Мне кажется, я совсем не против гламура... Но...

Мне кажется, я совсем не против гламура... Но смысл в этом тексте вижу

О гламурной кисости.

По случайности натыкнулся я на дневник некоей Гламурной Кисо. То есть относительно молодой женщины, которая «хорошо зарабатывает в модной индустрии» и к тому ещё имеет «обеспеченного бойфренда». Про то и пишет. Про «жизнь в шелках».

Меня её тексты заинтересовали. Не столько описанием «роскошеств», сколько особенной отдушкой, которой от них прямо-таки разило.

Потому как пишет оно что-то "типо":

Сегодня моему любимому Серёжику пришло в голову изменить наш обычный утренний маршрут и позавтракать не в «Pedicabo», как обычно, а в «Звизде». «Звизда» — это новый монинг-клуб в Старокисломолочном переулке, кто помнит, в девяностые там был кафе-шоу «Жругр», там были угарные вечерины… В общем, мне понравилось: обслуживание не хуже чем в наших обычных местах, пассированный топинамбур с одеколонным муссом очарователен, мням! Микс из папарделли с пепперони оказался стоящим, свежевыжатый берёзовый сок – прекрасно! Но цены сильно выше обычных, винная карта очень слабая, и не было сухого розового Боско де Курво Гранд Паскуд 1948 года, без этого солнечного вина я не мыслю себе начала дня. Наверное, будем теперь заезжать только под настроение!

Вопрос. Что раздражает в этом тексте?

Начнём с простейшей гипотезы: раздражает демонстрация потребления. «Вот я в «Звизде» кушаю, а вы хот-догами давитесь и давиться будете». «Аристократ, на Линкольне промчись, а ты, пролетарий, иди в лифт помочись».

Что ж, разберёмся.

Потреблением может быть демонстративным, более того – древнейшие виды потребления и были демонстративными. Вождь ест из золотой тарелки. Но демонстрацией чего была эта золотая тарелка? Силы и удачливости: «да, у меня много золота, я его награбил и защитил, значит, вступай в мою дружину, чувак». В современном варианте: «я рассекаю на Бугатти и мои туфли стоят десятку: вложитесь в мой бизнес, и вы тоже станете участником моего успеха». Заметим, что в такой демонстрации нет ничего позорного. Это просто самореклама, причём не пустая, а вполне осмысленная. «Я успешен, имейте со мной дело, не прогадаете».

С другой стороны, демонстративное потребление может быть чистым глумлением над «низшими». Ну, например, мама рассказывала мне, как в 1948 девочка из семьи старых большевиков году демонстративно бросала в мусор недоеденный бутерброд с маслом и икрой. А потом смотрела, не подберёт ли кто. Правда, не подбирали, гордые были… Но суть ясна. «Повбывав бы».

Это-то всё понятно. Интересно другое: излияния Гламурной Кисо не подпадают ни под ту, ни под другую категорию. Она не рекламирует себя (ну, разве что немножко) и не дразнится (ну, разве что слегка). Не это царапает глаз. В конце концов, легко представить себе какого-нибудь миллиардера, для которого Боско де Курво Гранд Паскуд 1948 года – так, жидкость для протирки стекол, потому что он-то пьёт коньячок Хернеси Вжоп Поц 1809. И тем не менее он оценит вышеприведённый текст так же, как и мы, простецы. «Тьфу, пакость».

Следующий вариант – самолюбование. Это уже ближе. «Вот я какая, в «Звизде» кушаю. Вот какая я успешная девочка, восхищайтесь».

Тут важно не «завидуйте», а «восхищайтесь». «Хочу любви – за то, что я такая замечательная».

Да, есть такая тема. Но почему именно в данном конкретном случае самолюбование так раздражает?

Для сравнения. Представим себе такие тексты:

«Сегодня ночью я доказал лемму Дугина-Шмулевича о циркумкластерах. Пожалуй, это самый важный математический результат со времён Гёделя. Пишу статью».

«Сегодня мне позвонили из Нобелевского комитета. Оказывается, мой последний роман получил премию. Не могу сказать, чтобы я этого не ждал, но всё же не так быстро… Теперь надо будет подумать о фраке – кажется, нобелевскую лекцию полагается читать во фраке. Потом допишу – звонят из Нью-Йорка. Что им всем надо?»

«Сёдня я жостко отпиздил мудилку и чертопиздела Федю Сыча, который на меня залупнулся в боулинге при дефках. То-то, блядь».

«Ура! Наконец-то я вымыла всю посуду в раковине, которая там копилась весь месяц! Я молодец, я умница!»

Вопрос: почему в этих случаях самолюбование не вызывает неприятных чувств? Даже наоборот – хочется людей поздравить и сказать им что-нибудь хорошее, даже тому чуваку, который вломил чертопизелу Феде?

Вот тут-то и приоткрывается самая суть гламурности, самая её писечка.

Гламурное Кисо, и вообще человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления – достижениями.

Нормальный человек считает своими достижениями то, что он сделал, а удовольствиями – то, что он потребил. Он может поговорить и про достижения («вырастил дерево», «доказал теорему», «отпиздил подонка», и про удовольствия – «посидели с ребятами в пивняге», «на рыбалке отдохнули классно». Но для разговора о достижениях и об удовольствиях используются разный тон и разные интонации.

Так вот. «Гламурность» возникает, когда о потреблении начинают тем тоном, каким принято говорить о достижениях.

Чтобы было понятно. Все мы, к примеру, завтракаем. Кто яичницей, кто печенью муравьеда, в зависимости от вкусов и наличных средств. В этом, кстати, миллиардер может не отличаться от бюджетника. Ну да, один пихает себе в рот бутер с колбасой, а другой – битте-дритте из горгонзоллы с бикарбонарью а-ля улю. Но думают-то они не о том, что такое они едят, а о предстоящих делах. Ибо только они и важны.

А для Гламурной Кисо завтрак – это целая виктория. «Победа».

Ещё раз: тут важен не «выпендрёж» как таковой. Выпендриваться можно по-разному. «Сегодня я вырезал на правой ягодице левостороннюю свастику» — это тоже выпендрёж, только другого сорта. Как и «сегодня срубил пятнашку на кросс-курсах шекеля», или «перевёл «Тигра» Блейка». Всё это – тоже похвальба. Но тут важен предмет выпендривания. Завтрак, обед, ужин, покупки в магазинах – всё то, что у нормальных людей (независимо от уровня достатка) считается «частью быта», на которую не обращают особого внимания, здесь становится главными событиями жизни, «Каннами» и «Бородино».

Что, собственно, делает гламурный дискурс смешным и противным? Именно то, что он возводит в «события» и «успехи» то, что таковым являться не может. Заметим, что, когда речь идёт об успехах в каком-либо деле, смешно не бывает никогда, даже если дело копеечное. «Вскопал грядку» — над этим никто не будет смеяться. Это, конечно, не «завоевал царство», но это вполне достойный результат усилий. Усилия никогда не бывают слишком малыми. Ну да, молодец. «Кто чего скажет».

Ну а теперь попробуем немного изменить исходный текст. Примерно так:

Сегодня мы с Сергеем решили поехать в «Звизду», знакомые рекомендовали. Раньше там было кафе-шоу «Жругр», туда ходила всякая модная молодёжь тусоваться. Ну вот посмотрели, как там теперь. Обслуживают быстро, не задерживают. Отличный пассированный топинамбур с одеколонным муссом. Микс из папарделли с пепперонини, свежевыжатый берёзовый сок – пять баллов. Но цены сильно выше обычных. Ещё неприятное: я хотела бокал Боско де Курво Гранд Паскуд 1948 года, его не было в винной карте. В общем, под настроение заехать можно, а так – не будем, и друзьям не посоветуем.

В чём отличие? Только в интонации: сказано-то то же самое, причём почти теми же словами. Но второй текст написан «по делу»: человек посетил заведение и сообщает всем остальным полезные сведения (на тему «ходить – не ходить»). Нормальный такой постинг в какой-нибудь ру-ресторанс.

Итог. «Гламурная кисость» есть логическая и нравственная ошибка, основанная на представлении актов потребления как личного достижения. «Смотрите все, КАК Я ХОРОШО И ДОРОГО КУШАЮ».

Естественно, гламурность обязательно предполагает инфантилизм или его имитацию. Потому как «хорошо кушать» - ДЕТСКИЙ успех. Как и «мне новую игрушку купили» (а то, что «модная сумочка» или какая-нибудь «дизайнерская блузка» суть именно что игрушки, понимают даже гламурные кисы).

А вот взрослый человек, бедный или богатый (и даже в особенности богатый), такого тона никогда не возьмёт. Для него другое важно.
http://krylov.livejournal.com/1404527.html
It seems to me that I am not at all against glamor ... But I see the point in this text.

About glamor

By chance, I stumbled upon a diary of some kind of Glam Kiso. That is, a relatively young woman who “earns well in the fashion industry” and, moreover, has a “wealthy boyfriend”. He writes about that. About "life in silk".

I was interested in her lyrics. Not so much a description of "luxury" as a special perfume, which from them downright razilo.

Because it writes something "Tipo":

Today it has occurred to my beloved Seryozhik to change our usual morning route and have breakfast not in “Pedicabo”, as usual, but in Zvizda. “Zvizda” is a new moning club in Starokislokomolochnochny Lane, who remembers that in the nineties there was a cafe-show “Zhrugr”, there were carbon parties… In general, I liked it: the service is not worse than in our usual places, passive topinambur with cologne mousse charming, mneam! A mix of papardelli with pepperoni turned out to be worthwhile, freshly squeezed birch sap is great! But prices are much higher than usual, the wine list is very weak, and there was no dry pink Bosco de Curvo Grand Pascud of 1948, without this sunny wine I can’t imagine the beginning of the day for myself. Probably, we will now call in just in the mood!
 
Question. What is annoying in this text?

Let's start with the simplest hypothesis: annoying demonstration of consumption. “I’m eating at Zvizda, and you choke on hot dogs and gag.” "Aristocrat, rush on Lincoln, and you, proletarian, go to the elevator to urinate."

Well, let's figure it out.

Consumption can be demonstrative, moreover - the most ancient types of consumption and were demonstrative. The leader eats from a golden plate. But what was the demonstration of this golden plate? Strength and luck: "Yes, I have a lot of gold, I stole and defended it, then join my squad, dude." In the modern version: “I dissect Bugatti and my shoes are ten: invest in my business, and you will also become a participant in my success.” Note that in such a demonstration there is nothing shameful. It's just self-promotion, and not empty, but quite meaningful. “I’m successful, have a deal with me, you won’t lose.”

On the other hand, conspicuous consumption can be pure mockery of the "lower" ones. Well, for example, my mother told me how in 1948 a girl from a family of old Bolsheviks defiantly threw an unfinished sandwich with butter and caviar into the garbage. And then I looked to see if anyone would pick up. True, they did not pick up, the proud were ... But the essence is clear. "I would have stayed."

This is all clear. Another thing is interesting: the outpourings of the Glam Kiso do not fall under either category or category. She does not advertise herself (well, perhaps a little) and is not teased (well, perhaps only slightly). Not that scratches the eye. In the end, it is easy to imagine any billionaire for whom Bosco de Curvo Grand Pascud of 1948 is like a glass cleaner because he drinks Hernesie Vzhop Pots 1809 cognac. Nevertheless, he will appreciate the above text the same as us, simple men. "Ugh, dirty trick."

The next option is narcissism. This is closer. “Here I am, I eat in Zvizda. That's what a successful girl I am, admire. ”

It is important not to “envy”, but “admire”. "I want love - because I'm so wonderful."

Yes, there is such a topic. But why exactly in this particular case is self-admiration so annoying?

For comparison. Imagine the following texts:

“Tonight I proved the Dugin-Shmulevich lemma about circmclusters. This is probably the most important mathematical result since Godel's time. Writing an article".

“Today I received a call from the Nobel Committee. Turns out my last novel won an award. I can not say that I did not expect this, but still not so quickly ... Now I’ll have to think about a tail coat - it seems that the Nobel lecture is supposed to be read in a tail coat. Then I will add - call from New York. What do they all need? "

“I sadly otpizdil otdzhidku tomile and Fyodor Sychow, who paused at me in bowling when defeks. That fucking.
 
"Hooray! Finally, I washed all the dishes in the sink, which was accumulated there all month! I am well done, I am clever! ”

Question: why in these cases, self-admiration does not cause unpleasant feelings? Quite the contrary - would you like to congratulate people and say something good to them, even to the dude who broke the devil Fedya?

It is here that the very essence of glamor, her very pisechka, opens up.

Glamorous Kiso, and in general a man of glamorous thinking is a creature that considers acts of consumption as achievements.

A normal person considers his achievements to be what he did, and pleasures what he consumed. He can talk about achievements (“raised a tree”, “proved the theorem”, “otpizdil scum”, and about pleasures - “sat with the guys in the pub”, “rested on fishing, cool.” But to talk about achievements and pleasures are used different tone and different intonation.

So here. “Glamor” occurs when consumption is started in the tone that is customary to talk about achievements.

To be clear. All of us, for example, tomorrow
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Глушкова

Понравилось следующим людям