???? Какое взаимодействие и общение возможно с теми же католиками и протестантами, среди которых — и это очевидный факт — много хороших людей?
— Этот вопрос является одним из камней преткновения для части современных православных христиан. Поэтому мы остановимся на нем более подробно.
Менталитет современных христиан под влиянием изменений условий жизни и внешней информации подвергается разрушающему реактивному облучению и уже изменился по сравнению с прежними веками.
Теоцентризм, характерный для прежних веков (Бог — высшая ценность, цель и содержание жизни), сменяется гуманизмом, где человек (притом, эмпирический человек, с поврежденной природой), а не Божество, занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей. «Все природное прекрасно», — декларируют гуманисты. Духовное возрождение и освящение они не отвергают, но принимают как самосовершенствование.
Гуманизм учит тому, что человек не нуждается в искуплении, в таинствах веры и благодати Духа Святого, а спасается собственными добродетелями. Для гуманистов-христиан Христос — не Искупитель, а эталон человека, и спасение заключается в подражании Христу. Само понятие прародительского греха, который переходит от поколения к поколению, гуманистам кажется несправедливостью.
Один из известных гуманистов прямо заявил: «Адам согрешил, а я при чем?», то есть он считает себя по рождению чистым от греха.
На самом деле человечество представляет собой генетическое единство, где грех Адама передается от родителей к потомкам. Святой Иоанн Златоуст выражает такую мысль: если ты не хочешь отвечать за грехи праотцев, то откажись и от обетований и благословений, данных им, но в таком случае ты откажешься и от Мессии — Христа Спасителя.
Мистическое восприятие человечества как множественности во единстве и единства во множественности заменяется гуманистами принципом внешнего коллективизма, а в делах веры — субъективными понятиями о спасении. Современные гуманисты, лишенные чувства благодати как свидетельства истины, считают веру в Церковь как единственный путь спасения духовной гордыней, дефицитом любви и узостью мышления.
Теперь к гуманизму все более примешивается либерализм, при котором грех теряет свою демоническую сущность, а любовь Божия воспринимается как терпимость к греху, которая переходит в солидарность. Один из видных христианских гуманистов заявил: «Христос во всем солидарен с человеком». Тогда зачем нужно было Распятие?
Принцип апокатастасиса — обязательного и неизбежного возвращения к первоначальному состоянию — породил реабилитацию оригенизма, который считает, что грех — это только задержка в пути к Богу и отсрочка времени в стране изгнания, а затем все существа, в том числе сатана и падшие ангелы, вернутся в божественную плерому (полноту). Это учение, противоречащее Евангелию, отвергнутое и проклятое Церковью, стало все более явно звучать в сочинениях современных модернистов.
Теперь я хочу коснуться вопроса о Церкви. Церковь — не союз, а единство: не может быть союза церквей, основанного на соглашениях и декларациях, а существует только единство в Истине.
Догматы, молитвы и таинства Православной Церкви, соединенные с учениями и обрядами инославных конфессий, представляют собой соединение истины с ложью, то есть ложь.
Однако Православие не требует самоизоляции в области человеческих взаимоотношений. Мы можем иметь с инославными и иноверцами вполне добрые отношения и дружеское общение, но сакральное единство с ними для нас невозможно, иначе мы вступим в область гуманистических иллюзий и отступим от собственной веры, не принеся пользу людям других конфессий и религий. Церковь — это духовное единство, поэтому общая молитва с неправославными явилась бы для нас противоречием этому мистическому единству и стала бы не только нарушением церковных канонов, но и грехом против самих инославных, которых мы, сами того не желая, обольщали бы ложной надеждой единства и спасения вне Православия.
Что касается добродетельных иноверцев, то по справедливости Божией за свое добро они получат некую награду и утешение, но они лишены самого главного: Бог не является внутренним фактором их бытия.
???? Как вообще привести ко Христу «хорошего человека»?
— Для этого самому надо стать «хорошим человеком», воцерковить себя, стараться стяжать благодать Божию и своей жизнью показать пример веры и добродетели. Тогда будет видно, как воздействовать на души других людей, как найти ключ к их сердцу. Общего рецепта здесь нет, но надо помнить, что привести душу ко Христу можно только через действие благодати. Ученики Христа не отличались ораторским красноречием или знанием философии, однако своим простым словом, исполненным благодатью, творили нравственные чудеса: обращали сотни и тысячи людей ко Христу.
Люди, общаясь с ними и слушая их, как бы входили в световое поле благодати, чувствовали ее действие в своих сердцах, которая открывала для них неведомый духовный мир. Если человек не стремится очищать свое сердце от страстей, пребывать в молитве, исполнять волю Божию, то он окажется внутри пустым, и эту холодную пустоту ощутят те, к кому он обращается с учением о христианской вере. Если человек не стяжает благодати, то ни красноречие, ни оснащенность в мирских науках и даже знание текстов Священного Писания не поможет ему оживлять сердца людей и тем самым опытно свидетельствовать им об истинности христианской веры.
???? Кого привести проще: того, кто далеко отстоит от истин веры (как например, мусульмане или язычники) или же того, кто уже верит во Христа, но имеет неверные догматические воззрения (как например, католики и протестанты)?
— Обычно мы называем людей, верующих во Христа, христианами, к какой бы конфессии они ни принадлежали и каких бы догматов ни исповедовали. Но если мы посмотрим на этот вопрос более глубоко, то увидим, что Христа можно познать только через благодать Духа Святого, носительницей Которого является Церковь. Свет благодати действует на дух человека и освящает его душу. Кроме искупления для спасения необходимо было еще сошествие Духа Святого и продолжение Пятидесятницы в Церкви.
Трагизм конфессий, отпавших от Православия, заключается в том, что там идет познание Христа вне Духа Святого, а через душевные силы самого человека; в результате создается ложный образ Христа, который не может возродить и спасти душу человека. Поэтому каноны Церкви так категоричны в разделении духовной истины от заблуждений, Православия от неправославия и строго охраняют православную веру от каких-либо искусственных соединений с инославными учениями.
Нельзя сказать, кто ближе или дальше от Православия — это будут только внешние измерения. Те, кто оказались вне ковчега во время всемирного потопа, одинаково погибли независимо от того, где были: далеко или около него. Современные модернистские воззрения о частичной благодати, которая якобы находится в других конфессиях, не соответствует учению Церкви. Нельзя быть частично спасенным или частично освященным; здесь есть две возможности: быть или с Истинным Христом, Который открывается в Духе Святом, или с ложным Христом, образ которого создан человеческим рассудком и эмоциями.
При переходе из иноверия или инославия в Православие человек по церковному чину должен перед крестом и Евангелием отвергнуться от заблуждений своей прежней религии, а увидеть эти заблуждения легче язычнику, чем католику или протестанту. Современные гуманизм и либерализм учат о спасительности всех конфессий и даже вероисповеданий. Примером такой нравственной и вероисповедальной индифферентности является модернизм с его учением о спасении. Поэтому в настоящее время говорить о единственной возможности спасения в Православной Церкви становится признаком плохого тона, фанатизмом и унижением человека другой веры.
Мне кажется, что легче обратить в Православие иноверца, чем инославного, а труднее всего — православных фарисеев, а также модернистов, которые постоянно ищут компромиссов между учением Христа и духом богоборческого и развращенного мира.
(Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину)
задавал Антон Поспелов; оригинал статьи здесь http://www.pravoslavie.ru/76030.html )
— Этот вопрос является одним из камней преткновения для части современных православных христиан. Поэтому мы остановимся на нем более подробно.
Менталитет современных христиан под влиянием изменений условий жизни и внешней информации подвергается разрушающему реактивному облучению и уже изменился по сравнению с прежними веками.
Теоцентризм, характерный для прежних веков (Бог — высшая ценность, цель и содержание жизни), сменяется гуманизмом, где человек (притом, эмпирический человек, с поврежденной природой), а не Божество, занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей. «Все природное прекрасно», — декларируют гуманисты. Духовное возрождение и освящение они не отвергают, но принимают как самосовершенствование.
Гуманизм учит тому, что человек не нуждается в искуплении, в таинствах веры и благодати Духа Святого, а спасается собственными добродетелями. Для гуманистов-христиан Христос — не Искупитель, а эталон человека, и спасение заключается в подражании Христу. Само понятие прародительского греха, который переходит от поколения к поколению, гуманистам кажется несправедливостью.
Один из известных гуманистов прямо заявил: «Адам согрешил, а я при чем?», то есть он считает себя по рождению чистым от греха.
На самом деле человечество представляет собой генетическое единство, где грех Адама передается от родителей к потомкам. Святой Иоанн Златоуст выражает такую мысль: если ты не хочешь отвечать за грехи праотцев, то откажись и от обетований и благословений, данных им, но в таком случае ты откажешься и от Мессии — Христа Спасителя.
Мистическое восприятие человечества как множественности во единстве и единства во множественности заменяется гуманистами принципом внешнего коллективизма, а в делах веры — субъективными понятиями о спасении. Современные гуманисты, лишенные чувства благодати как свидетельства истины, считают веру в Церковь как единственный путь спасения духовной гордыней, дефицитом любви и узостью мышления.
Теперь к гуманизму все более примешивается либерализм, при котором грех теряет свою демоническую сущность, а любовь Божия воспринимается как терпимость к греху, которая переходит в солидарность. Один из видных христианских гуманистов заявил: «Христос во всем солидарен с человеком». Тогда зачем нужно было Распятие?
Принцип апокатастасиса — обязательного и неизбежного возвращения к первоначальному состоянию — породил реабилитацию оригенизма, который считает, что грех — это только задержка в пути к Богу и отсрочка времени в стране изгнания, а затем все существа, в том числе сатана и падшие ангелы, вернутся в божественную плерому (полноту). Это учение, противоречащее Евангелию, отвергнутое и проклятое Церковью, стало все более явно звучать в сочинениях современных модернистов.
Теперь я хочу коснуться вопроса о Церкви. Церковь — не союз, а единство: не может быть союза церквей, основанного на соглашениях и декларациях, а существует только единство в Истине.
Догматы, молитвы и таинства Православной Церкви, соединенные с учениями и обрядами инославных конфессий, представляют собой соединение истины с ложью, то есть ложь.
Однако Православие не требует самоизоляции в области человеческих взаимоотношений. Мы можем иметь с инославными и иноверцами вполне добрые отношения и дружеское общение, но сакральное единство с ними для нас невозможно, иначе мы вступим в область гуманистических иллюзий и отступим от собственной веры, не принеся пользу людям других конфессий и религий. Церковь — это духовное единство, поэтому общая молитва с неправославными явилась бы для нас противоречием этому мистическому единству и стала бы не только нарушением церковных канонов, но и грехом против самих инославных, которых мы, сами того не желая, обольщали бы ложной надеждой единства и спасения вне Православия.
Что касается добродетельных иноверцев, то по справедливости Божией за свое добро они получат некую награду и утешение, но они лишены самого главного: Бог не является внутренним фактором их бытия.
???? Как вообще привести ко Христу «хорошего человека»?
— Для этого самому надо стать «хорошим человеком», воцерковить себя, стараться стяжать благодать Божию и своей жизнью показать пример веры и добродетели. Тогда будет видно, как воздействовать на души других людей, как найти ключ к их сердцу. Общего рецепта здесь нет, но надо помнить, что привести душу ко Христу можно только через действие благодати. Ученики Христа не отличались ораторским красноречием или знанием философии, однако своим простым словом, исполненным благодатью, творили нравственные чудеса: обращали сотни и тысячи людей ко Христу.
Люди, общаясь с ними и слушая их, как бы входили в световое поле благодати, чувствовали ее действие в своих сердцах, которая открывала для них неведомый духовный мир. Если человек не стремится очищать свое сердце от страстей, пребывать в молитве, исполнять волю Божию, то он окажется внутри пустым, и эту холодную пустоту ощутят те, к кому он обращается с учением о христианской вере. Если человек не стяжает благодати, то ни красноречие, ни оснащенность в мирских науках и даже знание текстов Священного Писания не поможет ему оживлять сердца людей и тем самым опытно свидетельствовать им об истинности христианской веры.
???? Кого привести проще: того, кто далеко отстоит от истин веры (как например, мусульмане или язычники) или же того, кто уже верит во Христа, но имеет неверные догматические воззрения (как например, католики и протестанты)?
— Обычно мы называем людей, верующих во Христа, христианами, к какой бы конфессии они ни принадлежали и каких бы догматов ни исповедовали. Но если мы посмотрим на этот вопрос более глубоко, то увидим, что Христа можно познать только через благодать Духа Святого, носительницей Которого является Церковь. Свет благодати действует на дух человека и освящает его душу. Кроме искупления для спасения необходимо было еще сошествие Духа Святого и продолжение Пятидесятницы в Церкви.
Трагизм конфессий, отпавших от Православия, заключается в том, что там идет познание Христа вне Духа Святого, а через душевные силы самого человека; в результате создается ложный образ Христа, который не может возродить и спасти душу человека. Поэтому каноны Церкви так категоричны в разделении духовной истины от заблуждений, Православия от неправославия и строго охраняют православную веру от каких-либо искусственных соединений с инославными учениями.
Нельзя сказать, кто ближе или дальше от Православия — это будут только внешние измерения. Те, кто оказались вне ковчега во время всемирного потопа, одинаково погибли независимо от того, где были: далеко или около него. Современные модернистские воззрения о частичной благодати, которая якобы находится в других конфессиях, не соответствует учению Церкви. Нельзя быть частично спасенным или частично освященным; здесь есть две возможности: быть или с Истинным Христом, Который открывается в Духе Святом, или с ложным Христом, образ которого создан человеческим рассудком и эмоциями.
При переходе из иноверия или инославия в Православие человек по церковному чину должен перед крестом и Евангелием отвергнуться от заблуждений своей прежней религии, а увидеть эти заблуждения легче язычнику, чем католику или протестанту. Современные гуманизм и либерализм учат о спасительности всех конфессий и даже вероисповеданий. Примером такой нравственной и вероисповедальной индифферентности является модернизм с его учением о спасении. Поэтому в настоящее время говорить о единственной возможности спасения в Православной Церкви становится признаком плохого тона, фанатизмом и унижением человека другой веры.
Мне кажется, что легче обратить в Православие иноверца, чем инославного, а труднее всего — православных фарисеев, а также модернистов, которые постоянно ищут компромиссов между учением Христа и духом богоборческого и развращенного мира.
(Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину)
задавал Антон Поспелов; оригинал статьи здесь http://www.pravoslavie.ru/76030.html )
???? What kind of interaction and communication is possible with the same Catholics and Protestants, among whom - and this is an obvious fact - there are many good people?
- This question is one of the stumbling blocks for some modern Orthodox Christians. Therefore, we will dwell on it in more detail.
The mentality of modern Christians under the influence of changes in living conditions and external information is subjected to destructive reactive radiation and has already changed compared to previous centuries.
Theocentrism, characteristic of previous centuries (God is the highest value, purpose and content of life), is replaced by humanism, where a person (moreover, an empirical person with a damaged nature), and not the Divine, occupies the highest level of spiritual and spiritual values. “Everything natural is beautiful,” the humanists declare. They do not reject spiritual rebirth and sanctification, but accept it as self-improvement.
Humanism teaches that man does not need atonement, in the sacraments of faith and grace of the Holy Spirit, but is saved by his own virtues. For Christian humanists, Christ is not the Redeemer, but the standard of man, and salvation consists in imitation of Christ. The very concept of ancestral sin, which passes from generation to generation, seems to humanists an injustice.
One of the famous humanists directly stated: “Adam sinned, but what have I to do with it?”, That is, he considers himself by birth pure from sin.
In fact, humanity is a genetic unity, where the sin of Adam is transmitted from parents to descendants. St. John Chrysostom expresses this idea: if you do not want to answer for the sins of the forefathers, then refuse the promises and blessings given to them, but in this case you will refuse the Messiah - Christ the Savior.
The mystical perception of humanity as plurality in unity and unity in plurality is replaced by humanists with the principle of external collectivism, and in matters of faith - by subjective concepts of salvation. Modern humanists, deprived of a sense of grace as evidence of truth, consider faith in the Church as the only way of salvation by spiritual pride, a deficit of love and narrow thinking.
Now liberalism is increasingly mixed with humanism, in which sin loses its demonic essence, and God's love is perceived as tolerance for sin, which turns into solidarity. One prominent Christian humanist said: "Christ is in solidarity with man in everything." Then why was the Crucifixion necessary?
The principle of apocatastasis - a mandatory and inevitable return to its original state - gave rise to the rehabilitation of Origenism, which believes that sin is only a delay in the path to God and a delay in time in the country of exile, and then all beings, including Satan and the fallen angels, will return to divine pleroma (fullness). This doctrine, which contradicts the Gospel, rejected and cursed by the Church, has become more and more pronounced in the works of modern modernists.
Now I want to touch on the issue of the Church. The church is not a union, but a unity: there cannot be a union of churches based on agreements and declarations, but there is only unity in Truth.
The dogmas, prayers and ordinances of the Orthodox Church, combined with the teachings and rites of the heterodox faiths, are a combination of truth and falsehood, that is, a lie.
However, Orthodoxy does not require self-isolation in the field of human relations. We can have completely good relations and friendly fellowship with non-Orthodox and non-Gentiles, but sacred unity with them is impossible for us, otherwise we will enter the realm of humanistic illusions and deviate from our own faith without benefiting people of other faiths and religions. The church is a spiritual unity, therefore, a common prayer with the non-Orthodox would be a contradiction for us to this mystical unity and would become not only a violation of church canons, but also a sin against the non-Orthodox, whom we ourselves would not deceive, would deceive with the false hope of unity and salvation outside Orthodoxy.
As for the virtuous Gentiles, according to the justice of God for their good they will receive a certain reward and comfort, but they are deprived of the most important thing: God is not an internal factor in their existence.
???? How do you bring a “good man” to Christ?
- For this, you yourself need to become a “good man”, to church yourself, to try to gain the grace of God and to set an example of faith and virtue with your life. Then it will be seen how to influence the souls of other people, how to find the key to their heart. There is no general recipe here, but we must remember that to bring a soul to Christ is possible only through the action of grace. The disciples of Christ were not distinguished by oratory or eloquence of philosophy, but with their simple word, filled with grace, they performed moral miracles: they turned hundreds and thousands of people to Christ.
People, communicating with them and listening to them, as if entering the light field of grace, felt its action in their hearts, which opened for them an unknown spiritual world. If a person does not seek to purify his heart from passions, to remain in prayer, to fulfill the will of God, then he will be
- This question is one of the stumbling blocks for some modern Orthodox Christians. Therefore, we will dwell on it in more detail.
The mentality of modern Christians under the influence of changes in living conditions and external information is subjected to destructive reactive radiation and has already changed compared to previous centuries.
Theocentrism, characteristic of previous centuries (God is the highest value, purpose and content of life), is replaced by humanism, where a person (moreover, an empirical person with a damaged nature), and not the Divine, occupies the highest level of spiritual and spiritual values. “Everything natural is beautiful,” the humanists declare. They do not reject spiritual rebirth and sanctification, but accept it as self-improvement.
Humanism teaches that man does not need atonement, in the sacraments of faith and grace of the Holy Spirit, but is saved by his own virtues. For Christian humanists, Christ is not the Redeemer, but the standard of man, and salvation consists in imitation of Christ. The very concept of ancestral sin, which passes from generation to generation, seems to humanists an injustice.
One of the famous humanists directly stated: “Adam sinned, but what have I to do with it?”, That is, he considers himself by birth pure from sin.
In fact, humanity is a genetic unity, where the sin of Adam is transmitted from parents to descendants. St. John Chrysostom expresses this idea: if you do not want to answer for the sins of the forefathers, then refuse the promises and blessings given to them, but in this case you will refuse the Messiah - Christ the Savior.
The mystical perception of humanity as plurality in unity and unity in plurality is replaced by humanists with the principle of external collectivism, and in matters of faith - by subjective concepts of salvation. Modern humanists, deprived of a sense of grace as evidence of truth, consider faith in the Church as the only way of salvation by spiritual pride, a deficit of love and narrow thinking.
Now liberalism is increasingly mixed with humanism, in which sin loses its demonic essence, and God's love is perceived as tolerance for sin, which turns into solidarity. One prominent Christian humanist said: "Christ is in solidarity with man in everything." Then why was the Crucifixion necessary?
The principle of apocatastasis - a mandatory and inevitable return to its original state - gave rise to the rehabilitation of Origenism, which believes that sin is only a delay in the path to God and a delay in time in the country of exile, and then all beings, including Satan and the fallen angels, will return to divine pleroma (fullness). This doctrine, which contradicts the Gospel, rejected and cursed by the Church, has become more and more pronounced in the works of modern modernists.
Now I want to touch on the issue of the Church. The church is not a union, but a unity: there cannot be a union of churches based on agreements and declarations, but there is only unity in Truth.
The dogmas, prayers and ordinances of the Orthodox Church, combined with the teachings and rites of the heterodox faiths, are a combination of truth and falsehood, that is, a lie.
However, Orthodoxy does not require self-isolation in the field of human relations. We can have completely good relations and friendly fellowship with non-Orthodox and non-Gentiles, but sacred unity with them is impossible for us, otherwise we will enter the realm of humanistic illusions and deviate from our own faith without benefiting people of other faiths and religions. The church is a spiritual unity, therefore, a common prayer with the non-Orthodox would be a contradiction for us to this mystical unity and would become not only a violation of church canons, but also a sin against the non-Orthodox, whom we ourselves would not deceive, would deceive with the false hope of unity and salvation outside Orthodoxy.
As for the virtuous Gentiles, according to the justice of God for their good they will receive a certain reward and comfort, but they are deprived of the most important thing: God is not an internal factor in their existence.
???? How do you bring a “good man” to Christ?
- For this, you yourself need to become a “good man”, to church yourself, to try to gain the grace of God and to set an example of faith and virtue with your life. Then it will be seen how to influence the souls of other people, how to find the key to their heart. There is no general recipe here, but we must remember that to bring a soul to Christ is possible only through the action of grace. The disciples of Christ were not distinguished by oratory or eloquence of philosophy, but with their simple word, filled with grace, they performed moral miracles: they turned hundreds and thousands of people to Christ.
People, communicating with them and listening to them, as if entering the light field of grace, felt its action in their hearts, which opened for them an unknown spiritual world. If a person does not seek to purify his heart from passions, to remain in prayer, to fulfill the will of God, then he will be
У записи 11 лайков,
1 репостов,
469 просмотров.
1 репостов,
469 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко