Древняя история стала частью современной политики: министры, религиозные...

Древняя история стала частью современной политики: министры, религиозные деятели, лидеры оппозиции, либералы, националисты — все громко спорят о фильме, который и на экраны еще не вышел. Само собой, большинство протестующих его также не видело. Так из-за чего сыр-бор и против кого он направлен?

И любовь, и ненависть

Гнев противников ленты, "искажающей настоящую историю Индии", направлен прежде всего на режиссера Санджая Лила Бхансали и исполнительницу главной роли, одну из самых красивых индийских актрис Дипику Падукон.

Особенно отличаются радикалы из числа раджпутов, представителей этно-кастовой группы воинов, исторически живущих на севере Индии (ее численность оценивается в 17 млн человек). Дошло до того, что члены националистической группировки "Шри Раджпут Карни Сена" заявили, что готовы убить режиссера Бхансали. Актрису, правда, обещали не убивать — их представитель объяснил, что гордые витязи не воюют с женщинами! Если фильм выйдет в прокат, ей обещали "всего лишь" отрезать нос.

А некий представитель властей из северного штата Харьяна, член правящей Бхаратия джаната парти (БДП) и тоже раджпут Сурадж Пал Аму, пообещал награду в 100 млн рупий (более 1,5 млн долларов) тем, кто "защитит честь нашей королевы раджпутов" — попросту говоря, прикончит режиссера с актрисой.

Понять, что вызвало такие страсти, не просто, во всяком случае, легенда, по которой снята картина, к ним не располагает. Она рассказывает, как делийский султан Алауддин Хилджи (глава первого крупного мусульманского государства на территории Индии.— "О") в XIV веке двинул войско на раджпутское княжество Мевар, взял в осаду его столицу Читтор (ныне Читторгарх), но пообещал: войны не будет, если ему отдадут жену местного царя прекрасную Падмавати (султан был в нее отчаянно влюблен).

Войско Хилджи разбило армию раджпутов. Но гордая царица предпочла самоубийство позору — бросилась в огонь. Так ли было на самом деле? Факт осады Читтора в 1303 году историки подтверждают. Но вот ко всему остальному, начиная от пламенной страсти султана к царице, у них много вопросов. Очень похоже, что пару веков спустя после этих событий автор поэмы дал волю воображению — получилась своего рода индийская "Илиада".

Как бы то ни было, режиссер фильма — также известный как сценарист, продюсер и композитор — решительно не понимает, отчего ему принялись угрожать: он хотел показать гордость и славу раджпутов, которые не смиряются перед завоевателями. Мол, вы хоть фильм посмотрите, а уж потом призывайте к казням...

Увы, критики непреклонны — страсти вокруг "Падмавати" вспыхнули еще во время съемок и с тех пор не стихают. Националисты даже врывались на съемочную площадку, чтобы остановить процесс: лента, уверены они, представляет королеву раджпутов "в дурном свете". Этому способствуют появившиеся слухи, будто в фильме есть даже постельные сцены с участием Падмавати и султана-завоевателя, от чего создатели фильма открещиваются. Но "ревнители" не останавливаются: они собирают какие-то сплетни, ищут признаки непристойности в рекламном трейлере, даже организовали символическую казнь через повешение изображений Бхансали и Падукон. Символикой дело не ограничилось: 40-летний мужчина был найден повесившимся в форте Нахаргар в Джайпуре — он оставил надпись, что кончает с собой из-за "Падмавати".

В итоге кинокомпания-производитель этого фильма Viacom18 Motion Pictures решила перенести на неопределенный срок прокат ленты, который должен был начаться 1 декабря,— от греха подальше. Не подтвердил пока выход фильма и британский прокатчик компании Paramount Pictures: Лондонский центр индуистов пригрозил мирным протестом против "исторически некорректного освещения жизни Падмавати" и "гламуризации насилия". А индуистские активисты из группировки "Карни Сена" и вовсе грозят поджечь британские кинотеатры.

Прелести жанра

Кто-то из индийских журналистов давно сказал, что вся Индия любит Болливуд, словно барышня, которая питает страсть к любовным романам. Трудно представить себе менее "проблемное" кино: приторные герои, картонные злодеи, вечная сказка о Золушке, песни, танцы, экранные страсти — все это так далеко от реальной жизни...

Но при всем этом кино в Индии — больше, чем кино, и больше, чем важнейшее из искусств: эмоции кипят не только на экране, но и вокруг него, словно зрители шагают в кадр, чтобы подправить сюжет. Словом, выступления против того или иного фильма для страны — не такая уж редкость. Как правило, против кинокартин выступают вечно обиженные на всех консерваторы, члены религиозных партий, различные националисты, случается, и политики. Но иногда трудно избавиться от ощущения, что сами режиссеры и сценаристы как будто "поддразнивают" дежурных представителей возмущенной общественности — то ли, чтобы поднять интерес к фильму, то ли, чтобы высказать гражданскую позицию.

Стоит напомнить: индийское кино, и, конечно, в первую очередь главная "фабрика грез" страны Болливуд (так называются студии, расположенные в 20-миллионном Мумбае — бывшем Бомбее), демонстрирует один из немногих примеров сотрудничества, близкой дружбы и даже браков между представителями различных каст и религий. Мусульмане и индусы, сикхи и парсы, христиане и буддисты, здесь все работают вместе — редкий пример религиозного плюрализма для огромной страны.

Неудивительно поэтому, что индийские режиссеры нередко ставят в своих картинах проблемы межрелигиозных отношений, правда, как правило, "по-болливудски". Попросту говоря, это значит, что одним из самых популярных сюжетов кинолент становится любовь между представителями разных общин, чаще мусульманской и индусской, нередко осложненная индо-пакистанскими отношениями.

Вроде все предсказуемо и уже привычно, но все равно — почти всякий фильм с подобным сюжетом становится поводом для бурного недовольства ревнителей чистоты веры и нравов. Список "осужденных" лент внушительный. В нем, например, хорошо известный еще советским поклонникам индийского кино фильм 1977 года "Амар, Акбар, Антони" — история трех братьев, воспитанных в разных семьях (индусской, мусульманской и христианской), которые объединяются и вместе вступают в борьбу с преступниками. Вроде что тут не так? Ан нет: недовольство (помимо прочего) вызвала одна из шутливых песен, которую братья поют в традиционных одеждах своих трех религий — мол, осмеяли святое. Впрочем, фильм, несмотря на протесты, стал самым кассовым в 1977 году, а песенка получила немалую популярность.

Времена изменились. Сейчас у власти партия, которая постоянно говорит о защите традиционных ценностей индуизма. Поэтому различные сторонники индусскости сегодня очень активны. Это тренд

В последние годы вызывали протесты и такие известные российским любителям Болливуда фильмы, как, например, "Вир и Зара" (2004 год, лауреат Национальной кинопремии) — история "индийского Ромео" и "пакистанской Джульетты", которые, в соответствии с болливудскими традициями, остаются живы. Или, скажем, "Фана" (суфийский термин, означающий гибель от любовного чувства, в России фильм известен как "Слепая любовь", 2006 год). Это, ясное дело, тоже love story, но осложненная тем, что один из героев — кашмирский террорист. Протесты против фильма были серьезными и небеспочвенными (авторов упрекали в том, что они создают симпатию к террористу), но лента на экран все же вышла.

Среди последних скандалов — фильм "Пи Кей" ("Алкаш", 2014 год), полная иронии история инопланетянина, который прибыл на Землю — в индийский штат Раджастхан. Тут у него крадут прибор, без которого на космический корабль не вернуться. Бедняга пришелец выясняет, что, согласно представлениям местных жителей, полететь на небеса могут помочь только боги, и принимается ходить по храмам разных религий, выясняя, какой из богов "эффективнее". Но священнослужители требуют веры, а помочь не в состоянии. К счастью, он встречает девушку-землянку, которая помогает ему найти прибор и вернуться.

Сколько же было шума в 2014-м, когда фильм пошел по экранам! Протестующие от разных религий проявили редкое единодушие: твердили об оскорбленных чувствах, жгли портреты актеров и режиссера, срывали киносеансы, доказывали, что фильм "спонсировали враги Индии". Итог: лента стала тогда самой кассовой в истории Болливуда — публика валом пошла в кинотеатры.

На высшем уровне

Интересно, что в истории индийского кино есть лента, чем-то схожая с "Падмавати". Это "Джодха и Акбар" 2008 года — о романе падишаха из династии Великих Моголов Акбара и (надо же такому случиться!) тоже раджпутской принцессы Джодха Бай. Историчность этой легенды также вызывает споры, но история красивая, к тому же заканчивающаяся любовью и свадьбой.

Фильм тогда тоже вызвал протесты националистов, которые и там нашли какие-то непристойности. Поначалу фильм даже запретили в штатах Уттар-Прадеш, Раджастхан, Харьяна и Уттараханд. Однако Верховный суд потребовал отменить запрет, и лента прошла по индийским экранам. Протесты стихли, да и миллионные призы за голову исполнительницы главной роли красавицы Айшварии Рай тогда никто не назначал. Может, и на сей раз экран помирит?

— Времена изменились,— говорит "Огоньку" журналист Амитабх Ядав.— Сейчас у власти Бхаратия джаната парти, которая постоянно говорит о защите традиционных ценностей индуизма. Поэтому различные сторонники хиндутвы (можно перевести как "индусскости".— "О") сегодня очень активны. Это тренд.

Действительно, с приходом БДП страну регулярно сотрясают кампании по защите истинных индийских ценностей. Чего стоит шумиха вокруг знаменитого беломраморного мавзолея Тадж-Махал! В этом году власти штата Уттар-Прадеш, где расположен этот самый, пожалуй, известный индийский архитектурный памятник, не включили его в буклет "Туризм в Уттар-Прадеш — безграничные возможности", некоторые политики от правящей партии назвали его "чуждой Индии мусульманской святыней, построенной захватчиками". А член законодательного собрания Уттар-Прадеша Сангит Сом вообще пообещал "стереть из истории" этот памятник как сооруженный "тиранами" (то есть представителями мусульманской династии Великих Моголов, правившей большей
Ancient history has become a part of modern politics: ministers, religious leaders, opposition leaders, liberals, nationalists - all argue loudly about the film, which has not yet been released. Of course, most of the protesters did not see him either. So what is the fuss and against whom is it directed?

Both love and hate

The ire of opponents of the tape "distorting the real history of India" is directed primarily at the director Sanjay Leela Bhansali and the leading role, one of the most beautiful Indian actresses, Deepika Padukon.

The radicals from among the Rajputs, representatives of the ethno-caste group of warriors, historically living in the north of India (its number is estimated at 17 million), are especially distinguished. It got to the point that members of the nationalist group "Sri Rajput Karni Sena" announced that they were ready to kill the director Bhansali. The actress, however, was promised not to kill - their representative explained that proud knights do not fight with women! If the film was released, she was promised "just" to cut off her nose.

And a certain representative of the authorities from the northern state of Haryana, a member of the ruling Bharatiya Janata Party (BJP) and also a Rajput Suraj Pal Amu, promised a reward of 100 million rupees (more than $ 1.5 million) to those who "will defend the honor of our Rajput queen" - simply speaking, he will kill the director with the actress.

It is not easy to understand what caused such passions, in any case, the legend on which the picture was shot does not dispose to them. She tells how the Delhi Sultan Alauddin Khilji (the head of the first large Muslim state on the territory of India - "O") in the XIV century moved an army to the Rajput principality of Mewar, laid siege to its capital Chittor (now Chittorgarh), but promised: there will be no war if they give him the wife of the local king, the beautiful Padmavati (the sultan was desperately in love with her).

Khilji's army defeated the Rajput army. But the proud queen chose suicide over shame - she threw herself into the fire. Was it really so? Historians confirm the fact of the siege of Chittor in 1303. But for everything else, from the sultan's ardent passion for the queen, they have many questions. It is very likely that a couple of centuries after these events, the author of the poem gave free rein to his imagination - a kind of Indian Iliad turned out.

Be that as it may, the director of the film - also known as a screenwriter, producer and composer - emphatically does not understand why they began to threaten him: he wanted to show the pride and glory of the Rajputs, who do not humble themselves before the conquerors. Like, you at least watch a movie, and only then call for executions ...

Alas, the critics are adamant - the passions around "Padmavati" flared up during the filming and have not subsided since then. Nationalists even burst on the set to stop the process: the tape, they are sure, portrays the Rajput queen "in a bad light." This is facilitated by the rumors that have appeared in the film that there are even bed scenes with the participation of Padmavati and the conquering sultan, which the filmmakers disown. But the "zealots" do not stop: they collect some gossip, look for signs of obscenity in an advertising trailer, even organized a symbolic execution by hanging images of Bhansali and Padukon. The matter was not limited to symbolism: a 40-year-old man was found hanged in the Nahargar Fort in Jaipur - he left an inscription that he was committing suicide because of "Padmavati".

As a result, the film production company Viacom18 Motion Pictures decided to indefinitely postpone the release of the tape, which was to begin on December 1, out of harm's way. The British distributor of Paramount Pictures has not yet confirmed the release of the film: the London Hindu Center has threatened a peaceful protest against "historically incorrect coverage of Padmavati's life" and "the glamorization of violence." And Hindu activists from the Karni Sena group threaten to set fire to British cinemas.

The delights of the genre

Some of the Indian journalists said long ago that all of India loves Bollywood like a young lady who has a passion for love affairs. It is hard to imagine a less "problematic" movie: luscious heroes, cardboard villains, the eternal tale of Cinderella, songs, dances, screen passions - all this is so far from real life ...

But for all this, cinema in India is more than cinema, and more than the most important of the arts: emotions boil not only on the screen, but also around it, as if the audience is stepping into the frame to correct the plot. In a word, it is not uncommon for the country to speak out against a particular film. As a rule, films are opposed by conservatives, members of religious parties, various nationalists, and sometimes politicians, who are always offended at everyone. But sometimes it is difficult to get rid of the feeling that the directors and screenwriters themselves seem to be "teasing" the representatives of the outraged public on duty - either to raise interest in the film, or to express a civil position.

It is worth recalling: Indian cinema, and, of course, first of all, the main "dream factory" of the country of Bollywood (the so-called studios located in the 20 millionth Mumbai - former Bombay), show one of
У записи 2 лайков,
9 репостов,
1424 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев

Понравилось следующим людям