Как я дошла до жизни такой Как вы...

Как я дошла до жизни такой
Как вы все теперь знаете, 16 августа в 18-00 в музее Ахматовой открывается моя выставка под названием "Волшебный город". Но - как же так? Откуда и почему? Вроде бы я отучилась на филолога, работала журналистом и редактором, писала и всегда работала с буквами и словами?! Я и сама задаюсь этим вопросом...
В детстве я рисовала с удовольствием, как и большинство детей, наверное. Помню, что мне особенно нравилась акварель по мокрому, потому что сразу получались такие красивые разводы. Потом, когда мы переехали и я сменила школу, оказалось, что прямо рядом с нами в сквере стоит и художественная школа. Моя соседка по парте и подружка [id2785720|Женя] ходила туда, и я ей втайне завидовала. Но мне почему-то не приходило в голову попросить родителей отвести меня туда или пойти самой. Видимо, мне казалось, что для этого нужно иметь что-то, чего у меня нет. В классе были и еще рисующие люди (привет, [id1186473|Таня] , и я помню, как восхищалась на расстоянии, хотя и сама разрисовывала тетрадки по биологии разноцветными карандашами, изображая строение кольчатого червя или систему пищеварения голубя. Но это не шло в зачет.
Потом - потом я встретила своего мужа, Юрия Селиванова. Профессионального художника, монументалиста, делающего 10-метровые скульптуры и 6-метровые картины. Такого, который в сознании большинства окружающих и является "настоящим художником", то есть может нарисовать что угодно и очень похоже. Но это не значит, что я сразу схватилась за кисточку и полтора десятка лет брала у него бесплатные частные уроки (хм, а может, стоило бы?). Прошел не один год, мы закатывали сумасшедшие вечеринки, путешествовали, коллекционировали блошиные рынки и прочее и прочее. При этом я то я раскрашивала банки, то делала коллажи на дверце шкафа, то шила подушки из остатков бархата, то устраивала подружкам фотосессии в ретро шляпках - казалось бы, ничего общего с рисованием, да? Но видимо, в какой-то момент я уже так расслабилась и так поверила, что возможно все, что в один прекрасный летний день позвала Юру... пойти на пленэр.
Тут нужно сделать отступление - Юра и пленэр это две вещи несовместимые. Он делает свои картины всегда в мастерской, после долгой работы над коллажами, выверяя каждый миллиметр, скурпулезно подбирая оттенки выверяя детали. Но Юра все-таки пошел.
Мы взяли пастель, цветную бумагу, картонки и сели на ступеньках у здания Публички, что на Фонтанке. Студенткой филфака я провела там немало часов в читальном зале вместе со [id505347|Светой], [id209903441|Олей], [id1436786|Лешей] и другими русистами. Через час я показала Юре свою работу. Она появилась просто и легко, я не задумывалась ни о чем, и именно это состояние поразило меня больше всего. Юра же... молча убрал свой пейзаж и сказал мне: "Тебе надо рисовать. Завтра мы пойдем снова".
Эта картина перед вами.
И это было началом.
How I came to such a life
As you all know now, on August 16, at 6:00 pm, my exhibition entitled The Magic City opens at the Akhmatova Museum. But - how so? Where and why? It seems that I learned to be a philologist, worked as a journalist and editor, wrote and always worked with letters and words? I myself ask this question ...
In childhood, I drew with pleasure, like most children, I guess. I remember that I especially liked watercolor on wet, because at once such beautiful divorces were obtained. Then, when we moved and I changed school, it turned out that right next to us in the park stands an art school. My neighbor on the desk and girlfriend [id2785720 | Zhenya] went there, and I secretly envied her. But for some reason it did not occur to me to ask my parents to take me there or to go myself. Apparently, it seemed to me that for this you need to have something that I do not have. There were also other people in the class (hello, [id1186473 | Tanya], and I remember admiring from a distance, although I myself painted biology notebooks with colored pencils, depicting the structure of a ringed worm or a pigeon's digestion system. But it didn’t count .
Then - then I met my husband, Yuri Selivanov. Professional artist, muralist, making 10-meter sculptures and 6-meter paintings. This, which is in the minds of most of those around and is a "real artist", that is, it can draw anything and very similar. But this does not mean that I immediately grabbed the brush and for a decade and a half I took free private lessons from him (hmm, or maybe it would be worth it?). Not one year has passed, we rolled crazy parties, traveled, collected flea markets, and so on and so forth. At the same time, I painted the banks, made collages on the cabinet door, sewed pillows from velvet remnants, then arranged photoshoots for the girlfriends in retro hats — it would seem nothing to do with drawing, right? But apparently, at some point I was already so relaxed and I believed that it was possible that one fine summer day I called Yura ... to go to the open air.
Here it is necessary to make a digression - Yura and the open-air are two incompatible things. He always makes his paintings in the workshop, after a long work on collages, adjusting every millimeter, meticulously selecting the shades and adjusting the details. But Yura still went.
We took a pastel, colored paper, cardboard and sat on the steps near the building Public, which is on Fontanka. I spent there a lot of hours in the reading room together with [id505347 | Sveta], [id209903441 | Olya], [id1436786 | Lesha] and other Russianists. An hour later, I showed my work to Jura. It appeared simple and easy, I did not think about anything, and it was this condition that struck me the most. Yura ... silently removed his landscape and told me: "You need to draw. Tomorrow we will go again."
This picture is in front of you.
And that was the beginning.
У записи 48 лайков,
1 репостов,
989 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Надежда Демкина

Понравилось следующим людям