Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию,...

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» или, согласно второму названию, «Благоухающий цвет» впервые появилась в 17 веке в Греции. Ее необычный облик возник как воплощение в красках слов Акафиста – читаемого в честь Богородицы торжественного песнопения. В нем Пречистая Дева называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты».

На возникновение иконы «Неувядаемый цвет» повлияла традиция написания православной иконы «Похвала Богородице», самый ранний русский список которой относится к 14 веку. Это была первая икона, созданная на основе древнейшего акафиста, посвященного Божией Матери.

Поводом к его созданию стало чудесное избавление Константинополя посредничеством Богородицы от вражеского нашествия. Пророки, говорившие когда-то о рождении Девы Марии, написаны с теми символами, которые служили ее прообразом. Так Пророк Аарон держит жезл, на верхней части которого можно увидеть чудесный цветок.

Такое изображение связано с древним преданием Церкви. Оно гласит, что когда-то Богом, через пророка Моисея, было определено быть ветхозаветными священнослужителями только потомкам рода Аарона. Но позднее, представители других родов стали протестовать, тоже претендуя на честь священства. Тогда, чтобы прекратить распри, было решено получить ответ свыше. Для этого жезлы представителей двенадцати колен еврейского народа были оставлены в иудейском храме.

Через некоторое время обнаружилось, что одиннадцать жезлов остались без изменений. А вот на жезле потомков Левия, на котором было написано имя его внука – Аарона, появились цветок миндаля. Более того, он не засыхал и, позднее, произвел плод. Это явление окончательно уверило всех в избранности рода, служившего в храме Иерусалима.
В христианской традиции чудо с жезлом Аарона рассматривается следующим образом. Сам жезл, процветший благоуханным цветком – это символ чистой и непорочной Девы Марии. А плод, который появился на нем – Спаситель мира Иисус Христос. Поэтому на иконе «Похвала Богородице» иногда стали изображать Божию Матерь с цветочной веткой в руках.

Таким образом, авторы иконы «Неувядаемый цвет», заимствовав такой вариант изображения, выделили его в самостоятельный иконописный сюжет. На его развитие оказал влияние и процесс буквального воплощения в христианской живописи слов различных богослужебных книг и песнопений, особенно благодарственного канона Иосифа Песнописца, написанного в 9 веке. В них облик Богородицы показан прообразами-символами:

источником, дарующим жизнь;
лилией;
звездой;
розой;
солнцем;
оливковой ветвью;
прекрасным садом и многими другими.

________

На самом крупном ионическом греческом острове Кефалония с давних времен есть традиция: на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) паломники, приезжающие на остров, приносят белые, подобные лилиям, цветы. Согласно апокрифам, с похожим белым цветком, который символизирует непорочную чистоту, к Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью о непорочном зачатии. Цветы, укладываемые прихожанами к иконе под киот, не убираются до одного из главных православных праздников – Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), они лежат без воды и света. В полумраке, без влаги цветки и стебли постепенно усыхают, но к Успению растения чудом оживают, стебли наполняются влагой, а вместо сухих соцветий появляются бутоны, распускающиеся белые цветки, становясь тем самым неувядаемым цветом.
The icon of the Virgin "Fadeless color" or, according to the second name, "Fragrant color" first appeared in the 17th century in Greece. Her unusual appearance arose as the embodiment in colors of the words of Akathist - a solemn hymn recited in honor of the Virgin. In it, the Blessed Virgin is called "the root of virginity and the unfading color of purity."

The emergence of the “Fadeless Color” icon was influenced by the tradition of writing the Orthodox icon “Praise to the Virgin,” the earliest Russian list of which dates back to the 14th century. This was the first icon created on the basis of the most ancient akathist, dedicated to the Mother of God.

The reason for its creation was the miraculous deliverance of Constantinople through the mediation of the Virgin from an enemy invasion. The prophets who once spoke of the birth of the Virgin Mary are written with the symbols that served as her prototype. So the Prophet Aaron holds a rod, on top of which you can see a wonderful flower.

This image is associated with the ancient tradition of the Church. It says that once God, through the prophet Moses, was determined to be Old Testament priests only to the descendants of the Aaron clan. But later, representatives of other clans began to protest, also claiming the honor of the priesthood. Then, in order to stop the feud, it was decided to receive an answer from above. For this, the rods of the twelve tribes of the Jewish people were left in the Jewish temple.

After some time, it was discovered that eleven wands remained unchanged. But on the rod of the descendants of Levi, on which was written the name of his grandson - Aaron, an almond blossom appeared. Moreover, it did not dry out and, later, produced the fruit. This phenomenon finally assured everyone of the chosen clan that served in the temple of Jerusalem.
In the Christian tradition, the miracle with the rod of Aaron is considered as follows. The rod itself, which flourished with a fragrant flower, is a symbol of the pure and immaculate Virgin Mary. And the fruit that appeared on it is the Savior of the world, Jesus Christ. Therefore, the icon “Praise to the Virgin” sometimes began to portray the Mother of God with a flower branch in her hands.

Thus, the authors of the “Fadeless Color” icon, having borrowed such a variant of the image, singled it out into an independent icon-painting plot. Its development was also influenced by the process of literal embodiment in Christian painting of the words of various liturgical books and chants, especially the thanksgiving canon of Joseph the Songwriter, written in the 9th century. In them, the appearance of the Virgin is shown by the prototype symbols:

 life-giving source;
 lily;
 a star;
 a rose;
 the sun;
 olive branch;
 beautiful garden and many others.

________

There is a tradition on the largest ionic Greek island of Kefalonia for a long time: on the Feast of the Annunciation of the Blessed Virgin Mary (April 7), pilgrims arriving on the island bring white, lily-like flowers. According to the apocrypha, with a similar white flower, which symbolizes immaculate purity, the Archangel Gabriel appeared to the Virgin Mary with the good news of the Immaculate Conception. Flowers laid by parishioners under the icon under the icon case are not removed until one of the main Orthodox holidays - the Assumption of the Blessed Virgin Mary (August 28), they lie without water and light. In the twilight, without moisture, the flowers and stems gradually dry out, but by the Assumption, plants miraculously come to life, the stems are filled with moisture, and instead of dry inflorescences, buds appear, blooming white flowers, thereby becoming an unfading color.
У записи 20 лайков,
1 репостов,
575 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям