Довольно давно я написал статью о моих личных критериях определения качественного поэтического текста. Почему то мне кажется что этот материал не потерял своей акутальности до сих пор. Так как число моих друзей значительно увеличилось, то выкладываю его ещё раз. И надеюсь на обсуждение.
* * *
На мой взгляд, при оценке какого-либо поэтического текста всегда довольно просто установить некую черту, выше которой начинается поэзия, а ниже которой ещё находится графомания. То есть существует определённая точка отсчёта, начиная с которой, как говорил редактор одного журнала, уже «есть с чем работать». Более того, после прохождения этой черты, текст попадает в область довольно субъективных эстетических оценок, когда нельзя сказать максимально объективно - хорош он или плох.
Для отнесения текста в область графомании существует один довольно ясный и объективный критерий. Это наличие в стихотворении штампов. Ведь что такое по сути штамп? Это показатель отсутствия у поэта творческого усилия, отсутствия своего личного если не голоса, то хотя бы отдельного высказывания. У любого начинающего (и не начинающего тоже) автора на подсознании заложен какой-то определённый пласт услышанной или прочитанной (но не осмысленной) поэзии. В момент вдохновения в зависимости от того ли иного настроения, этот поток из подсознания начинает литься на бумагу. Стихотворец выступает в такой ситуации не творцом, а лишь ретранслятором чужого голоса. Голос этот он естественно принимает за свой.
Штампы могут быть разные. И ритмические, и смысловые, и образные, и т.д. Возьмём простой пример. С первого попавшегося сайта, где можно свободно выкладывать свои опусы:
"Осень вновь снимает покрывало
Позолоту в небу унося
Сердцу в теле бренном места мало
А как птицам улететь нельзя
На закате пламенеет вечер
Мы идем в бесшумный листопад
Ветер нам срывает золото на встречу
Оголяя полусонный сад"
Я думаю излишне объяснять, что именно такими словами, именно эту мысль, именно этими же образами, тысячи романтически настроенных юношей и девушек записали тысячу раз. Да что греха таить, я сам писал тоже самое, когда начинал писать стихи. И осень безусловно золотая, и тело конечно бренное, и вечер естественно пламенеет, и листопад как обычно бесшумный, и т.д. Это объективно плохой текст. Тут ещё никакие эстетические вкусы не применимы. Поэзии ещё нет.
Оговорюсь сразу. Бывают такие случаи, когда штамп работает. То есть в нужном контексте какой-то устойчивый поэтизм начинает играть. На самом деле в таких ситуациях штамп перестаёт быть штампом. Ему придают новый смысл, новое измерение.
* * *
На мой взгляд, при оценке какого-либо поэтического текста всегда довольно просто установить некую черту, выше которой начинается поэзия, а ниже которой ещё находится графомания. То есть существует определённая точка отсчёта, начиная с которой, как говорил редактор одного журнала, уже «есть с чем работать». Более того, после прохождения этой черты, текст попадает в область довольно субъективных эстетических оценок, когда нельзя сказать максимально объективно - хорош он или плох.
Для отнесения текста в область графомании существует один довольно ясный и объективный критерий. Это наличие в стихотворении штампов. Ведь что такое по сути штамп? Это показатель отсутствия у поэта творческого усилия, отсутствия своего личного если не голоса, то хотя бы отдельного высказывания. У любого начинающего (и не начинающего тоже) автора на подсознании заложен какой-то определённый пласт услышанной или прочитанной (но не осмысленной) поэзии. В момент вдохновения в зависимости от того ли иного настроения, этот поток из подсознания начинает литься на бумагу. Стихотворец выступает в такой ситуации не творцом, а лишь ретранслятором чужого голоса. Голос этот он естественно принимает за свой.
Штампы могут быть разные. И ритмические, и смысловые, и образные, и т.д. Возьмём простой пример. С первого попавшегося сайта, где можно свободно выкладывать свои опусы:
"Осень вновь снимает покрывало
Позолоту в небу унося
Сердцу в теле бренном места мало
А как птицам улететь нельзя
На закате пламенеет вечер
Мы идем в бесшумный листопад
Ветер нам срывает золото на встречу
Оголяя полусонный сад"
Я думаю излишне объяснять, что именно такими словами, именно эту мысль, именно этими же образами, тысячи романтически настроенных юношей и девушек записали тысячу раз. Да что греха таить, я сам писал тоже самое, когда начинал писать стихи. И осень безусловно золотая, и тело конечно бренное, и вечер естественно пламенеет, и листопад как обычно бесшумный, и т.д. Это объективно плохой текст. Тут ещё никакие эстетические вкусы не применимы. Поэзии ещё нет.
Оговорюсь сразу. Бывают такие случаи, когда штамп работает. То есть в нужном контексте какой-то устойчивый поэтизм начинает играть. На самом деле в таких ситуациях штамп перестаёт быть штампом. Ему придают новый смысл, новое измерение.
Quite a while ago I wrote an article about my personal criteria for determining a quality poetic text. For some reason it seems to me that this material has not lost its relevance so far. Since the number of my friends has increased significantly, I post it again. And I hope for discussion.
* * *
In my opinion, when evaluating a poetic text, it is always quite simple to establish a certain line, above which poetry begins, and below which grafomania still lies. That is, there is a certain point of reference, starting from which, as the editor of one journal said, already “have something to work with”. Moreover, after passing through this trait, the text falls into the domain of rather subjective aesthetic assessments, when one cannot say as objectively as possible whether it is good or bad.
There is one fairly clear and objective criterion for assigning text to graphomania. This is the presence in the poem stamps. After all, what is essentially a stamp? This is an indicator of the poet's lack of creative effort, the absence of his personal, if not voice, then at least a separate statement. Any beginner (and no beginner too) author has a certain layer of heard or read (but not meaningful) poetry on the subconscious. At the moment of inspiration, depending on whether a different mood, this stream from the subconscious begins to pour on paper. Poet in such a situation is not a creator, but only a repeater of someone else's voice. He naturally takes this voice for his own.
Stamps can be different. And rhythmic, and semantic, and figurative, etc. Take a simple example. From the first available site where you can freely upload your items:
"Autumn again removes the veil
Gilding in the sky taking away
The heart in the body of mortal space is not enough
And how can the birds fly away
The evening is burning at sunset
We go to silent leaf fall
The wind blows gold for us
Ogling the half-asleep garden "
I think it is needless to explain that with precisely these words, this very thought, with precisely these very images, thousands of romantically-minded young men and women were recorded a thousand times. Yes, to be honest, I myself wrote the same thing when I started writing poetry. And the autumn is certainly golden, and the body is certainly perishable, and the evening naturally flames, and the leaves fall as usual, silent, etc. This is objectively bad text. There are still no aesthetic tastes applicable. Poetry yet.
I will make a reservation right away. There are such cases when the stamp works. That is, in the right context, some kind of steady poetry begins to play. In fact, in such situations, the stamp ceases to be a stamp. He is given a new meaning, a new dimension.
* * *
In my opinion, when evaluating a poetic text, it is always quite simple to establish a certain line, above which poetry begins, and below which grafomania still lies. That is, there is a certain point of reference, starting from which, as the editor of one journal said, already “have something to work with”. Moreover, after passing through this trait, the text falls into the domain of rather subjective aesthetic assessments, when one cannot say as objectively as possible whether it is good or bad.
There is one fairly clear and objective criterion for assigning text to graphomania. This is the presence in the poem stamps. After all, what is essentially a stamp? This is an indicator of the poet's lack of creative effort, the absence of his personal, if not voice, then at least a separate statement. Any beginner (and no beginner too) author has a certain layer of heard or read (but not meaningful) poetry on the subconscious. At the moment of inspiration, depending on whether a different mood, this stream from the subconscious begins to pour on paper. Poet in such a situation is not a creator, but only a repeater of someone else's voice. He naturally takes this voice for his own.
Stamps can be different. And rhythmic, and semantic, and figurative, etc. Take a simple example. From the first available site where you can freely upload your items:
"Autumn again removes the veil
Gilding in the sky taking away
The heart in the body of mortal space is not enough
And how can the birds fly away
The evening is burning at sunset
We go to silent leaf fall
The wind blows gold for us
Ogling the half-asleep garden "
I think it is needless to explain that with precisely these words, this very thought, with precisely these very images, thousands of romantically-minded young men and women were recorded a thousand times. Yes, to be honest, I myself wrote the same thing when I started writing poetry. And the autumn is certainly golden, and the body is certainly perishable, and the evening naturally flames, and the leaves fall as usual, silent, etc. This is objectively bad text. There are still no aesthetic tastes applicable. Poetry yet.
I will make a reservation right away. There are such cases when the stamp works. That is, in the right context, some kind of steady poetry begins to play. In fact, in such situations, the stamp ceases to be a stamp. He is given a new meaning, a new dimension.
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Дмитрий Румянцев