????О добродетелях О вере. Первая добродетель - вера,...

????О добродетелях

О вере.

Первая добродетель - вера, ибо верою и горы преставляют и все, что хотят, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своею утверждается. От произволения нашего вера или уменьшается или увеличивается.

О любви.

Вторая добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает во едино все добродетели. Одною любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того и другому не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился. Пребывающий в любви, в Боге пребывает; где любовь, там и Бог.

О посте.

Третья добродетель - пост. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру - в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности; тогда как воздержание - одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; (...) Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, - много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель - своя совесть. Нельзя всем иметь
одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Умеренный и разумный пост - основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом.

О воздержании.

Четвертая добродетель воздержания - матерь и союз всех добродетелей. Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и возбуждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять.

О бдении.

Пятая добродетель - бдение. Бдение же с рассуждением очищает ум от рассеяния помыслов, делает его легким и вводит в молитву. Как чувственные глаза просвещают тело и все члены его освещают, так неусыпное внимание и бодрствование просвещает душу духовным зрением, ибо напоминает человеку о неизреченных благах, которые уготовал Господь любящим Его, показывает муки вечные, уготованные грешникам; и человек бодрствующий удивляется Творцу всегда, как переменяются день и ночь, как светит солнце, луна и звезды; как сменяется мороз, снег, зной, гром, дождь, напоминает человеку о преходящей жизни века сего, о кончине смертной и извлекает у него обильные слезы и, как сторож на высоком месте, освещает ясно духовному оку состояние человека, как он живет, - правым или неправым путем. Мерное бдение веселит сердце.

О молитве Иисусовой.

Шестая добродетель - молитва Иисусова. Это - общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. Молитва - источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей.

О смирении и смиренномудрии.

Седьмая добродетель - смирение и смиренномудрие. Смирение сердечное без труда спасает человека старого, больного, убогого, нищего и необразованного; ради него прощаются все согрешения; оно от самой бездны греховной возводит человека. Чрез смиренномудрие все вражеские сети и замыслы разрушаются, и оно укореняет жизнь духовную и соблюдает от падения.

О безмолвии и молчании.

Восьмая добродетель - безмолвие, т.е. удаление от всякого житейского попечения и смущения.
Обуздавший и сдерживающий свой язык, и все тело воздержит. Воздержанный на язык избежит и всякого зла, происходящего от него.

О нестяжательности.

Девятая добродетель - нестяжательность вещей и крайняя нищета. Бежим, бежим от сребролюбия и прочих вещей, как от льва рыкающего, ибо оно прелагает кротость и смирение человека в немилостивой гнев и злопамятство и делает лютым зверем.

О рассуждении.

Десятая добродетель - рассуждение благоразмыслительное во всяком деле; потому что безрассуждение и добро приводит ко злу и посему бывает не добром.

Без эти выше указанных десяти добродетелей невозможно спастись. Отцы святые разъяснили о них в различных обширных беседах; здесь же о них сказано кратко. Три из сих добродетелей: во-первых, пост, т.е. воздержание рассудительное и неизменное; во-вторых, непрестанное упражнение в поучении божественных Писаний с бдением рассудительным, т.е. по совести, сил и бодрости каждого; и в-третьих, молитва Иисусова разумная, т.е. со вниманием ума к словам молитвы и внутренним хранением сердца, - эти добродетели, суть самые основательные, должны исполняться разумно - пред лицем и ради Бога без всякого лицемерия, человекоугодия и тщеславия; иначе исполняющий их ничем не отличается от неисполняющего. Лучше оставить ту добродетель, чрез которую мы произвольно высокоумствуем; - награда подается не столько за труды, сколько ради смирения. Лучше быть согрешающим и кающимся, чем исправляющимся и возносящимся. Господь Бог да вразумит и утвердит нас совершать волю Его и священные заповеди и добродетели, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Преподобный Паисий Величковский)
???? About virtues

About faith.

The first virtue is faith, because by faith and mountains they also represent everything they want, they will receive, said the Lord. Everyone in all glorious and wondrous deeds affirms by his faith. From the arbitrariness of our faith either decreases or increases.

 About love.

The second virtue is the non-hypocritical love of God and people. Love embraces and binds together all the virtues. With one love, the whole law is fulfilled and God-pleasing life is being accomplished. Love consists in laying down one’s soul for one’s friend and, whatever you don’t want, do not do either. For the sake of love, the Son of God has become humanized. He who abides in love abides in God; where there is love, there is God.

About the post.

The third virtue is fasting. Some meanwhile fast, and then indulge in sweet foods; for many begin fasting beyond their strength and other severe exploits, and then weaken from immoderation and unevenness, and seek sweet foods and peace to strengthen the body. To do the same means to build, and then to ruin again, because the body, through poverty from fasting, is compelled to sweat and seek solace, and sweets kindle passions. If one establishes a certain measure for himself how much to take scarce food per day, he will receive great benefit. However, with regard to the amount of food, it must establish how much is needed to strengthen forces; any spiritual work can be accomplished as such. If anyone fasts more than that, then at another time he will rest. A moderate feat has no price. For some and great fathers took food by measure and had measure in everything - in feats, in the needs of body and cell supplies, and all at one time and every thing was consumed according to a certain moderate charter. Therefore, the Holy Fathers do not command to start fasting beyond strength and to weaken oneself. Make it a rule to eat every day, so you can more firmly abstain; if anyone fasts more, then how will he restrain himself from satiety and gorging? No way. Such an immoderate undertaking comes either from vanity or from recklessness; while abstinence is one of the virtues that contributes to curbing the flesh; hunger and thirst are given to a person to cleanse the body, preserve from bad thoughts and prodigal lust; on each day, eating with poverty is a means to perfection, as some say; (...) From the activities of the saints, from the life of our Savior and from the rules of life of deanly living, it is clear that it is beautiful and useful to always be ready and is in achievement, labor and patience; however, do not weaken yourself by excessive fasting and do not spend in the inactivity of the body. If the flesh burns with youth, then much must abstain; if it is weak, then it is necessary to take enough food, in spite of other ascetics, - many or few people fast; look and discuss according to your weakness how much you can accommodate: each measure and internal teacher has his own conscience. You can't have it all
one rule and one feat; because some are strong, others are weak; some like iron, others like copper, others like wax. Moderate and reasonable fasting is the foundation and head of all virtues. As with a lion and a fierce serpent to fight, so it should with the enemy in bodily weakness and spiritual poverty. If anyone wants to have a firm mind from bad thoughts, then thin the flesh by fasting.

About abstinence.

The fourth virtue of abstinence is the mother and union of all virtues. If you hold the womb, you will enter paradise, for abstinence is the killing of sin, removal from passions, the beginning of spiritual life and the intercessor of eternal blessings. On the contrary, satiety deprives a person of spiritual talent, because satiety of the womb for sleep drives him and stirs up bad thoughts in him, and he can not perform a vigil, engage in reading or needlework and do no other good deed.

 About the vigil.

The fifth virtue is vigil. Vigil with reason clears the mind from the dispersion of thoughts, makes it easy and introduces into prayer. As sensual eyes enlighten the body and all its members illuminate, so vigilant attention and wakefulness enlighten the soul with spiritual sight, for it reminds man of the indescribable blessings that the Lord has prepared for His loving, shows the eternal torment prepared for sinners; and a waking man always wonders at the Creator, how day and night change, how the sun, moon and stars shine; how frost, snow, heat, thunder, rain change, reminds a person of the passing life of this world, of death, and draws abundant tears from him and, like a watchman in a high place, illuminates clearly to the spiritual eye the person’s state of how he lives - right or the wrong way. Dimensional vigil amuses the heart.

 About Jesus Prayer.

The sixth virtue is the prayer of Jesus. This is a common thing in humans with angels; with this prayer, people are soon approaching angelic living. Prayer is the source of all good deeds and virtues and drives away the darkness of passions from man.

On humility and humility.

The seventh virtue is humility and humility. Hearty humility without difficulty saves an old, sick, wretched, impoverished and uneducated person; forgive him
У записи 3 лайков,
1 репостов,
198 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям