Какая самая большая сила человека? Внимание. Это та невидимая мышца, которая должна быть очень сильной.
Когда я занималась мастерством актера, разные люди - педагоги, режиссеры - всё время твердили о внимании. Уметь быть сосредоточенным и правильно направить внимание - это уже успех. "Внимание - нимб актера" - как-то я записала такое высказывание у себя в тетради. И сейчас мне сложно не согласиться, что внимание - это правда нимб. Потому что без внимания не получишь ты и спасительных венцов в духовной жизни.
Вся суть "Невидимой брани" Никодима Святогорца в том, как быть внимательным, как стоять на страже своего ума и своего сердца, чтобы сберечь их для Бога. Как только христианин начинает духовную жизнь, начинает ходить в храм, причащаться - тут же начинается "невидимая брань", на него ополчается множество бесов. Мы помним, что искушения Спаситель претерпел именно после крещения. Он таким образом показал, каким будет путь всякого христианина. Тысячи вражьих рук постоянно тянутся к сердцу человека, к уму, к телу - чтобы завладеть им; чтобы человек начал ходить по воле страстей, а не по воле Божией. Если человек не сохраняет внимание к себе, если не осознает каждый миг, что с ним происходит, не творит ли он грех, угодно ли это Богу - он ходит под властью сатаны, хотя может и исповедоваться, и причащаться - но каждый раз он будет снова скатываться вниз, как писал прп. Иоанн Лествичник: "подобно псу, который возвращается на свою блевотину", потому что учил Господь: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом."(Мф. 12:43-45). Кого Господь называет "этим злым родом"? Тех, кто положил начало покаянию, но не устоял в нём, не старался быть внимательным, чтобы не творить грех, не думал о Боге, не старался о приобретении христианских добродетелей.
Вот что говорит по этому поводу архимандрит Иоанн Крестьянкин:
"Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.
Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, — всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).
Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.
А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, — сторожа нет.
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.
И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.
И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.
Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе."
Когда я занималась мастерством актера, разные люди - педагоги, режиссеры - всё время твердили о внимании. Уметь быть сосредоточенным и правильно направить внимание - это уже успех. "Внимание - нимб актера" - как-то я записала такое высказывание у себя в тетради. И сейчас мне сложно не согласиться, что внимание - это правда нимб. Потому что без внимания не получишь ты и спасительных венцов в духовной жизни.
Вся суть "Невидимой брани" Никодима Святогорца в том, как быть внимательным, как стоять на страже своего ума и своего сердца, чтобы сберечь их для Бога. Как только христианин начинает духовную жизнь, начинает ходить в храм, причащаться - тут же начинается "невидимая брань", на него ополчается множество бесов. Мы помним, что искушения Спаситель претерпел именно после крещения. Он таким образом показал, каким будет путь всякого христианина. Тысячи вражьих рук постоянно тянутся к сердцу человека, к уму, к телу - чтобы завладеть им; чтобы человек начал ходить по воле страстей, а не по воле Божией. Если человек не сохраняет внимание к себе, если не осознает каждый миг, что с ним происходит, не творит ли он грех, угодно ли это Богу - он ходит под властью сатаны, хотя может и исповедоваться, и причащаться - но каждый раз он будет снова скатываться вниз, как писал прп. Иоанн Лествичник: "подобно псу, который возвращается на свою блевотину", потому что учил Господь: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом."(Мф. 12:43-45). Кого Господь называет "этим злым родом"? Тех, кто положил начало покаянию, но не устоял в нём, не старался быть внимательным, чтобы не творить грех, не думал о Боге, не старался о приобретении христианских добродетелей.
Вот что говорит по этому поводу архимандрит Иоанн Крестьянкин:
"Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.
Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, — всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).
Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.
А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, — сторожа нет.
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.
И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.
И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.
Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе."
What is the greatest strength of man? Attention. This is the invisible muscle that must be very strong.
When I was engaged in the skill of an actor, different people - teachers, directors - all the time kept talking about attention. Being able to focus and direct attention is already a success. “Attention - an actor’s halo” - somehow I recorded this statement in my notebook. And now it’s hard for me to disagree that attention is the true halo. Because without attention you will not receive the crowning crowns in the spiritual life.
The whole essence of Nicodemus the Holy Mountain's “Invisible Scolding” is how to be careful, how to stand guard over your mind and your heart, in order to save them for God. As soon as a Christian begins his spiritual life, begins to go to the temple, take communion, the “invisible abuse” begins immediately, and many demons take up arms against him. We remember that the Savior suffered temptations after baptism. He thus showed what the path of every Christian would be. Thousands of hostile hands are constantly drawn to the heart of a person, to the mind, to the body - to take possession of it; so that a person begins to walk according to the will of passions, and not according to the will of God. If a person does not maintain attention to himself, if he does not realize every moment what is happening to him, does he commit sin, is it pleasing to God - he walks under the authority of Satan, although he can confess and partake - but each time he will be again roll down, as prp wrote. John Climacus: “like a dog that returns to his vomit,” because the Lord taught: “When an unclean spirit leaves a person, he walks through waterless places, seeking rest, and finds no;
then he says: I’ll return to my house, where I came from. And, having come, finds him unoccupied, swept out and cleaned;
then he goes and takes with him seven other spirits that are evil to themselves, and, having entered, they live there; and it happens to a person that the latter is worse than the first. So it will be with this evil race. "(Matthew 12: 43-45). Whom does the Lord call" this evil race "? Those who laid the foundation for repentance, but did not stand in it, did not try to be careful not to commit sin , did not think about God, did not try to acquire Christian virtues.
Here is what Archimandrite John Krestyankin says on this subject:
“Unclean spirits in the ascetic sense are often connected with various kinds of passions. Thus, an unclean spirit emerging from a person is at the same time a kind of defeated passion. The further meaning seems to be understandable. When the soul, after expelling the passion, cannot fill self holy positive content - unclean spirits help to introduce into it a much more abundant saturated and intensely working passion - the seven worst unclean spirits.
But why seven? Is it a coincidence? And if not? And if not, that is, if the number "seven" has not only a symbolic meaning, meaning fullness, but also a completely realistic content, it follows that the seven passions that unclean spirits cause in the soul of a person are always constant, alone and the same ones (of course, we are talking only about those cases when sinful passionate movements - quite specific, such as drunkenness and fornication - are expelled from the soul, and she does not worry about starting a good deed).
Observation of such situations, while an attentive person will always find them at hand, as well as the logic of a person’s spiritual and moral life, prove the identical action of sin in such cases.
What would a person need to do to overcome a sinful habit? To begin with, put your mind on guardian of the heart so that it considers at least the grossest sinful thoughts and, as a watchman, not even very good, would try not to miss the most undoubtedly hostile ones.
And when is it not? .. Let's see what happens ...
So sin is defeated! Hooray! Addiction, suppose, to drunkenness is expelled from my heart. And I am triumphant. Alas, not for long. I did not manage to give a place to the Holy Spirit in my cleansed heart. And it is so clear! I tried so hard myself, so much and tenderly requested God's help; so my heart and soul tried so long and long to help me - in every possible way, and above all - with their united prayer. And now I am resting calmly and serenely. But then the unclean spirit of drunkenness, wandering around waterless places, looking for peace, and not finding it, quietly returns - and, seeing the chamber of the soul empty, goes after the seven companions known to him who will help him - from experience know - to re-settle in this clean and such a tidbit, such a welcome soul. The matter is facilitated by the fact that, as he sees it, there is no watchman.
The first thing to do is the unclean spirit of pride, which, depending on the character and mood of a clean "patient", is revealed by one of three persons: complacency ("how good I am that I managed to overcome my sin"), self-confidence ("it turns out, this it’s not so difficult; and I have enough strength to cope with it ”), self-confidence (“ and indeed this abomination will not dare to approach me anymore, knowing that I am an experienced fighter with her and a winner ”). And with my inexperience in the spiritual and moral life, he seducing me with his three faces in
When I was engaged in the skill of an actor, different people - teachers, directors - all the time kept talking about attention. Being able to focus and direct attention is already a success. “Attention - an actor’s halo” - somehow I recorded this statement in my notebook. And now it’s hard for me to disagree that attention is the true halo. Because without attention you will not receive the crowning crowns in the spiritual life.
The whole essence of Nicodemus the Holy Mountain's “Invisible Scolding” is how to be careful, how to stand guard over your mind and your heart, in order to save them for God. As soon as a Christian begins his spiritual life, begins to go to the temple, take communion, the “invisible abuse” begins immediately, and many demons take up arms against him. We remember that the Savior suffered temptations after baptism. He thus showed what the path of every Christian would be. Thousands of hostile hands are constantly drawn to the heart of a person, to the mind, to the body - to take possession of it; so that a person begins to walk according to the will of passions, and not according to the will of God. If a person does not maintain attention to himself, if he does not realize every moment what is happening to him, does he commit sin, is it pleasing to God - he walks under the authority of Satan, although he can confess and partake - but each time he will be again roll down, as prp wrote. John Climacus: “like a dog that returns to his vomit,” because the Lord taught: “When an unclean spirit leaves a person, he walks through waterless places, seeking rest, and finds no;
then he says: I’ll return to my house, where I came from. And, having come, finds him unoccupied, swept out and cleaned;
then he goes and takes with him seven other spirits that are evil to themselves, and, having entered, they live there; and it happens to a person that the latter is worse than the first. So it will be with this evil race. "(Matthew 12: 43-45). Whom does the Lord call" this evil race "? Those who laid the foundation for repentance, but did not stand in it, did not try to be careful not to commit sin , did not think about God, did not try to acquire Christian virtues.
Here is what Archimandrite John Krestyankin says on this subject:
“Unclean spirits in the ascetic sense are often connected with various kinds of passions. Thus, an unclean spirit emerging from a person is at the same time a kind of defeated passion. The further meaning seems to be understandable. When the soul, after expelling the passion, cannot fill self holy positive content - unclean spirits help to introduce into it a much more abundant saturated and intensely working passion - the seven worst unclean spirits.
But why seven? Is it a coincidence? And if not? And if not, that is, if the number "seven" has not only a symbolic meaning, meaning fullness, but also a completely realistic content, it follows that the seven passions that unclean spirits cause in the soul of a person are always constant, alone and the same ones (of course, we are talking only about those cases when sinful passionate movements - quite specific, such as drunkenness and fornication - are expelled from the soul, and she does not worry about starting a good deed).
Observation of such situations, while an attentive person will always find them at hand, as well as the logic of a person’s spiritual and moral life, prove the identical action of sin in such cases.
What would a person need to do to overcome a sinful habit? To begin with, put your mind on guardian of the heart so that it considers at least the grossest sinful thoughts and, as a watchman, not even very good, would try not to miss the most undoubtedly hostile ones.
And when is it not? .. Let's see what happens ...
So sin is defeated! Hooray! Addiction, suppose, to drunkenness is expelled from my heart. And I am triumphant. Alas, not for long. I did not manage to give a place to the Holy Spirit in my cleansed heart. And it is so clear! I tried so hard myself, so much and tenderly requested God's help; so my heart and soul tried so long and long to help me - in every possible way, and above all - with their united prayer. And now I am resting calmly and serenely. But then the unclean spirit of drunkenness, wandering around waterless places, looking for peace, and not finding it, quietly returns - and, seeing the chamber of the soul empty, goes after the seven companions known to him who will help him - from experience know - to re-settle in this clean and such a tidbit, such a welcome soul. The matter is facilitated by the fact that, as he sees it, there is no watchman.
The first thing to do is the unclean spirit of pride, which, depending on the character and mood of a clean "patient", is revealed by one of three persons: complacency ("how good I am that I managed to overcome my sin"), self-confidence ("it turns out, this it’s not so difficult; and I have enough strength to cope with it ”), self-confidence (“ and indeed this abomination will not dare to approach me anymore, knowing that I am an experienced fighter with her and a winner ”). And with my inexperience in the spiritual and moral life, he seducing me with his three faces in
У записи 11 лайков,
2 репостов,
215 просмотров.
2 репостов,
215 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко