О человеке и культуре в свете православного вероучения????????????...

О человеке и культуре в свете православного вероучения????????????

????XIV.2. Латинское слово cultura, означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», происходит от слова cultus – «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2. 15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. После изгнания из рая, когда люди оказались перед необходимостью бороться за выживание, возникли производство орудий труда, градостроительство, сельскохозяйственная деятельность, искусство. Отцы и учители Церкви подчеркивали изначальное божественное происхождение культуры. Климент Александрийский, в частности, воспринимал ее как плод творчества человека под водительством Логоса: «Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти... ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога». А святой Григорий Богослов писал: «Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна — высокий, другая — низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной».

Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу. Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу.

К людям культуры Церковь всегда обращает призыв: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12. 2). В то же время Церковь предостерегает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Человек не всегда обладает достаточной духовной зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от «вдохновения» экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происходит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков. Церковное воспитание помогает обрести духовное зрение, позволяющее отличать доброе от дурного, божественное от демонического.

Встреча Церкви и мира культуры отнюдь не всегда означает простое сотрудничество и взаимообогащение. «Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши» (святой Иустин Философ). Признавая за каждым человеком право на нравственную оценку явлений культуры, Церковь оставляет такое право
и за собой. Более того, она видит в этом свою прямую обязанность. Не настаивая на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, Церковь, однако, убеждена в конечной истинности и спасительности пути, открытого ей в Евангелии. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры, ибо «наша брань не против плоти и крови», но брань духовная, направленная на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил, «духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12).

Эсхатологическая устремленность не позволяет христианину полностью отождествить свою жизнь с миром культуры, «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13. 14). Христианин может работать и жить в этом мире, но не должен быть всецело поглощен земной деятельностью. Церковь напоминает людям культуры, что их призвание — возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий.

Проповедуя вечную Христову Истину людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Церковь делает это посредством культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам. То, что осознано и пережито одними народами и поколениями, подчас должно быть вновь раскрыто для других людей, сделано близким и понятным для них. Никакая культура не может считаться единственно приемлемой для выражения христианского духовного послания. Словесный и образный язык благовестия, его методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков и тем более для забвения церковного Предания.

(из документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви")

http://www.patriarchia.ru/db/text/419128
About man and culture in the light of the Orthodox faith ?????????????

???? XIV.2. The Latin word cultura, meaning "cultivation", "upbringing", "education", "development", comes from the word cultus - "veneration", "worship", "cult". This indicates the religious roots of culture. Having created man, God placed him in paradise, commanding him to cultivate and preserve His creation (Genesis 2:15). Culture as the preservation of the world and caring for it is the divine work of man. After the expulsion from paradise, when people faced the need to fight for survival, the production of tools, urban development, agricultural activity, and art arose. Fathers and teachers of the Church emphasized the original divine origin of culture. Clement of Alexandria, in particular, perceived it as the fruit of man’s creativity under the leadership of the Logos: “Scripture by the common name of wisdom refers generally to all worldly sciences and arts, all that the human mind could reach ... for all art and all knowledge comes from God” . And St. Gregory the Theologian wrote: “As each string makes a different sound in artful musical harmony, one is high and the other is low, so this is the Artist and the Creator-Word, although he set different inventors of various occupations and arts, but he gave everything in the order of all comers in order to unite us with the bonds of communication and humanity and make our life more civilized. ”

The Church took in much of the art and culture created by mankind, melting the fruits of creativity in the crucible of religious experience, striving to cleanse them of harmful elements, and then teach them to people. It sanctifies various aspects of culture and gives a lot to its development. The Orthodox icon painter, poet, philosopher, musician, architect, actor and writer turn to the means of art in order to express the experience of spiritual renewal that they have gained in themselves and wish to give to others. The Church allows you to see a person in a new way, his inner world, the meaning of his being. As a result, human creativity, while churching, returns to its original religious roots. The Church helps culture to cross the borders of a purely earthly affair: by offering a way to purify the heart and combine with the Creator, it makes it open to collaboration with God. Secular culture can be the bearer of the gospel. This is especially important in cases where the influence of Christianity in society is weakening or when secular authorities enter into an open struggle with the Church. So, during the years of state atheism, Russian classical literature, poetry, painting and music became for many almost the only sources of religious knowledge. Cultural traditions help to preserve and enhance the spiritual heritage in a rapidly changing world. This applies to different types of creativity: literature, art, music, architecture, theater, cinema. Any creative styles are suitable for preaching about Christ if the artist’s intention is sincerely pious and if he remains faithful to the Lord.

The Church always calls upon people of culture: “Transform by renewing your mind so that you may know that there is God's will, good, acceptable, and perfect” (Rom. 12. 2). At the same time, the Church warns: “Beloved! do not believe every spirit, but test the spirits whether they are of God ”(1 John 4.1). A person does not always have sufficient spiritual vigilance to separate genuine divine inspiration from the "ecstatic" inspiration, which is often backed by dark forces that destructively affect a person. The latter occurs, in particular, as a result of contact with the world of witchcraft and magic, as well as due to the use of drugs. Church education helps to gain spiritual vision, which allows us to distinguish between good and evil, divine from demonic.

The meeting of the Church and the world of culture does not always mean simple cooperation and mutual enrichment. “The true Word, when it came, showed that not all opinions and not all teachings are good, but some are bad and others are good” (St. Justin the Philosopher). Recognizing the right of everyone to a moral assessment of cultural phenomena, the Church reserves this right
and for yourself. Moreover, she sees this as her direct duty. Without insisting that the church system of ratings be the only one accepted in secular society and the state, the Church, however, is convinced of the ultimate truth and salvation of the path opened to it in the Gospel. If creativity contributes to the moral and spiritual transformation of a person, the Church blesses him. If culture contrasts itself with God, becomes anti-religious or anti-human, turns into anti-culture, then the Church opposes it. However, such a confrontation is not a struggle with the bearers of this culture, for “our battle is not against flesh and blood,” but a spiritual battle aimed at liberating people from the harmful effects of dark forces on their souls, “heavenly wicked spirits” (Ephesians 6. 12 )

Eschatological aspiration does not allow
У записи 6 лайков,
1 репостов,
240 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям