12. Ощущение самоочевидности содержания сознания (II)
То, что мы видим внутри себя, что наблюдается нами в непрерывном потоке нашего сознания, не важно, относится это к отражению окружающего мира или же отображает какое-либо наше сложное внутреннее состояние, в подавляющем большинстве периодов субъективного времени является для нас самоочевидной, непротиворечивой и непогрешимой картиной, и не важно при этом, верно, не вполне верно или вовсе неверно она отображает то, что отображает. К этому специфическому ощущению мы настолько привыкли, и оно является настольно неотъемлемой и естественной частью нашего сознания в подавляющем большинстве нормальных ситуаций, что его достаточно сложно описать содержательно и подробно. Это специфическое «ощущение» (в этом месте поставил кавычки, чтобы не путать с ощущениями – первичной формой сенсорной информации, которую мы получаем от органов чувств, до сложных этапов обработки, таких как построение образов восприятия) – самоочевидность любого содержания сознания, т.е. некритическое принятие всех содержаний нашего сознания такими какие они нами наблюдаются, без подвергания сомнению их точности, адекватности. Я бы даже назвал это не ощущением, а специфическим маркером, который как бы «окрашивает», сопровождает почти любое содержание нашего сознания и поэтому кажется нам практически невидимым при попытке его вычленения и детального исследования из иных компонентов механизма нашего сознания. Но аналитически эта особенность сознания вполне может быть выделена и рассмотрена.
Этот маркер сознания интересен, в частности, тем, что сопровождает содержания сознания в ситуациях, когда, казалось бы, его не должно быть – т.е. в ситуациях очевидных ошибок психофизиологических и психических процессов разных уровней организации, когда мы очевидно неправильно отражаем окружающий мир или какие-то наши внутренние состояния. Приведу ряд примеров.
Анатомический уровень – слепое пятно в сетчатке. Это участок сетчатки глаз, где из нее выходит зрительный нерв, соответственно, видимый свет падает не на все поле сетчатки глаза. Поэтому исходные данные для последующего построения зрительного образа у нас изначально заведомо неполные. Но при этом зрительная кора больших полушарий мозга автоматически достраивает картину в видимом нами зрительном поле до законченной, как на основе данных из второго глаза, но также и по контексту с соседними областями вокруг слепого пятна, и поэтому у нас не возникает ощущения ее неполноты.
На психофизиологическом уровне – многочисленные иллюзии восприятия (и число их постоянно растет, т.к. исследователи обнаруживают все новые и новые виды). По типам их можно классифицировать, исходя из сенсорных модальностей, в поле которых они проявляются – оптические, слуховые, тактильные, да практически все. Перечислять их не буду, важно только то, что иллюзии искажают ощущения или целостный образ восприятия, т.е. неадекватно (неполно, неточно, полностью ошибочно и т.д.) отображают познаваемый объект или какой-то его аспект.
Сюда же можно отнести и такой специфический класс иллюзий, на физиологическом уровне, как «установки» - т.е. сильное влияние предшествующего опыта взаимодействия с чем-либо, на восприятие текущей ситуации. Часто это приводит к неадекватным оценкам, если текущая ситуация заметно отличается от усредненного прошлого опыта. Сюда можно отнести целый класс явлений, на разных уровнях отражения – от оценки массы, величины и иных характеристик физических предметов, до таких сложных комплексов явлений, как социальные стереотипы, коммуникативные шаблоны и т.п.
Также можно выделить большой класс явлений, связанный с устойчивыми ошибками мышления. Особенно много их в области оценки вероятностей различных явлений, с которыми сталкивается обычный человек.
В области межличностного взаимодействия и реализации отношений с другими людьми хорошо известен такой класс явлений, как механизмы психологической защиты. Они были обнаружены и исследовались в первую очередь в рамках психоаналитических концепций, но сегодня хорошо известны и за пределами психоанализа. Они связаны с активной работой неосознаваемых психических процессов и в основном направлены на удаление или искажение в сознании значимой информации, способной нанести ущерб ценностному ядру личности, устойчивым представлениям субъекта о самом себе или других значимых объектах.
Что объединяет все перечисленные особенности работы психических процессов на разных уровнях их организации – определенная степень неадекватности (неточности, неполноты или даже отсутствия) отображения объекта познания или деятельности. И при этом, подавляющее большинство этих явлений протекает, сопровождаясь в сознании «ощущением» верности и адекватности содержания сознания отображаемой ими реальности.
Чаще всего мы сами не способны распознать эту неадекватность паттерна восприятия, мышления или коммуникации до тех пор, пока окружающие люди не обратят наше внимание на очевидное несоответствие или же если оно достигнет такой величины, что для того чтобы не замечать его, субъекту придется прилагать явно избыточные в рамках ситуации когнитивные ресурсы.
Это я привел некоторые примеры несовершенства отражающей функции нашей психики, которые не позволяют нам с полной уверенностью говорить, о том, что мы видим мир именно таким, какой он есть сам по себе. Что же говорить о том, что эта специфическая особенность работы сознания постоянно сопровождает ее практически все время нормального функционирования, когда мы не являемся жертвами очевидных ошибок отражения. В эти периоды содержание нашего сознания неразрывно сопровождается, как бы «накрыто» тонкой, но прочной и невидимой для нас пленкой этого самого ощущения самоочевидности, безошибочности воспринимаемой картины окружающего мира.
#механизмы_сознания #mechanisms_of_consciousness #ощущение_самоочевидности_содержания_сознания #self_evidentness_of_consciousness
То, что мы видим внутри себя, что наблюдается нами в непрерывном потоке нашего сознания, не важно, относится это к отражению окружающего мира или же отображает какое-либо наше сложное внутреннее состояние, в подавляющем большинстве периодов субъективного времени является для нас самоочевидной, непротиворечивой и непогрешимой картиной, и не важно при этом, верно, не вполне верно или вовсе неверно она отображает то, что отображает. К этому специфическому ощущению мы настолько привыкли, и оно является настольно неотъемлемой и естественной частью нашего сознания в подавляющем большинстве нормальных ситуаций, что его достаточно сложно описать содержательно и подробно. Это специфическое «ощущение» (в этом месте поставил кавычки, чтобы не путать с ощущениями – первичной формой сенсорной информации, которую мы получаем от органов чувств, до сложных этапов обработки, таких как построение образов восприятия) – самоочевидность любого содержания сознания, т.е. некритическое принятие всех содержаний нашего сознания такими какие они нами наблюдаются, без подвергания сомнению их точности, адекватности. Я бы даже назвал это не ощущением, а специфическим маркером, который как бы «окрашивает», сопровождает почти любое содержание нашего сознания и поэтому кажется нам практически невидимым при попытке его вычленения и детального исследования из иных компонентов механизма нашего сознания. Но аналитически эта особенность сознания вполне может быть выделена и рассмотрена.
Этот маркер сознания интересен, в частности, тем, что сопровождает содержания сознания в ситуациях, когда, казалось бы, его не должно быть – т.е. в ситуациях очевидных ошибок психофизиологических и психических процессов разных уровней организации, когда мы очевидно неправильно отражаем окружающий мир или какие-то наши внутренние состояния. Приведу ряд примеров.
Анатомический уровень – слепое пятно в сетчатке. Это участок сетчатки глаз, где из нее выходит зрительный нерв, соответственно, видимый свет падает не на все поле сетчатки глаза. Поэтому исходные данные для последующего построения зрительного образа у нас изначально заведомо неполные. Но при этом зрительная кора больших полушарий мозга автоматически достраивает картину в видимом нами зрительном поле до законченной, как на основе данных из второго глаза, но также и по контексту с соседними областями вокруг слепого пятна, и поэтому у нас не возникает ощущения ее неполноты.
На психофизиологическом уровне – многочисленные иллюзии восприятия (и число их постоянно растет, т.к. исследователи обнаруживают все новые и новые виды). По типам их можно классифицировать, исходя из сенсорных модальностей, в поле которых они проявляются – оптические, слуховые, тактильные, да практически все. Перечислять их не буду, важно только то, что иллюзии искажают ощущения или целостный образ восприятия, т.е. неадекватно (неполно, неточно, полностью ошибочно и т.д.) отображают познаваемый объект или какой-то его аспект.
Сюда же можно отнести и такой специфический класс иллюзий, на физиологическом уровне, как «установки» - т.е. сильное влияние предшествующего опыта взаимодействия с чем-либо, на восприятие текущей ситуации. Часто это приводит к неадекватным оценкам, если текущая ситуация заметно отличается от усредненного прошлого опыта. Сюда можно отнести целый класс явлений, на разных уровнях отражения – от оценки массы, величины и иных характеристик физических предметов, до таких сложных комплексов явлений, как социальные стереотипы, коммуникативные шаблоны и т.п.
Также можно выделить большой класс явлений, связанный с устойчивыми ошибками мышления. Особенно много их в области оценки вероятностей различных явлений, с которыми сталкивается обычный человек.
В области межличностного взаимодействия и реализации отношений с другими людьми хорошо известен такой класс явлений, как механизмы психологической защиты. Они были обнаружены и исследовались в первую очередь в рамках психоаналитических концепций, но сегодня хорошо известны и за пределами психоанализа. Они связаны с активной работой неосознаваемых психических процессов и в основном направлены на удаление или искажение в сознании значимой информации, способной нанести ущерб ценностному ядру личности, устойчивым представлениям субъекта о самом себе или других значимых объектах.
Что объединяет все перечисленные особенности работы психических процессов на разных уровнях их организации – определенная степень неадекватности (неточности, неполноты или даже отсутствия) отображения объекта познания или деятельности. И при этом, подавляющее большинство этих явлений протекает, сопровождаясь в сознании «ощущением» верности и адекватности содержания сознания отображаемой ими реальности.
Чаще всего мы сами не способны распознать эту неадекватность паттерна восприятия, мышления или коммуникации до тех пор, пока окружающие люди не обратят наше внимание на очевидное несоответствие или же если оно достигнет такой величины, что для того чтобы не замечать его, субъекту придется прилагать явно избыточные в рамках ситуации когнитивные ресурсы.
Это я привел некоторые примеры несовершенства отражающей функции нашей психики, которые не позволяют нам с полной уверенностью говорить, о том, что мы видим мир именно таким, какой он есть сам по себе. Что же говорить о том, что эта специфическая особенность работы сознания постоянно сопровождает ее практически все время нормального функционирования, когда мы не являемся жертвами очевидных ошибок отражения. В эти периоды содержание нашего сознания неразрывно сопровождается, как бы «накрыто» тонкой, но прочной и невидимой для нас пленкой этого самого ощущения самоочевидности, безошибочности воспринимаемой картины окружающего мира.
#механизмы_сознания #mechanisms_of_consciousness #ощущение_самоочевидности_содержания_сознания #self_evidentness_of_consciousness
0
У записи 3 лайков,
0 репостов,
363 просмотров.
0 репостов,
363 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Моторин