_Условие возможности наблюдения неосознаваемого_ Вернусь к теме бессознательного,...

_Условие возможности наблюдения неосознаваемого_
Вернусь к теме бессознательного, неосознаваемого и предполагаемой возможности видеть фрагменты, элементы структур, обеспечивающих протекание неосознаваемых процессов в психике. Вообще-то разные авторы наделяли заметно отличающимся значением такие понятия как бессознательное, неосознаваемое, предсознательное, подсознание и еще некоторые смежные, но в данном случае я просто имею в виду те, которые в процессе повседневной «нормальной» жизнедеятельности не могут наблюдаться и находиться под контролем нашего сознания. В этом смысле я использую понятия бессознательное и неосознаваемое, как близкие (хоть и не тождественные, но сейчас это не существенно) по значению.

То, что большие компоненты наблюдаемой нами внутри себя ментальной жизни могут преодолевать барьер между сознанием и неосознаваемыми областями, известно достаточно хорошо. Например, если брать близкий к максимальному по времени масштаб рассмотрения – множественность и разнообразие наблюдаемых в сознании содержаний с возрастом, безусловно, унифицируется и сводится к относительно небольшому числу знакомых носителю сознания числу типов психического содержания – восприятий, приемов управления освоенными в течении жизни видами деятельности, отношений с людьми и предметами, типичных для него эмоций, устоявшейся системой отношений, набором мыслительных приемов (и предпочтительных тем, областей для мышления), комплексов содержаний, связанных с процессами общения с другими людьми и т.п. Многие компоненты знакомых видов активности, восприятий, эмоциональных реакций постепенно, с годами трансформируются в хорошо отработанные умения, а затем и в автоматизмы (т.е. они практически полностью уходят из сферы сознательного контроля в бессознательное), типичные (и менее яркие чем сначала) эмоциональные реакции и т.д. Естественно, я не смогу перечислить совершенно все типы содержаний сознания ни среднего, ни любого конкретного человека (даже себя самого). Просто я утверждаю, что их число со временем стабилизируется или даже сокращается, а содержание самих процессов со временем же унифицируется и в некотором смысле, усредняются. Внутренний мир взрослого (в особенности - старого) человека, становится более типичен, беден и однообразен, чем он же в среднем или, в особенности, в молодом возрасте, когда со многими видами деятельностей, типами жизненных событий (и всей полноты и сложности их внутренних отображений) он сталкивается, осваивает и переживает их первые разы в жизни. По мере уменьшения числа чего-то, что бывает в первый раз, по мере снижения новизны объектов, форм активностей и ситуаций, психические процессы, обеспечивающие все это постепенно «мигрируют», погружаются под плоскость осознавания.

Все основные группы психических процессов являются неразрывным единством неосознаваемого фундамента и сознательной надстройки, выполняющей ряд следующих функций: целеполагающую; функцию инстанции последнего контроля достижений целей деятельности; рефлексивную; функцию переживания полного объема и уникального качества экзистенции данного субъекта «здесь и сейчас» (в философии сознания это называется «квалиа»), и еще некоторых функций сознания, но сейчас не об этом. Итак, по мере их освоения, автоматизации, их процедурная часть (т.е., что именно мы внутри себя делаем, чтобы их успешно осуществлять) и комплекс уникальный переживаний (характерный только и исключительно для вот этого конкретного носителя психики и сознания), сопровождающих эти деятельности, постепенно уходят из сферы сознательного контроля, в неосознаваемые области. Так человек становится профессионалом; субъектом, умудренным опытом жизни; просто человеком, которому по большому счету все в этой жизни ясно.

Это я таким образом сейчас просто привел пример того, что большие объемы содержаний психических процессов со временем, с возрастом могут переходить из одной формы в другую – из области осознания и произвольного контроля на ними, в неосознаваемое. Но также я уверен, что в течении жизни происходят или обратные переходы.
А вот теперь о возможности перехода части неосознаваемого в область выше плоскости осознания, т.е. о возможности наблюдать что-либо из неосознаваемого непосредственно в сознании. Для этого с необходимостью должно выполняться несколько условий (поскольку и самих типов состояний измененного сознания достаточно много, соответственно, как и способов их достижения), но одно из них является обязательным.

Сам по себе мой тезис о том, что мы (субъект, носитель сознания) способны в пространстве своего сознания видеть нечто, что является частью, компонентом нашего неосознаваемого, т.е. того, что сознанием и его содержанием не является, очевидно, содержит достаточно явное противоречие. Противоречие будет быть снято путем некоторого изменения статуса того, что я назвал в этом тезисе словом «мы», т.е. самого субъекта, носителя сознания, я бы еще добавил, личности. Того, кто именно все это наблюдает.

Это самое «мы», т.е. то, как, например, каждый из читающих этот текст ощущает себя в данный момент – в форме единства своей личности, своего «я», всех своих способностей, отношений и прошлого опыта, вовсе не является монолитной и раз и навсегда зафиксированной и неизменной целостностью. Внутренняя конфигурация когнитивных структур наблюдателя, носителя сознания, в момент наблюдения им каких-то компонентов своих неосознаваемых структур, может варьироваться в определенном диапазоне возможностей. Мы внутри можем быть нестабильны и при этом сохраняем самоидентификацию себя, как идентичного с прошлыми состояниями себя. Т.е. я – это я, но при этом это немного другой я.

И вот, таким образом, в момент наблюдения тобой своих собственных измененных структур или содержаний сознания, ты выступаешь как бы просто наблюдателем (сохранителем опыта – на будущее), тогда как рефлексивная и аналитическая функции могут быть подавлены или вовсе отсутствовать (во сне, например). Поэтому действительно складывается несколько парадоксальная ситуация – ты являешься наблюдателем неких процессов, структур содержаний, которые являются частью неосознаваемых областей твоей психики, но при этом ты являешься самим собой не полностью, не так, как это было в предыдущих состояниях. Например, может быть недоступна функция рефлексивного осознания, свободного доступа к долговременной памяти (этот эпизод может остро проживаться с чувством полной включенности в только «здесь и сейчас») или могут быть временно не доступны базы данных с системами твоих отношений к различным вещам или людям (т.е., например, в этот момент снижена или отсутствует функция ситуативной эмоциональной оценки чего-либо). Итак, в моменты, когда твое сознание способно видеть неосознаваемое, хоть ты и продолжаете идентифицировать себя, как субъекта, но это субъектность также измененная, обычно неполная. Т.е. ты в этот момент не совсем ты, не полностью тот ты, каким ты бываешь в периоды своей обычной повседневной деятельности.

Резюмирую. Чтобы видеть неосознаваемое, в период измененного состояния сознания необходимо временно пожертвовать интегрированностью и целостностью `структуры самого себя` как носителя сознания и личности. Это является практически необходимым условием для возможности наблюдения в своем сознании чего-то дополнительного, измененного из неосознаваемых структур и содержаний и возможности, при стечении обстоятельств, после окончания периода измененного состояния сознания, сохранить о нем воспоминание, провести его анализ и после включить это в свой личный опыт.
#автоматизмы #automatisms #плоскость_осознания #flatness_of_realization #наблюдение_неосознаваемого #observation_of_the_unconscious
0
У записи 6 лайков,
0 репостов,
406 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Моторин

Понравилось следующим людям