Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о...

Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному гораздо лучше оставаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы.

Молчание есть великая сила в деле невидимой нашей брани и верная надежда на одержание победы. Молчание очень любезно тому, кто не надеется на себя, а надеется на одного Бога. Оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости. Св. Исаак говорит, что «хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и в делах явных, телом совершаемых, втайне доставляет великую силу к совершению их. Оно просвещает и в сокровенном делании, если только кто соблюдает молчание с ведением» («Добротолюбие» в рус. пер., сл. 31, с. 208). В другом месте так восхваляет он его: «Когда на одну сторону положишь все дела жития сего – отшельнического, а на другую – молчание, тогда найдешь, что оно перевешивает на весах. Много есть добрых для нас советов; но когда сблизится кто с молчанием, излишним для него будет делание хранения их» («Добротолюбие» в рус. пер., сл. 41, с. 251). В другом еще месте называет он молчание «таинством будущего века»; слова же, говорит, «суть орудие мира сего» (там же, сл. 42, с. 263). Святой же Варсонофий ставит его выше богословствования, говоря: «Если ты и едва-едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (там же, отв. 36). Посему хотя бывает, что «иной молчит, потому что не имеет, что сказать; иной... потому что ждет удобного времени для своего слова» (Сир. 20, 6), иной по другим каким причинам, «славы ради человеческой или по ревности о сей добродетели молчания, или потому, что держит сокровенное в сердце собеседование с Богом, от коего не хочет отойти внимание ума его» (св. Исаак, сл. 76, с. 546), но вообще можно сказать, что кто молчалив, тот показывает себя благоразумным и мудрым (Сир. 19, 28, 20:5).

К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков.

(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
When you need to tell you, think good-naturedly about what to express on your heart, before you switch to your tongue, and you will find that much of this is such that it is much better for him not to come from your lips. But at the same time, know that from what to say it seems good to you, it is much better for someone to remain buried in a coffin of silence. Sometimes you yourself will find out about this at the end of the conversation.

Silence is a great power in the cause of our invisible battle and the true hope of victory. Silence is very kind to one who does not rely on himself, but relies on God alone. She is the guardian of sacred prayer and a wonderful helper when practicing virtues, and at the same time a sign of spiritual wisdom. St. Isaac says that “keeping the tongue not only makes the mind rise to God, but also in the matters of the explicit, performed by the body, secretly delivers great power to perform them. It also enlightens in secret work, if only one observes silence with knowledge ”(“ Good Philosophy ”in Russian translation, p. 31, p. 208). In another place, he praises him so: “When on one side you put all the affairs of this life - a hermit, and on the other - silence, then you will find that it outweighs the scales. There are many good advice for us; but when someone draws closer to silence, it will be superfluous for him to do their preservation ”(“ Kindness ”in Russian translation, l. 41, p. 251). In another place he calls silence “the sacrament of the future century”; the words, he says, “are the instruments of this world” (ibid., p. 42, p. 263). Saint Barsanuphius puts him higher than theology, saying: “If you almost barely theologize, then know that silence is more worthy of surprise and glory” (ibid., Rep. 36). Therefore, although it happens that “the other is silent, because he does not have something to say; another ... because it is waiting for a convenient time for its word ”(Sir. 20, 6), another for some other reason,“ glory for the sake of humanity or jealousy of this virtue of silence, or because it keeps a confidential conversation with God in the heart , from whom the attention of his mind does not want to depart ”(St. Isaac, v. 76, p. 546), but in general it can be said that who is silent, he shows himself prudent and wise (Sir. 19, 28, 20: 5) .

In addition, to make it silent, I’ll show you one very direct and simple way: take up this business - and the business itself will both teach you how to do it and help you with it. To maintain zeal for such work, think more often about the disastrous consequences of indiscriminate talkativeness and the saving consequences of prudent silence. When you come to tastes of the saving fruits of silence, then no more lessons will be required for you in this regard.

(Nicodemus Svyatorets "Invisible abuse")
У записи 3 лайков,
0 репостов,
148 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям