Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России.
При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.
Почему буряты называются «бурятами»?
О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят.
Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом.
Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.
Есть несколько версий происхождения этого слова.
Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».
Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем. Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат».
В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат».
Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю. Интересной также представляется версия
происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы).
То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.
Племена и роды
Буряты — этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания.
Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.
Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные — хоринцы.
В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды.
Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление.
Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты.
Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.
Черная и желтая вера
Для бурятов характерен религиозный синкретизм.
Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера).
С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера).
Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства.
Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова.
В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи.
Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет.
В 1955 году был проведен подъем куба.
Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».
Культ борьбы
Буряты — один из самых борцовых народов мира.
Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта.
Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана — народного спортивного праздника.
Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде.
В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.
Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце — Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси. Михаханов - сумоист.
Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» — это сикону, профессиональный псевдоним борца. Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться.
В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет — под 200 кг при росте 191 см.
Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.
Охота на гитлеровцев
В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек.
Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии.
Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам.
Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.
Особо прославились на войне бурятские снайперы.
Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников.
Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.
Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника.
В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет».
Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.
Источник: Вся правда о бурятах, которую должен знать русский
© Русская Семерка russian7.ru
При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.
Почему буряты называются «бурятами»?
О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят.
Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом.
Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.
Есть несколько версий происхождения этого слова.
Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».
Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем. Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат».
В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат».
Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю. Интересной также представляется версия
происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы).
То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.
Племена и роды
Буряты — этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания.
Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.
Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные — хоринцы.
В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды.
Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление.
Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты.
Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.
Черная и желтая вера
Для бурятов характерен религиозный синкретизм.
Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера).
С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера).
Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства.
Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова.
В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи.
Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет.
В 1955 году был проведен подъем куба.
Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».
Культ борьбы
Буряты — один из самых борцовых народов мира.
Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта.
Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана — народного спортивного праздника.
Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде.
В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.
Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце — Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси. Михаханов - сумоист.
Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» — это сикону, профессиональный псевдоним борца. Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться.
В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет — под 200 кг при росте 191 см.
Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.
Охота на гитлеровцев
В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек.
Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии.
Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам.
Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.
Особо прославились на войне бурятские снайперы.
Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников.
Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.
Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника.
В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет».
Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.
Источник: Вся правда о бурятах, которую должен знать русский
© Русская Семерка russian7.ru
For several centuries, the Buryats have lived side by side with the Russians, being part of the multinational population of Russia.
At the same time, they managed to preserve their identity, language and religion.
Why are Buryats called “Buryats”?
Scientists still argue about why the Buryats are called “Buryats”.
For the first time this ethnonym is found in the "Secret Legend of the Mongols" dated 1240.
Then, for more than six centuries, the word "Buryats" was not mentioned, reappearing only in written sources of the late 19th century.
There are several versions of the origin of this word.
One of the main ones brings the word "Buryats" to the Khakass "pyraat", which goes back to the Turkic term "storms", which translates as "wolf". "Buri-ata" accordingly translates as "wolf-father".
This etymology is associated with the fact that many Buryat clans consider the wolf to be a totem animal and their progenitor. It is interesting that in the Khakass language the sound "b" is muffled, pronounced as "p". The Cossacks called the people living west of the Khakass "pyraat".
Later this term was Russified and became close to the Russian “brother”.
Thus, all Mongol-speaking population inhabiting the Russian Empire began to be called “Buryats”, “fraternal people”, “bratsky mungals”. An interesting version is also
the origin of the ethnonym from the words "bu" (gray) and "oirat" (forest peoples).
That is, the Buryats are indigenous to this area (Baikal and Transbaikalia) peoples.
Tribes and clans
The Buryats are an ethnos formed from several Mongolian-speaking ethnic groups living in the territory of Transbaikalia and the Baikal region, which did not have a single self-name at that time.
The formation process went on for many centuries, starting with the Hunnic Empire, which included the Proto-Buryats as the Western Xiongnu.
The largest ethnic groups that formed the Buryat ethnos were the western Khongodors, Bualgits and Ekhirits, and the eastern ones - Khorintsy.
In the 18th century, when the territory of Buryatia was already part of the Russian Empire (according to treaties of 1689 and 1727 between Russia and the Qing dynasty), the Khalkha-Mongol and Oirat clans also came to southern Transbaikalia.
They have become the third component of the modern Buryat ethnos.
Until now, tribal and territorial divisions have been preserved among the Buryats.
The main Buryat tribes are Bulagats, Ekhirits, Khoris, Khongodors, Sartuls, Tsongols, Tabanguts.
Each tribe is also divided into clans.
According to the territory, the Buryats are divided into the Lower Narrow, Khorin, Agin, Shenekhen, Selenga and others, depending on the lands of the clan.
Black and yellow faith
Religious syncretism is characteristic of the Buryats.
Traditional is a complex of beliefs, the so-called shamanism or Tengrianism, in the Buryat language called “hara shazhan” (black faith).
From the end of the 16th century in Buryatia, Tibetan Buddhism of the Gelug school - "shara shazhan" (yellow faith), began to develop.
He seriously assimilated pre-Buddhist beliefs, but with the advent of Buddhism, Buryat shamanism was not completely lost.
Until now, in some areas of Buryatia, shamanism remains the main religious trend.
The arrival of Buddhism was marked by the development of writing, literacy, book printing, folk crafts, and art.
Tibetan medicine has also become widespread, the practice of which exists in Buryatia today.
On the territory of Buryatia, in the Ivolginsky datsan, there is the body of one of the devotees of Buddhism of the 20th century, the head of the Buddhists of Siberia in 1911-1917, Khambo Lama Itigelov.
In 1927, he sat in the lotus position, gathered his disciples and told them to recite a prayer-good wishes for the deceased, after which, according to Buddhist beliefs, the lama went into a state of samadhi.
He was buried in a cedar cube in the same lotus position, having bequeathed to unearth a sarcophagus 30 years later before he left.
In 1955, the cube was lifted.
The body of the Hambo Lama turned out to be incorrupt.
In the early 2000s, the body of a lama was studied by researchers. The conclusion of Viktor Zvyagin, head of the personality identification department of the Russian Center for Forensic Medicine, became sensational: “With the permission of the highest Buddhist authorities in Buryatia, we were provided with approximately 2 mg of samples - these are hair, skin particles, slices of two nails. Infrared spectrophotometry showed that the protein fractions have in vivo characteristics - for comparison, we took similar samples from our employees. An analysis of Itigelov's skin, carried out in 2004, showed that the concentration of bromine in the llama's body was 40 times higher than the norm. ”
Wrestling cult
Buryats are one of the most wrestling peoples in the world.
National Buryat wrestling is a traditional sport.
Since ancient times, competitions in this discipline have been held within the framework of surkharban, a national sports festival.
In addition to wrestling, the participants also compete in archery and horse riding.
There are also strong freestyle wrestlers, sambists, boxers, athletes, skaters in Buryatia.
Returning to wrestling, I must say about, perhaps, the most famous Buryat wrestler today - Anatoly Mikhakhanov, who is also called Orora Satosi. Mikhakhanov is a sumo wrestler.
Orora Satoshi translated from Japanese
At the same time, they managed to preserve their identity, language and religion.
Why are Buryats called “Buryats”?
Scientists still argue about why the Buryats are called “Buryats”.
For the first time this ethnonym is found in the "Secret Legend of the Mongols" dated 1240.
Then, for more than six centuries, the word "Buryats" was not mentioned, reappearing only in written sources of the late 19th century.
There are several versions of the origin of this word.
One of the main ones brings the word "Buryats" to the Khakass "pyraat", which goes back to the Turkic term "storms", which translates as "wolf". "Buri-ata" accordingly translates as "wolf-father".
This etymology is associated with the fact that many Buryat clans consider the wolf to be a totem animal and their progenitor. It is interesting that in the Khakass language the sound "b" is muffled, pronounced as "p". The Cossacks called the people living west of the Khakass "pyraat".
Later this term was Russified and became close to the Russian “brother”.
Thus, all Mongol-speaking population inhabiting the Russian Empire began to be called “Buryats”, “fraternal people”, “bratsky mungals”. An interesting version is also
the origin of the ethnonym from the words "bu" (gray) and "oirat" (forest peoples).
That is, the Buryats are indigenous to this area (Baikal and Transbaikalia) peoples.
Tribes and clans
The Buryats are an ethnos formed from several Mongolian-speaking ethnic groups living in the territory of Transbaikalia and the Baikal region, which did not have a single self-name at that time.
The formation process went on for many centuries, starting with the Hunnic Empire, which included the Proto-Buryats as the Western Xiongnu.
The largest ethnic groups that formed the Buryat ethnos were the western Khongodors, Bualgits and Ekhirits, and the eastern ones - Khorintsy.
In the 18th century, when the territory of Buryatia was already part of the Russian Empire (according to treaties of 1689 and 1727 between Russia and the Qing dynasty), the Khalkha-Mongol and Oirat clans also came to southern Transbaikalia.
They have become the third component of the modern Buryat ethnos.
Until now, tribal and territorial divisions have been preserved among the Buryats.
The main Buryat tribes are Bulagats, Ekhirits, Khoris, Khongodors, Sartuls, Tsongols, Tabanguts.
Each tribe is also divided into clans.
According to the territory, the Buryats are divided into the Lower Narrow, Khorin, Agin, Shenekhen, Selenga and others, depending on the lands of the clan.
Black and yellow faith
Religious syncretism is characteristic of the Buryats.
Traditional is a complex of beliefs, the so-called shamanism or Tengrianism, in the Buryat language called “hara shazhan” (black faith).
From the end of the 16th century in Buryatia, Tibetan Buddhism of the Gelug school - "shara shazhan" (yellow faith), began to develop.
He seriously assimilated pre-Buddhist beliefs, but with the advent of Buddhism, Buryat shamanism was not completely lost.
Until now, in some areas of Buryatia, shamanism remains the main religious trend.
The arrival of Buddhism was marked by the development of writing, literacy, book printing, folk crafts, and art.
Tibetan medicine has also become widespread, the practice of which exists in Buryatia today.
On the territory of Buryatia, in the Ivolginsky datsan, there is the body of one of the devotees of Buddhism of the 20th century, the head of the Buddhists of Siberia in 1911-1917, Khambo Lama Itigelov.
In 1927, he sat in the lotus position, gathered his disciples and told them to recite a prayer-good wishes for the deceased, after which, according to Buddhist beliefs, the lama went into a state of samadhi.
He was buried in a cedar cube in the same lotus position, having bequeathed to unearth a sarcophagus 30 years later before he left.
In 1955, the cube was lifted.
The body of the Hambo Lama turned out to be incorrupt.
In the early 2000s, the body of a lama was studied by researchers. The conclusion of Viktor Zvyagin, head of the personality identification department of the Russian Center for Forensic Medicine, became sensational: “With the permission of the highest Buddhist authorities in Buryatia, we were provided with approximately 2 mg of samples - these are hair, skin particles, slices of two nails. Infrared spectrophotometry showed that the protein fractions have in vivo characteristics - for comparison, we took similar samples from our employees. An analysis of Itigelov's skin, carried out in 2004, showed that the concentration of bromine in the llama's body was 40 times higher than the norm. ”
Wrestling cult
Buryats are one of the most wrestling peoples in the world.
National Buryat wrestling is a traditional sport.
Since ancient times, competitions in this discipline have been held within the framework of surkharban, a national sports festival.
In addition to wrestling, the participants also compete in archery and horse riding.
There are also strong freestyle wrestlers, sambists, boxers, athletes, skaters in Buryatia.
Returning to wrestling, I must say about, perhaps, the most famous Buryat wrestler today - Anatoly Mikhakhanov, who is also called Orora Satosi. Mikhakhanov is a sumo wrestler.
Orora Satoshi translated from Japanese
У записи 13 лайков,
4 репостов,
2080 просмотров.
4 репостов,
2080 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев