Ищите прежде Царствия Небесного Архимандрит Кирилл (Павлов) В...

Ищите прежде Царствия Небесного
Архимандрит Кирилл (Павлов)

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5), – так воспевает царь и пророк Давид, пророчески восхваляя святых Апостолов, которым суждено было потрудиться над распространением евангельской проповеди по вселенной.

Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя двух великих апостолов – Петра и Павла. Все Апостолы трудились над устроением Христовой Церкви, но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились больше всех и за свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним названы первоверховными, как достойные всякой похвалы. Вся Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол Петр (назывался он также Кифою или Симоном) происходил из небольшого городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Именно им троим довелось быть свидетелями многих тайн судеб Божественных. Верным Господу святой апостол Петр оставался до конца своей жизни. Правда, в стесненных обстоятельствах Апостол по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника, но это свое отречение он омыл горячими слезами покаяния и после Воскресения Христова по троекратном вопрошении его Господом: любишь ли Меня (Ин.21:15)? – был восстановлен в апостольском звании и служении.

Первоначально апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме; затем он проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии и, наконец, пришел в Рим, где и был заключен в темницу. Свою преданность и верность Господу он запечатлел мученической кончиной: был распят на кресте вниз головой в 67-м году от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что, когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане просили апостола Петра укрыться и выйти из города. Когда же Апостол, преклонившись на их просьбы, пошел, то, подойдя уже к окраине города, увидел грядущего ему навстречу Спасителя и в трепете вопросил Его: "Куда Ты, Господи, идешь?" Господь же отвечал ему: "Иду, чтобы вторично быть распятым". Из этих слов Господа святой апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие. Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено: 29 июня он вместе с чествуемым ныне же святым апостолом Павлом был предан мученической смерти.

Что же до апостола Павла (называвшегося прежде Савлом), то настоящая его жизнь такова. Происходил он из Киликийского города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем христиан, так что сам отыскивал и предавал их на мучения. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, на пути осиял его небесный свет и был к нему голос:

– Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
– Кто Ты, Господи? – спросил он.
– Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
– Господи! что повелишь мне делать? – спросил он снова.
И Господь сказал ему:
– Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (ср.: Деян.9:4-6).

От озарения небесным светом Савл лишился зрения. По прибытии же своем в город, после крещения от ученика Христова Анании, он тотчас прозрел и так из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди евангельской истины среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он прошел пешком почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое значение для спасения и жизни человека имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым, встречая со стороны языческого мира яростное сопротивление. Перенесенным им скорбям и искушениям нет счета. Вот как сам говорит он о себе в одном из посланий: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2Кор.11:23-29)? Таковы подвиги, такова любовь к Богу и к людям, которая была присуща святому апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Богу считая выше всякого иного родства.

Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22). И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

Святой Ефрем Сирин говорит: "Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых".

И святитель Иоанн Златоуст учит: "Душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению, научает ее всякому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души: она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь – в геенну".

Зная благотворное значение скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, когда их долго не посещали скорби. Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику следующий случай: "Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами: "Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, Милостивый!". "Видимо, эта женщина – вдова и ее кто-нибудь обидел, что она так горько плачет", – подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить. Я сказал ей: "Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?". "Ах, нет, – ответила она, вновь проливая слезы, – нет, отче, ты не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три года уже, как не знаю я никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости"". Итак, богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией к ним.

Дорогие братия и сестры, и нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение и с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру в Иисуса Христа как Сына Божия, пламенную любовь к Господу, чистоту жизни, кротость и смирение.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость! (Тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, гл. 4. – Ред.)

Аминь.
Seek first the kingdom of heaven
Archimandrite Kirill (Pavlov)

On the day of remembrance of the holy supreme apostles Peter and Paul

In the name of the Father and the Son and the Holy Spirit!

Their broadcasting to the whole earth, and to the ends of the universe their verbs (Ps. 18: 5), - so the king and prophet David praises, prophetically praising the holy Apostles, who were destined to work on the spread of the gospel sermon throughout the universe.

Dear brothers and sisters, today the Church of Christ has put on festive garments, spiritually glorifying the two great apostles - Peter and Paul. All the Apostles worked on the dispensation of the Church of Christ, but the holy apostles Peter and Paul, now honored, have worked the hardest and for their fiery jealousy and ardent love for the Lord Jesus Christ and their neighbors are called supreme as worthy of all praise. The whole Church of Christ is grateful to them for the labors, illnesses, sorrows, persecutions, calamities that they suffered, spreading the faith of Christ and turning people from the darkness of paganism to the light of Christ’s teaching.

The Holy Apostle Peter (also called Kifoy or Simon) came from the small town of Bethsaida and was a fisherman in his occupation. After his calling, he followed the Lord relentlessly and for his love for the Savior was honored to become his chosen disciple along with James and John the Theologian. It was them three who happened to be witnesses to many secrets of the divine destinies. True to the Lord, the holy Apostle Peter remained until the end of his life. True, in constrained circumstances, the Apostle, out of cowardice, denied the Lord in the court of the high priest, but he washed his abdication with hot tears of repentance, and after the Resurrection of Christ after the Lord asked him three times: did you love Me (John 21:15)? - was restored to the apostolic rank and ministry.

Initially, the apostle Peter preached the gospel primarily among the Jews in Jerusalem; then he preached in Samaria, Syria, Asia, Bithynia, Ponte, Galatia, and finally came to Rome, where he was imprisoned. He captured his devotion and fidelity to the Lord with a martyr's death: he was crucified upside down on the cross in the 67th year of the birth of Christ. Church tradition says that when Emperor Nero erected persecution of Christians in Rome, Roman Christians asked the Apostle Peter to take cover and leave the city. When the Apostle, bowing to their requests, went, then, having already approached the outskirts of the city, he saw the Savior coming to meet him and in awe asked Him: "Where are you, Lord, going?" The Lord answered him: "I am going to be crucified a second time." From these words of the Lord, the holy apostle Peter enlightened that the time had come for him to glorify the Lord with his death. He returned to the city and was sentenced by the emperor Nero to be crucified. Considering himself unworthy of accepting the same death as the Lord, the apostle Peter asked that he be crucified upside down, which was done: on June 29, he, along with the now honored holy apostle Paul, was put to death.

As for the apostle Paul (formerly called Saul), his real life is such. He came from the Cilician city of Tarsus and until his conversion was a fierce persecutor of Christians, so he himself sought out and betrayed them to torment. But once, when he was heading to Damascus to pursue Christians there, his heavenly light shone on the way and there was a voice to him:

- Saul, Saul! why are you persecuting me?
 - Who are you, Lord? - he asked.
 “I am Jesus whom you persecute.” It's hard for you to go against the hell.
 - Lord! what will you command me to do? He asked again.
 And the Lord said to him:
 - Go to the city; and it will be told you what you need to do (cf. Acts 9: 4-6).

From the illumination of heavenly light, Saul lost his sight. Upon his arrival in the city, after being baptized by the disciple of Christ Ananias, he immediately received his sight and so from a persecutor he turned into a zealous preacher of the Christian faith. From that time on, the holy apostle Paul was chosen by the Lord to preach the gospel truth among the pagan world. He preaches the gospel in Asia Minor, in Greece, building the Church of Christ everywhere. He walked almost the entire universe, trying to sow the word of piety everywhere and lead people to Christ. He deeply understood the importance of the preaching of the gospel for the salvation and life of man, and therefore he worked with fiery jealousy and love on the gospel of Christ, meeting fierce resistance from the pagan world. The sorrows and temptations suffered by him have no account. Here is how he himself speaks of himself in one of the messages: I was much more in labor, immeasurably in wounds, more in dungeons and many times at death. Five times from the Jews was given to me forty blows without one; three times they beat me with sticks, once they beat me with stones, three times I suffered a shipwreck, I spent the night and day in the depths of the sea; many times he traveled, in dangers on rivers, in dangers from robbers, in dangers from fellow tribesmen, in dangers from pagans, in dangers in the city, in dangers in the desert, in dangers at sea, in dangers between false brothers, in work and in exhaustion, often in vigil, in g
У записи 11 лайков,
2 репостов,
423 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям