Совершенно случайно наткнулась на весьма увлекательную и, как...

Совершенно случайно наткнулась на весьма увлекательную и, как ни странно, духоподъемную книгу - "История меланхолии".

Там рассказывается о формах, которые принимала меланхолия в разные времена. Приводятся примеры меланхолических личностей, множество забавных цитат из писем знаменитых меланхоликов от XVII века до наших дней, описываются различные концепции этого недуга. Оказывается, то, как проявляется и переживается меланхолия, связано с научными представления о ее природе, нормами поведения и культурными кодами, характерными для той или иной эпохи.

Мысль о культурной обусловленности меланхолии мне кажется любопытной. Кроме того, когда об этом думаешь, то глядишь на собственную тоску как бы со стороны и на душе становится легче. Парадокс: вроде бы читаешь о непохожести меланхолии, допустим, XVIII века на современную, но в результате понимание современности углубляется. "История меланхолии" не утверждает, как мне кажется, тотального релятивизма - скорее демонстрирует универсальный принцип: даже страдание в значительной степени сконстурировано. Вряд ли это знание заставит хандру испариться, как иллюзию, однако в нем явно есть что-то освобождающее.

И да: из книги я пока прочитала только небольшой кусок, так что не верьте ни одному моему слову.
Quite by chance I stumbled upon a very fascinating and, oddly enough, spirit-lifting book - The History of Melancholy.

It tells about the forms that melancholy has taken at different times. Examples of melancholic personalities, many amusing quotes from famous melancholic letters from the XVII century to the present day are given, various concepts of this disease are described. It turns out that the way melancholy manifests itself and is experienced is connected with the scientific understanding of its nature, norms of behavior and cultural codes characteristic of one or another era.

The idea of ​​the cultural causation of melancholy seems to me curious. In addition, when you think about it, then you look at your own melancholy as if from the side and your soul becomes easier. Paradox: you seem to read about the dissimilarity of melancholy, say, the eighteenth century to the modern, but as a result, the understanding of modernity deepens. The “history of melancholia” does not claim, as it seems to me, total relativism - rather it demonstrates a universal principle: even suffering is largely constructed. It is unlikely that this knowledge will cause the blues to evaporate, as an illusion, but there is clearly something liberating in it.

And yes: from the book I have read only a small piece so far, so don’t believe a word of mine.
У записи 14 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Маргарита Скоморох

Понравилось следующим людям