Итак, брате мой, если ты желаешь легко и удобно освободиться от таких заблуждений и страстей, если ищешь избежать разных сетей и козней диавола, если вожделеваешь соединиться с Богом и улучить божественный свет и истину, мужественно вступи в брань с своим воображением и борись с ним всеми твоими силами, чтобы обнажить ум свой от всяких видов, цветов и очертаний и вообще от всякого воображения и памяти вещей чувственных, как хороших, так и худых. Ибо все такое есть запятнание и затемнение чистоты и светлости ума, одебеление его безвеществия и проводник к острастению ума, так как ни одна почти страсть душевная и телесная не может подступить к уму иначе, как чрез воображение соответственных им вещей чувственных. Подвизайся же хранить ум свой бесцветным, безобразным, безвидным и чистым, как создал его Бог.
Но этого достигнуть иначе ты не можешь, как возвратив ум свой в себя, заключив его в тесном месте сердца своего и всего внутреннего человека и научив его неотходно пребывать там внутри, то в сокровенной молитве, внутренним словом возглашая: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, то себе внимая и себя рассуждая, наипаче же Бога созерцая и в Нем упокоеваясь. Ибо как змий, когда нужно ему бывает бросить старую кожу свою, идет и с усилием протискивает себя сквозь какой-либо тесный проход, как говорят естествословы, так и ум, чрез теснины сердца и умной в сердце молитвы протискиваясь, совлекается одежды воображения чувственных вещей и недобрых чувственных впечатлений и делается чистым, светлым и годным к единению с Богом, ради подобия Ему, какое воспринимает чрез это. Опять, как вода, чем больше утесняется в тесных проходах, тем сильнее напирает и быстрее устремляется вверх, так и ум, чем более стесняется сокровенным в сердце поучением и себе вниманием, тем делается утонченнее и сильнее и, устремляясь горе, тем недоступнее бывает для всякой страсти и всякого прилога помыслов, и для всякого образа вещей, не только чувственных, но и мысленных, так как они в таком случае остаются вне и внутрь войти не могут. Предложу и иное сравнение, еще более подходящее. Как лучи солнца, будучи рассеяны в воздухе и разъединены друг с другом, бывают не так светлы и теплородны, будучи же сосредоточены в одну точку посредством известных стекол, дают ослепительный свет и теплоту зажигательную, так и ум, будучи собран в центре сердца себе вниманием и сокровенным поучением, делается светоносным и попалительным, тьму вещественную и страстную разгоняющим и всякие такого же рода образы и движения подпаляющим и уничтожающим.
Это первый и главный способ, как управляться с воображением и памятью, который держать должен ты, возлюбленный, непрерывно. Им ты не только исправишь эти душевные силы, но изгладишь в них все следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов вещей чувственных, возбуждающих и питающих страсти. Но чем действеннее и плодоноснее сей способ, тем он притруднее, и чем притруднее, тем менее ныне имеет он желающих употреблять его, чтоб не сказать – тем менее верующих в силу его, особенно в среде мудрецов и учителей, не светских только, но и духовных, которые, не хотя поверить научению Святого Духа и стольких св. отцов, указывающих сей способ в драгоценнейшей всякого камения честного книге «Добротолюбие», праведно лишаются плодов Духа, какие сподобляются получить многие неученые и даже неграмотные. Ибо, по слову Спасителя, Бог «утаил их от премудрых и разумных, и открыл... младенцам» (Лк. 10, 21); потому что которые не верят в силу сего умного делания и не принимаются за него, те никак не могут понять, сколь оно благотворно, по слову пророка: «аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис. 7, 9).
(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
Но этого достигнуть иначе ты не можешь, как возвратив ум свой в себя, заключив его в тесном месте сердца своего и всего внутреннего человека и научив его неотходно пребывать там внутри, то в сокровенной молитве, внутренним словом возглашая: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, то себе внимая и себя рассуждая, наипаче же Бога созерцая и в Нем упокоеваясь. Ибо как змий, когда нужно ему бывает бросить старую кожу свою, идет и с усилием протискивает себя сквозь какой-либо тесный проход, как говорят естествословы, так и ум, чрез теснины сердца и умной в сердце молитвы протискиваясь, совлекается одежды воображения чувственных вещей и недобрых чувственных впечатлений и делается чистым, светлым и годным к единению с Богом, ради подобия Ему, какое воспринимает чрез это. Опять, как вода, чем больше утесняется в тесных проходах, тем сильнее напирает и быстрее устремляется вверх, так и ум, чем более стесняется сокровенным в сердце поучением и себе вниманием, тем делается утонченнее и сильнее и, устремляясь горе, тем недоступнее бывает для всякой страсти и всякого прилога помыслов, и для всякого образа вещей, не только чувственных, но и мысленных, так как они в таком случае остаются вне и внутрь войти не могут. Предложу и иное сравнение, еще более подходящее. Как лучи солнца, будучи рассеяны в воздухе и разъединены друг с другом, бывают не так светлы и теплородны, будучи же сосредоточены в одну точку посредством известных стекол, дают ослепительный свет и теплоту зажигательную, так и ум, будучи собран в центре сердца себе вниманием и сокровенным поучением, делается светоносным и попалительным, тьму вещественную и страстную разгоняющим и всякие такого же рода образы и движения подпаляющим и уничтожающим.
Это первый и главный способ, как управляться с воображением и памятью, который держать должен ты, возлюбленный, непрерывно. Им ты не только исправишь эти душевные силы, но изгладишь в них все следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов вещей чувственных, возбуждающих и питающих страсти. Но чем действеннее и плодоноснее сей способ, тем он притруднее, и чем притруднее, тем менее ныне имеет он желающих употреблять его, чтоб не сказать – тем менее верующих в силу его, особенно в среде мудрецов и учителей, не светских только, но и духовных, которые, не хотя поверить научению Святого Духа и стольких св. отцов, указывающих сей способ в драгоценнейшей всякого камения честного книге «Добротолюбие», праведно лишаются плодов Духа, какие сподобляются получить многие неученые и даже неграмотные. Ибо, по слову Спасителя, Бог «утаил их от премудрых и разумных, и открыл... младенцам» (Лк. 10, 21); потому что которые не верят в силу сего умного делания и не принимаются за него, те никак не могут понять, сколь оно благотворно, по слову пророка: «аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис. 7, 9).
(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
So, my brother, if you want to easily and conveniently get rid of such delusions and passions, if you are looking to avoid different networks and intrigues of the devil, if you want to unite with God and improve the divine light and truth, courageously enter into a battle with your imagination and fight with it with all your strength to expose your mind from all sorts, colors and shapes, and in general from any imagination and memory of sensual things, both good and bad. For all this is the tarnishing and dimming of the purity and luminosity of the mind, the aggravation of its lack of substance and the vehicle for the aggravation of the mind, since not a single almost emotional and physical passion can approach the mind except through the imagination of sensory things corresponding to them. Fight to keep your mind colorless, ugly, invisible and pure, as God created it.
But you cannot achieve this otherwise, by returning your mind to yourself, enclosing it in a cramped place of your heart and the whole inner man and teaching him to stay there inside, then in secret prayer, with the inner word proclaiming: Lord Jesus Christ, the Son of God, have mercy on me, then listening to yourself and reasoning for yourself, however, most of all contemplating God and resting in Him. For as a serpent, when it is necessary for him to throw his old skin, he goes and squeezes himself through an narrow passage with effort, as natural scientists say, so the mind, through the gaps of the heart and the clever prayer in the heart, squeezes itself, clothes of imagination of sensual things and evil sensual impressions and is made pure, bright and fit for union with God, for the sake of likeness to Him, which he perceives through this. Again, just as water, the more it tapers in tight passages, the more it presses and rushes upward faster, so the mind, the more it is shy of the teachings and attention hidden in the heart, the more refined and stronger it becomes, and rushing towards grief, the more inaccessible for everyone passion and any pretext for thoughts, and for any image of things, not only sensual, but also mental, since in this case they remain outside and cannot enter inside. I will offer another comparison, even more suitable. Just as the rays of the sun, being scattered in the air and disconnected from each other, are not so bright and warm, while being concentrated at one point by means of well-known glasses, they give dazzling light and warmth, and so the mind, being collected in the center of the heart with attention and with sacred teachings, it becomes luminiferous and inflammatory, material and passionate darkness dispersing darkness and all sorts of the same kind of images and movements that burn and destroy.
This is the first and main way how to cope with imagination and memory, which you, beloved, must hold continuously. You will not only correct these spiritual forces to them, but you will smooth out all the traces and remnants of previously perceived impressions and images of sensual, exciting and nourishing passions. But the more effective and fruitful this method, the harder it is, and the harder it is, the less he now has those who want to use it, not to say - the less faithful in his power, especially among wise men and teachers, not only secular, but also spiritual who, though not believe the teachings of the Holy Spirit and so many St. fathers, who indicate this method in the most precious stone of all honest book “Philanthropy”, are righteously deprived of the fruits of the Spirit, which many unlearned and even illiterate people are able to receive. For, according to the Savior, God “hid them from the wise and rational, and revealed them to ... babies” (Luke 10, 21); because those who do not believe in the power of this clever work and are not mistaken for it, they cannot understand how beneficial it is, according to the prophet: “Don’t believe yet, understand the name of the imate” (Isa. 7, 9).
(Nicodemus Svyatorets "Invisible abuse")
But you cannot achieve this otherwise, by returning your mind to yourself, enclosing it in a cramped place of your heart and the whole inner man and teaching him to stay there inside, then in secret prayer, with the inner word proclaiming: Lord Jesus Christ, the Son of God, have mercy on me, then listening to yourself and reasoning for yourself, however, most of all contemplating God and resting in Him. For as a serpent, when it is necessary for him to throw his old skin, he goes and squeezes himself through an narrow passage with effort, as natural scientists say, so the mind, through the gaps of the heart and the clever prayer in the heart, squeezes itself, clothes of imagination of sensual things and evil sensual impressions and is made pure, bright and fit for union with God, for the sake of likeness to Him, which he perceives through this. Again, just as water, the more it tapers in tight passages, the more it presses and rushes upward faster, so the mind, the more it is shy of the teachings and attention hidden in the heart, the more refined and stronger it becomes, and rushing towards grief, the more inaccessible for everyone passion and any pretext for thoughts, and for any image of things, not only sensual, but also mental, since in this case they remain outside and cannot enter inside. I will offer another comparison, even more suitable. Just as the rays of the sun, being scattered in the air and disconnected from each other, are not so bright and warm, while being concentrated at one point by means of well-known glasses, they give dazzling light and warmth, and so the mind, being collected in the center of the heart with attention and with sacred teachings, it becomes luminiferous and inflammatory, material and passionate darkness dispersing darkness and all sorts of the same kind of images and movements that burn and destroy.
This is the first and main way how to cope with imagination and memory, which you, beloved, must hold continuously. You will not only correct these spiritual forces to them, but you will smooth out all the traces and remnants of previously perceived impressions and images of sensual, exciting and nourishing passions. But the more effective and fruitful this method, the harder it is, and the harder it is, the less he now has those who want to use it, not to say - the less faithful in his power, especially among wise men and teachers, not only secular, but also spiritual who, though not believe the teachings of the Holy Spirit and so many St. fathers, who indicate this method in the most precious stone of all honest book “Philanthropy”, are righteously deprived of the fruits of the Spirit, which many unlearned and even illiterate people are able to receive. For, according to the Savior, God “hid them from the wise and rational, and revealed them to ... babies” (Luke 10, 21); because those who do not believe in the power of this clever work and are not mistaken for it, they cannot understand how beneficial it is, according to the prophet: “Don’t believe yet, understand the name of the imate” (Isa. 7, 9).
(Nicodemus Svyatorets "Invisible abuse")
У записи 4 лайков,
0 репостов,
153 просмотров.
0 репостов,
153 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко