#запискиконсультанта
О ПОЛЬЗЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
В нашей компании каждый борется с творческим переутомлением по-своему. Я, например, накладываю модели организационного развития на историю христианской церкви. А один из опытных консультантов оцифровывает подшивки старых журналов, вроде "Техника - молодежи" за 1980-е. Выхватив один такой номер прямо из-под руки, я с интересом ознакомилась с техническими чаяниями советской молодежи. Увлеченно листая дальше, в середине я наткнулась на статью, в которой писателей-фантастов просили ответить на три вопроса о будущем человечества. В частности один из вопросов звучал так: "Каково будущее роботов, и в какой мере они повлияют на жизнь человека?". Кто-то отвечал убогую пропагандистскую чушь, кто-то, как А. Стругацкий, отвечал по принципу "отвали", и только один писатель позволил себе высказать более, чем провокационную мысль. Суть его ответа сводилась к следующему: да, робототехника разовьется до такой степени, что сможет полностью избавить человечество от физического труда. Но что в таком случае будут делать миллионы молодых людей, вступающих в жизнь? Примутся поголовно писать диссертации, заниматься наукой и искусством? Мысль его провокационна тем, что вступает в прямое противоречие со всеми идеальными представлениями о человеке, столь модными сегодня. В утопиях, равно, как и в гуманистическом подходе, стоит удовлетворить базовые потребности человека вроде еды, воды и безопасности, как обязательно в нем проснуться исключительно возвышенные устремления и жажда саморазвития. Но ведь зачастую мы наблюдаем две полярные картинки - с одной стороны, отсутствие необходимости с копьем в руке добывать пропитание высвобождает время для духовного развития, но с другой стороны, при недостаточной развитости системы целей и ценностей доступность благ ведет к деструктивному, потребительскому поведению. Я подумала, что, возможно именно опыт бескорыстного физического труда в подростковый период (когда энергия прет через край) является необходимым условием для здорового развития личности, дает возможность проверить собственный характер. Ведь те же психологические теории говорят о постепенном надстраивании структур регуляции в индивидуальном развитии: от полного подчинения сиюминутным желаниям без оглядки на совесть и социальные нормы у ребенка к постепенному формированию (через воспитание) социальных регуляторных надстроек, помогающих существовать в обществе людей. Возможно, помочь вытравить из себя остатки обезьяны способен только труд.
P. S. Как упомянул сам автор, на тему последствий полного замещения физического труда роботами он рассуждает в своем еще неопубликованном на тот момент романе. Интересно, был ли его роман опубликован после этого?
О ПОЛЬЗЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
В нашей компании каждый борется с творческим переутомлением по-своему. Я, например, накладываю модели организационного развития на историю христианской церкви. А один из опытных консультантов оцифровывает подшивки старых журналов, вроде "Техника - молодежи" за 1980-е. Выхватив один такой номер прямо из-под руки, я с интересом ознакомилась с техническими чаяниями советской молодежи. Увлеченно листая дальше, в середине я наткнулась на статью, в которой писателей-фантастов просили ответить на три вопроса о будущем человечества. В частности один из вопросов звучал так: "Каково будущее роботов, и в какой мере они повлияют на жизнь человека?". Кто-то отвечал убогую пропагандистскую чушь, кто-то, как А. Стругацкий, отвечал по принципу "отвали", и только один писатель позволил себе высказать более, чем провокационную мысль. Суть его ответа сводилась к следующему: да, робототехника разовьется до такой степени, что сможет полностью избавить человечество от физического труда. Но что в таком случае будут делать миллионы молодых людей, вступающих в жизнь? Примутся поголовно писать диссертации, заниматься наукой и искусством? Мысль его провокационна тем, что вступает в прямое противоречие со всеми идеальными представлениями о человеке, столь модными сегодня. В утопиях, равно, как и в гуманистическом подходе, стоит удовлетворить базовые потребности человека вроде еды, воды и безопасности, как обязательно в нем проснуться исключительно возвышенные устремления и жажда саморазвития. Но ведь зачастую мы наблюдаем две полярные картинки - с одной стороны, отсутствие необходимости с копьем в руке добывать пропитание высвобождает время для духовного развития, но с другой стороны, при недостаточной развитости системы целей и ценностей доступность благ ведет к деструктивному, потребительскому поведению. Я подумала, что, возможно именно опыт бескорыстного физического труда в подростковый период (когда энергия прет через край) является необходимым условием для здорового развития личности, дает возможность проверить собственный характер. Ведь те же психологические теории говорят о постепенном надстраивании структур регуляции в индивидуальном развитии: от полного подчинения сиюминутным желаниям без оглядки на совесть и социальные нормы у ребенка к постепенному формированию (через воспитание) социальных регуляторных надстроек, помогающих существовать в обществе людей. Возможно, помочь вытравить из себя остатки обезьяны способен только труд.
P. S. Как упомянул сам автор, на тему последствий полного замещения физического труда роботами он рассуждает в своем еще неопубликованном на тот момент романе. Интересно, был ли его роман опубликован после этого?
# note from a consultant
ABOUT THE BENEFIT OF PHYSICAL LABOR
In our company, everyone fights creative overwork in their own way. For example, I impose models of organizational development on the history of the Christian church. And one of the experienced consultants digitizes the filings of old magazines, such as Technique for Youth, in the 1980s. Having snatched one such number directly from under my arm, I familiarized myself with the technical aspirations of Soviet youth. Scrolling enthusiastically on, in the middle I came across an article in which science fiction writers were asked to answer three questions about the future of mankind. In particular, one of the questions was: "What is the future of robots, and to what extent will they affect human life?" Someone answered wretched propaganda nonsense, someone like A. Strugatsky answered on the principle of "fuck off," and only one writer allowed himself to express more than a provocative thought. The essence of his answer was as follows: yes, robotics will develop to such an extent that it can completely save mankind from physical labor. But what, then, will the millions of young people who come into life do? Will they take it upon themselves to write dissertations, engage in science and art? His thought is provocative in that it directly contradicts all the ideal ideas about a person that are so fashionable today. In utopias, as well as in a humanistic approach, it is worth satisfying the basic needs of a person like food, water and security, as it is imperative to awaken in him exclusively elevated aspirations and a thirst for self-development. But often we see two polar pictures - on the one hand, the absence of the need to get food with a spear in our hand frees up time for spiritual development, but on the other hand, when the system of goals and values is not well developed, the availability of goods leads to destructive, consumer behavior. I thought that perhaps it was the experience of disinterested physical labor in the teenage period (when energy rushing over the edge) is a necessary condition for the healthy development of the person that makes it possible to check my own character. After all, the same psychological theories speak of a gradual build-up of regulatory structures in individual development: from complete submission to immediate desires without regard to the child’s conscience and social norms, to the gradual formation (through education) of social regulatory add-ons that help people to exist in society. Perhaps only labor is capable of helping to corrode the remains of a monkey.
P. S. As the author himself mentioned, he discusses the consequences of the complete replacement of physical labor by robots in his still unpublished novel. I wonder if his novel was published after that?
ABOUT THE BENEFIT OF PHYSICAL LABOR
In our company, everyone fights creative overwork in their own way. For example, I impose models of organizational development on the history of the Christian church. And one of the experienced consultants digitizes the filings of old magazines, such as Technique for Youth, in the 1980s. Having snatched one such number directly from under my arm, I familiarized myself with the technical aspirations of Soviet youth. Scrolling enthusiastically on, in the middle I came across an article in which science fiction writers were asked to answer three questions about the future of mankind. In particular, one of the questions was: "What is the future of robots, and to what extent will they affect human life?" Someone answered wretched propaganda nonsense, someone like A. Strugatsky answered on the principle of "fuck off," and only one writer allowed himself to express more than a provocative thought. The essence of his answer was as follows: yes, robotics will develop to such an extent that it can completely save mankind from physical labor. But what, then, will the millions of young people who come into life do? Will they take it upon themselves to write dissertations, engage in science and art? His thought is provocative in that it directly contradicts all the ideal ideas about a person that are so fashionable today. In utopias, as well as in a humanistic approach, it is worth satisfying the basic needs of a person like food, water and security, as it is imperative to awaken in him exclusively elevated aspirations and a thirst for self-development. But often we see two polar pictures - on the one hand, the absence of the need to get food with a spear in our hand frees up time for spiritual development, but on the other hand, when the system of goals and values is not well developed, the availability of goods leads to destructive, consumer behavior. I thought that perhaps it was the experience of disinterested physical labor in the teenage period (when energy rushing over the edge) is a necessary condition for the healthy development of the person that makes it possible to check my own character. After all, the same psychological theories speak of a gradual build-up of regulatory structures in individual development: from complete submission to immediate desires without regard to the child’s conscience and social norms, to the gradual formation (through education) of social regulatory add-ons that help people to exist in society. Perhaps only labor is capable of helping to corrode the remains of a monkey.
P. S. As the author himself mentioned, he discusses the consequences of the complete replacement of physical labor by robots in his still unpublished novel. I wonder if his novel was published after that?
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анчи Дубко