О прочитанном в декабре. Как-то всё получилось достаточно...

О прочитанном в декабре.

Как-то всё получилось достаточно суматошно и читал я мало, но зато если читал, то запоями. От забора и до обеда, в общем.

1. Жозе Сарамаго “Слепота”.
Так получилось, что хоть я и открыл для себя Сарамаго раньше (и упомяну его ещё в отдельном итоговом годовом посте), но начал не со “слепоты”. А в декабре вот подумал, что надо бы и компенсировать столь значимый пробел.
Сказать, что книга: а) цепляет; б) приводит к катарсису - значит не сказать ничего. Эпидемия внезапной белой слепоты охватывает неназываемый город неназываемой страны. Отсутствие или минимальное количество имён вообще значимая фишка Сарамаго здесь доходит до кульминации. Первый слепец, доктор, жена слепца, девушка в чёрных очках. Героям не нужны имена, описание их как ирония автора над объективацией человека, когда человек есть лишь производная от внешних признаков.
А ещё здесь есть одна из тяжелейших сцен насилия.

2. Жозе Сарамаго “[Про]зрение”.
Вторая часть “Слепоты”. Мир и часть героев те же, что и в первой книге, а вот сюжет уже немного о другом. Хотя все книги написаны об одном, но всё же чуточку о другом. Но если в “Слепоте” хрупкость построенного человечеством мира подвергается угрозе извне (впрочем, относительность точки отправления сигналов это отдельная тема), то здесь можно говорить о разрушении мира исходя из внутреннего посыла.

3. Даниэль Кельман “Время Малера”.
Здесь сборник рассказов и непосредственно одноимённый роман. Создаётся ощущение (и, думаю, не у меня одного), что Кельман решил сделать ремейк “Защиты Лужина”, но добавить в него некоторое количество противоречивой иллюзорности с теорией заговора. А, ну и вместо шахмат - время.
4. Клаудиа Пиньейро “Твоя”.
Книга, сюжет которой идеально перекладывается в либретто. Собственно, ощущения после прочтения как раз такие будто бы следил за сюжетом в классической опере со всеми чуточку безумными хитросплетениями. Банальная история об измене с убийством вырастает в запутанную историю об измене с убийством и хитросплетениями.
5. Альфредо Конде “Грифон”.
Совершенно случайно открыл для себя ещё одного современного классика, только на этот раз уже испанской литературы. Здесь всё запутано как я люблю. Профессор из настоящего размышляет о том, как бы написать книгу про Грифона плескающегося в фонтане. Параллельно с этим идёт рассказ о Посланце из эпохи поражения Непобедимой Армады. В линии Профессора кутёж со студентками и размышление о старении в новейшую эпоху, в линии Посланца тоже хватает событий, но у него ещё и Инквизиция на заднем плане.
Отличная, пускай и слегка густая вещица.
//дожил, использую относительно книг слово “вещица”. Так ещё и начну с хитрым прищуром причмокивать при рассуждениях на тему.
6. Питер Акройд “Повесть о Платоне”.
Коротенькая история про глубокое будущее и отношение людей к глубокому прошлому. Здесь есть и забавное переосмысление Дарвина, Фрейда и Маркса и стилизация под диалоги Платона (впрочем, название обязывает, да и общая канва сюжета выглядит как постмодернистское переосмысление судьбы Сократа) и отсылки к истории Лондона в частности и англоязычной культуры вообще.
7. Жозе Сарамаго “Книга имён”.
Месяц выдался богатым на урожай редьки на моих книжных полках.
//Глупая шутка, знаю, но мне хотелось её написать, даже не давая ссылок на Википедию.
Опять неназываемый город и безымянные персонажи. Все, за исключением главного героя - сеньора Жозе, младшего сотрудника архива. Которому пришло в голову найти никогда не виденную им женщину.
История поиска, история человека, история одиночества.
А ещё сеньор Жозе разговаривает с потолком. Классно разговаривать с потолком, юзернеймы!

P.S. А в следующем коротеньком посте я подведу итоги года и даже, возможно, сделаю личный топ книг года, который посоветую к прочтению.
Оставайтесь на связи и вот это вот всё.
#мужчинасбольшимкнижнымшкафом
About read in December.

Somehow, everything turned out quite hectic and I read a little, but if I read, then hard drinking. From the fence to dinner, in general.
 
1. Jose Saramago “Blindness”.
It so happened that even though I had discovered Saramago earlier (and I will mention it in a separate final annual post), I did not start with “blindness”. And in December, I thought that it would be necessary to compensate for such a significant gap.
To say that the book: a) catches; b) leads to catharsis - means not to say anything. The epidemic of sudden white blindness engulfs the unnamed city of an unnamed country. The absence or minimal number of names of a generally significant feature of Saramago here comes to a climax. The first blind man, a doctor, the wife of a blind man, a girl with black glasses. Heroes do not need names, their description as the author’s irony over the objectification of man, when a man is only a derivative of external signs.
And here is one of the hardest scenes of violence.
 
2. Jose Saramago “[Pro] Vision”.
The second part of “Blindness”. The world and some of the heroes are the same as in the first book, but the plot is already a little about something else. Although all the books are written about one thing, but still a little about the other. But if in “Blindness” the fragility of the world built by mankind is threatened from the outside (however, the relativity of the point of departure of signals is a separate issue), then here we can talk about the destruction of the world on the basis of an internal message.
 
3. Daniel Kelman “Mahler’s Time”.
Here is a storybook and a novel of the same name itself. One gets the feeling (and I think I’m not the only one) that Kelman decided to make a remake of Luzhin’s Defense, but add a certain amount of controversial illusory to it with conspiracy theory. Ah, well, instead of chess - time.
4. Claudia Pinheiro “Yours”.
The book, the plot of which is ideally transferred to the libretto. Actually, after reading the sensations, it was as if he was following the plot in a classical opera with all the slightly insane intricacies. The banal story of treason with murder grows into an intricate story of treason with murder and intricacies.
5. Alfredo Conde “Griffin”.
Quite by chance I discovered another modern classic, only this time in Spanish literature. Everything is confused here as I love. A professor from the present reflects on how to write a book about the Griffin splashing in a fountain. In parallel with this is a story about the Messenger from the era of the defeat of the Invincible Armada. In the Professor’s line, there is a lot of events with students and reflection on aging in the modern era, in the line of the Messenger there are also enough events, but he also has the Inquisition in the background.
Great, albeit a slightly thick little thing.
// I live, I use the word "little thing" for books. So I’ll also start with a sly squint to smack my lips when discussing the topic.
6. Peter Ackroyd “The Tale of Plato.”
A short story about a deep future and people's attitude to a deep past. Here there is a funny rethinking of Darwin, Freud and Marx and stylization for Plato’s dialogues (however, the title obliges, and the general outline of the plot looks like a post-modernist rethinking of the fate of Socrates) and references to the history of London in particular and the English-speaking culture in general.
7. Jose Saramago “The Book of Names”.
The month turned out to be rich in harvest of radish on my bookshelves.
// Stupid joke, I know, but I wanted to write it without even giving links to Wikipedia.
Again the unnamed city and nameless characters. All, except for the main character - Senor Jose, a junior employee of the archive. Which occurred to him to find a woman he had never seen.
The history of the search, the history of man, the story of loneliness.
And Senor Jose is talking to the ceiling. Cool talking to the ceiling, usernames!
 
P.S. And in the next short post I will summarize the results of the year and even, perhaps, will make a personal top book of the year, which I will recommend for reading.
Stay connected and that’s all.
#man with a large bookcase
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Лапин

Понравилось следующим людям