По мотивам впечатлений от премьеры «Женщины с витрины»...

По мотивам впечатлений от премьеры «Женщины с витрины» в Театре мимики и жеста…
Каждый спектакль как река: то бежит быстро, энергично, то замедляется и спокойно, огибая пороги, течёт себе… В каждом спектакле, как и в любом другом произведении искусства, есть кульминационные сцены, несущие смысловую нагрузку всего представления. Таким эпизодом в «Женщине с витрины» стала одна из начальных сцен, когда герой Максима Тиунова бежит, и бежит, и бежит… Работает на бегу, разговаривает по телефону на бегу, убаюкивает ребёнка и гуляет с коляской на бегу, встречается с друзьями на бегу, спит на бегу. События его жизни постоянно меняются, оставаясь одинаково бестолково-суетливыми. И потом в блеске городских витрин и манекенов встречает… нет, не женщину, а некое её подобие, один из манекенов. И пытается сделать из неё женщину. Как Пигмалион – хочет оживить свою Галатею. И танец – как что-то очень живое, что может быть между мужчиной и женщиной. Танец мне не понравился совсем. На каком-то подсознательном уровне я сравнивала танец в «Женщине с витрины» с танго в «Двойнике» театра «Синематографъ». Увы… Сравнение не в пользу Театра мимики и жеста. Да, Максим Тиунов по-прежнему великолепно пластичен, но от его танца с Ольгой Вологжиной не испытала я того восторга, когда в партнёрах у него были Алексей Знаменский и Ольга Мельникова. Спишу это на то, что спектакль был премьерный и сыгранность ещё придёт.
Что касается иных актёрских работ. Если перед актёрами, игравшими манекены, режиссёром была поставлена задача замереть, изображая неживых существ, и механически двигаться по сцене, то они свою задачу выполнили. К сожалению, приходится отметить, что я не открыла для себя новые грани таланта у Юлии Агаповой, Светланы Вакуленко, Алёны Молосновой, Алексея Лемешева, Вадима Николаева, Игоря Стрелкина. Я ни в коем случае не критикую их работы:) Просто от безусловно одарённых актёров в каждом новом спектакле ожидаешь чего-то большего, чем просто умения с механическими улыбками выехать на сцену на вертящемся подиуме. То, что Игорь Стрелкин, Вадим Николаев и Алексей Лемешев – если очень захотят и ещё больше постараются – могут великолепно двигаться и танцевать, я знаю. Но хочется увидеть их на сцене новыми и неизвестными и от этого ещё более интересными.
И всё же… При всех недоработках… При временами затянутости… При явных повторах… При немотивированности названия… Этот спектакль, безусловно, стоит посмотреть. Хотя бы ради того, чтобы увидеть потрясающе пластичного Максима Тиунова. Я поняла, что мне не хватало в прежнем актёре. Единства разнообразия. Максим, безусловно, умеет быть разным. Но в разных ролях. А здесь он разный в одной роли. И идеален в мимике и жестах. В Театре мимики и жеста.
#театрмимикиижеста, #женщинасвитрины, #mustsee, #кудасходитьвмоскве
Based on impressions of the premiere of "Women from the Window" at the Theater of Facial Expressions and Gesture ...
Each performance is like a river: it either runs fast, energetically, it slows down and calmly goes around the rapids, flows to itself ... Each performance, like any other work of art, has climax scenes that carry the semantic load of the whole performance. Such an episode in “The Woman from the Window” became one of the initial scenes when the hero of Maxim Tiunov runs, and runs, and runs ... He works on the run, talks on the phone on the run, lulls the child and walks with the stroller on the run, meets friends on the run sleeping on the run. The events of his life are constantly changing, remaining equally stupidly fussy. And then in the splendor of city windows and mannequins he meets ... no, not a woman, but some kind of her, one of the mannequins. And trying to make a woman out of her. Like Pygmalion - wants to revive his Galatea. And the dance is like something very lively that can be between a man and a woman. I didn’t like the dance at all. At some subconscious level, I compared the dance in "The Woman from the Window" to the tango in the "Double" of the Cinema Theater. Alas ... The comparison is not in favor of the Theater of facial expressions and gesture. Yes, Maxim Tiunov is still superbly plastic, but I didn’t feel the delight of his dance with Olga Vologzhina when he had Alexey Znamensky and Olga Melnikova as partners. I write this to the fact that the performance was premiere and teamwork will come.
As for other acting. If the actors who played mannequins, the director was tasked to freeze, depicting inanimate creatures, and to move mechanically around the stage, then they completed their task. Unfortunately, I have to note that I did not discover new facets of talent for Yulia Agapova, Svetlana Vakulenko, Alyona Molosnova, Alexei Lemeshev, Vadim Nikolaev, Igor Strelkin. In no case will I criticize their work :) Just from the unconditionally gifted actors in each new performance you expect something more than just the ability with mechanical smiles to go on stage on a rotating podium. The fact that Igor Strelkin, Vadim Nikolaev and Aleksey Lemeshev - if they really want and try even harder - can move and dance perfectly, I know. But I want to see them on the stage new and unknown and from this even more interesting.
And yet ... With all the flaws ... With time lagging ... With explicit repetitions ... With unmotivated names ... This performance is certainly worth a look. At least in order to see the stunningly plastic Maxim Tiunov. I realized that I was missing in the previous actor. Unity of diversity. Maxim, of course, knows how to be different. But in different roles. And here he is different in one role. And ideal in facial expressions and gestures. In the Theater of facial expressions and gesture.
#theatersmimicsigest, #woman of a storefront, #mustsee, #where to go in Moscow
У записи 7 лайков,
0 репостов,
273 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Перфильева

Понравилось следующим людям