Когда-то святитель Епифаний Кипрский, посещая монастыри, им учрежденные, и слушая отчеты наместников о том, как проходит жизнь братии, сказал примерно следующее: «Вы говорите, что молитесь, совершая все положенные богослужения. То есть вы молитесь только в то время, которое положено по уставу? Это огорчительно, потому что это означает, что вы вообще не молитесь».
В этом утверждении кроется одна из важных причин того, почему нам так трудно бывает сосредоточиться на богослужении, почему нам с таким усилием приходится подвигать себя на молитвенное правило. Когда человек творит молитву только лишь в какое-то положенное время, а в «междумолитвенный» период о ней забывает, в это состояние обращенности к Богу бывает очень трудно возвращаться.
Молитва «прорастает» в жизнь человека тогда, когда он сознательно ею свою жизнь наполняет. Это наполнение начинается с того, что мы стараемся всё делаемое, помышляемое проверять словом Божиим и, исходя из этого, делать вывод о правильности или неправильности того, что происходит в этот момент в нашей жизни. Тем, кто когда-либо пытался это делать, наверное, хорошо знакомо трудно преодолимое желание в некоторые моменты как бы скрыться от лица Божия. Каждый раз, когда мы этой слабости поддаемся, мы наносим серьезный удар по нашей молитве. Невозможно после каких-то событий дня, на которые мы не захотели взглянуть с евангельской точки зрения, «вылезти из кустов», подобно Адаму, встать на свое вечернее правило и как ни в чем не бывало пребывать в общении с Богом. А этих моментов, когда кусты впереди маячат, может быть рассеяно по каждому нашему дню десятки. И нам нужно как раз в это время Бога просить о помощи, чтобы Он дал нам решимость, дал нам мужество, дал нам способность самих себя не жалеть.
Нужно сказать, что именно жизненные события, в которых мы – тут же, переживая их в настоящем времени, – к Богу обращаемся, становятся для нас самой главной практической школой молитвы. Ведь тогда мы действительно молим Бога, а не просто читаем строки молитв, и порой наше слово, произнесенное в такой ситуации с болью, из тесноты сердца, приобретает совершенно особую силу и особую цену.
В этой реальности своей жизни должно пребывать и во время ежедневной домашней молитвы, и на богослужении. Мы многократно повторяем просьбу о том, чтобы Господь нас спас и помиловал. Но чувствуем ли мы при этом, что действительно погибаем, что это не абстракция, не метафора? Как правило, не всегда. Но чем более осознанно человек живет, чем меньше он пребывает в своих фантазиях, тем чаще и эти, и другие слова оказываются наполнены для него конкретным смыслом и содержанием.
Игумен Нектарий (Морозов)
В этом утверждении кроется одна из важных причин того, почему нам так трудно бывает сосредоточиться на богослужении, почему нам с таким усилием приходится подвигать себя на молитвенное правило. Когда человек творит молитву только лишь в какое-то положенное время, а в «междумолитвенный» период о ней забывает, в это состояние обращенности к Богу бывает очень трудно возвращаться.
Молитва «прорастает» в жизнь человека тогда, когда он сознательно ею свою жизнь наполняет. Это наполнение начинается с того, что мы стараемся всё делаемое, помышляемое проверять словом Божиим и, исходя из этого, делать вывод о правильности или неправильности того, что происходит в этот момент в нашей жизни. Тем, кто когда-либо пытался это делать, наверное, хорошо знакомо трудно преодолимое желание в некоторые моменты как бы скрыться от лица Божия. Каждый раз, когда мы этой слабости поддаемся, мы наносим серьезный удар по нашей молитве. Невозможно после каких-то событий дня, на которые мы не захотели взглянуть с евангельской точки зрения, «вылезти из кустов», подобно Адаму, встать на свое вечернее правило и как ни в чем не бывало пребывать в общении с Богом. А этих моментов, когда кусты впереди маячат, может быть рассеяно по каждому нашему дню десятки. И нам нужно как раз в это время Бога просить о помощи, чтобы Он дал нам решимость, дал нам мужество, дал нам способность самих себя не жалеть.
Нужно сказать, что именно жизненные события, в которых мы – тут же, переживая их в настоящем времени, – к Богу обращаемся, становятся для нас самой главной практической школой молитвы. Ведь тогда мы действительно молим Бога, а не просто читаем строки молитв, и порой наше слово, произнесенное в такой ситуации с болью, из тесноты сердца, приобретает совершенно особую силу и особую цену.
В этой реальности своей жизни должно пребывать и во время ежедневной домашней молитвы, и на богослужении. Мы многократно повторяем просьбу о том, чтобы Господь нас спас и помиловал. Но чувствуем ли мы при этом, что действительно погибаем, что это не абстракция, не метафора? Как правило, не всегда. Но чем более осознанно человек живет, чем меньше он пребывает в своих фантазиях, тем чаще и эти, и другие слова оказываются наполнены для него конкретным смыслом и содержанием.
Игумен Нектарий (Морозов)
Once, Saint Epiphanius of Cyprus, visiting monasteries established by him and listening to the reports of the governors on how the life of the brethren goes, said something like this: “You say that you pray, performing all the services that are supposed to be performed. That is, you pray only at the time that is prescribed by the charter? This is disappointing because it means you don’t pray at all. ”
This statement contains one of the important reasons why it is so difficult for us to concentrate on worship, why we have to push ourselves to the rule of prayer with such effort. When a person makes a prayer only at a certain scheduled time, and in the “inter-prayer” period forgets about it, it can be very difficult to return to this state of conversion to God.
Prayer “sprouts” into a person’s life when he consciously fills his life with it. This filling begins with the fact that we try to do everything that we are thinking of verifying with the word of God and, based on this, draw a conclusion about the correctness or incorrectness of what is happening at this moment in our life. Those who have ever tried to do this are probably well aware of the difficultly overcome desire in some moments to hide from the face of God. Every time we succumb to this weakness, we deal a serious blow to our prayer. It is impossible, after some events of the day, that we did not want to look from the gospel point of view, to "get out of the bushes", like Adam, to stand up to our evening rule and as if nothing had happened to remain in fellowship with God. And these moments, when the bushes in front loom, dozens can be scattered over our every day. And we just at this time need to ask God for help so that He gives us determination, gives us courage, gives us the ability to not spare ourselves.
I must say that it is precisely the life events in which we - right away, experiencing them in the present tense - turn to God that become for us the most important practical school of prayer. After all, then we really pray to God, and not just read the lines of prayers, and sometimes our word, uttered in such a situation with pain, from the cramped heart, acquires a very special strength and special price.
In this reality, his life should abide both during daily house prayer and in worship. We repeatedly repeat the request that the Lord save and have mercy on us. But do we feel that we are really dying, that this is not an abstraction, not a metaphor? As a rule, not always. But the more consciously a person lives, the less he dwells in his fantasies, the more often these and other words are filled with concrete meaning and content for him.
Hegumen Nectarius (Morozov)
This statement contains one of the important reasons why it is so difficult for us to concentrate on worship, why we have to push ourselves to the rule of prayer with such effort. When a person makes a prayer only at a certain scheduled time, and in the “inter-prayer” period forgets about it, it can be very difficult to return to this state of conversion to God.
Prayer “sprouts” into a person’s life when he consciously fills his life with it. This filling begins with the fact that we try to do everything that we are thinking of verifying with the word of God and, based on this, draw a conclusion about the correctness or incorrectness of what is happening at this moment in our life. Those who have ever tried to do this are probably well aware of the difficultly overcome desire in some moments to hide from the face of God. Every time we succumb to this weakness, we deal a serious blow to our prayer. It is impossible, after some events of the day, that we did not want to look from the gospel point of view, to "get out of the bushes", like Adam, to stand up to our evening rule and as if nothing had happened to remain in fellowship with God. And these moments, when the bushes in front loom, dozens can be scattered over our every day. And we just at this time need to ask God for help so that He gives us determination, gives us courage, gives us the ability to not spare ourselves.
I must say that it is precisely the life events in which we - right away, experiencing them in the present tense - turn to God that become for us the most important practical school of prayer. After all, then we really pray to God, and not just read the lines of prayers, and sometimes our word, uttered in such a situation with pain, from the cramped heart, acquires a very special strength and special price.
In this reality, his life should abide both during daily house prayer and in worship. We repeatedly repeat the request that the Lord save and have mercy on us. But do we feel that we are really dying, that this is not an abstraction, not a metaphor? As a rule, not always. But the more consciously a person lives, the less he dwells in his fantasies, the more often these and other words are filled with concrete meaning and content for him.
Hegumen Nectarius (Morozov)
У записи 8 лайков,
2 репостов,
282 просмотров.
2 репостов,
282 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко