The equality of civil rights and obligations is one thing, and the equality of religions is another. Mercy is strictly commanded to all people, regardless of their religion, but at the same time the strict preservation of the truth of Christ. As a Christian, you can sacrifice the estate and even life for the infidel, but the Truth - never, because it exists independently of you, it does not belong to you. "
- Father, recently in church circles such a term as "theological modernism" is often mentioned. Could you explain what it is and how to resist the Orthodox person?
- I happened to parse the most popular modernist ideas in three books: “Outside the Church there is no salvation”, “Will the hellish torment end?” and The Truth About Orthodox Orthodox Evolutionism. Of course, theological modernism has many false ideas, but these three are about the fact that outside the Church you can be saved, that the torment of hell will end and that God created the world through evolution - the most common now in the church environment. The most important resistance to modernism is simply the confession of primordial Christian teaching. This is the teaching of scripture, holy fathers, cathedrals of the church. This is something that you can’t remove from Orthodoxy in any way. Even if, imagine, all books written against modernism are destroyed, and if all its modern critics are silenced, there will still remain Orthodox people who will reject these errors by learning this directly from the books of the holy fathers. The Holy Tradition of the Church itself is the "center of theological resistance" to modernism and all heresies, both past and future. I think that every Christian should, first of all, take care of knowing the church doctrine well and transmit it to others without distortion. But not everyone can fight modernism, and not everyone can benefit from it. I saw people who, under the guise of the struggle against modernism, simply nourished their passions, reached an exaltation, and their “struggle” did harm to the cause and to themselves. It is worth looking at your soul and at what condition it comes to after such a "struggle". If the fruits of this are bad, then it is better to stop such a struggle. It is also good to consult a confessor or experienced priest about this.
- Father George, you have witnessed many stories about how a variety of people came to God. What today leads mainly youth to Orthodoxy?
- I find it difficult to single out one thing. I conducted the program "My Way to God", in the framework of which I talked with many people. Each path is unique. The main thing is that a person has a thirst for truth in his soul, an understanding that truth is above all. And then the Lord will bring this soul to Himself, for, as we remember, Christ says: “I am ... Truth” (John 14, 6).
- One of the big problems of our post-Soviet society, after many years of godless and anti-clerical propaganda, is mistrust, suspicion towards the Church and the priesthood against the background of great ignorance and, moreover, reluctance to find out the truth ... Which, in your opinion, can push our people, people far from the Church on the spiritual search for truth, reading, enlightenment?
- I must say, the situation in our society has changed a lot compared to what it was, for example, twenty years ago. Then, too, many in their views and their lives were far from God and the Church, but simply because of ignorance. Now, a significant part of unbelievers are not due to the fact that they did not hear anything about Christ, but because, knowing about Him, they nonetheless consciously made a choice in favor of sin. But this choice needs to be defended, and the easiest way here is to say: "This is a bad church, not me." Perhaps the person who made this choice
У записи 3 лайков,
0 репостов,
248 просмотров.
0 репостов,
248 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко