Но ныне — нет! Лучи просвещения по проволокам телеграфов и рельсам железных дорог запали в углы невежества, и теперь, например, Самара уже не та Азия, какой нас считала немного лет тому назад высококультурная Европа. Нравы смягчены — вы понимаете? — смягчились нравы, и это надо считать за факт. Все мы стали гораздо более культурны и утонченны. Смягчение нравов — это великая вещь, и, например, тот факт, что ныне мы, научившись грамоте, стали сочинять на наших врагов анонимные письма и доносы, вместо того чтобы, по старине, мять врагам бока, — этот факт показывает, что смягчение нравов еще и потому хорошо, что более безопасно и более выгодно, чем старинная грубость, позволявшая нам, встав лицом к лицу с врагом, при желании поколотить его, — рисковать собственными боками.
Вообще ныне не принято употреблять со врагом грубых приемов старины, и известный удар «под сердце» заменен более культурным ударом по сердцу. Равно не принято и мстить открыто, становясь с неприятелем нос к носу; каждый из нас понимает, что излишне осложнять взаимное озлобление созерцанием противных нам физиономий, и потому все мы действуем друг против друга из-за угла, потихоньку и, отбросив в сторону кистени и дубины, уподобляем в дело сплетню и клевету.
Надеюсь, отсюда ясны преимущества смягчения нравов, которому мы подверглись, а также ясно и то, сколь успешно мы шагаем вперед по пути всяческой культурности к самоусовершенствованию.
Да, так вот мы преуспеваем, нравы наши смягчаются, в поступках, видимых людьми, заметно некоторое благообразие, о поступках же невидимых нам заботиться не следует, ибо их никому не видно, кроме нас самих. Ругаемся мы гораздо меньше, потому что научились хорошо оскорблять друга и без употребления бранных слов. О Каине и об Иуде мы, конечно, не забыли, но подражание сим двум примерным авторитетам опять-таки смягчено. Открыто, при свидетелях, мы братий наших не убиваем.
В жизни нашей становится заметно присутствие определенного поведения, ловкой сноровки, и мы, сносясь друг с другом, никогда не выдадим себя и камня у себя за пазухой ближнему нашему научились не показывать.
Максим Горький, "Как её обвенчали"
Вообще ныне не принято употреблять со врагом грубых приемов старины, и известный удар «под сердце» заменен более культурным ударом по сердцу. Равно не принято и мстить открыто, становясь с неприятелем нос к носу; каждый из нас понимает, что излишне осложнять взаимное озлобление созерцанием противных нам физиономий, и потому все мы действуем друг против друга из-за угла, потихоньку и, отбросив в сторону кистени и дубины, уподобляем в дело сплетню и клевету.
Надеюсь, отсюда ясны преимущества смягчения нравов, которому мы подверглись, а также ясно и то, сколь успешно мы шагаем вперед по пути всяческой культурности к самоусовершенствованию.
Да, так вот мы преуспеваем, нравы наши смягчаются, в поступках, видимых людьми, заметно некоторое благообразие, о поступках же невидимых нам заботиться не следует, ибо их никому не видно, кроме нас самих. Ругаемся мы гораздо меньше, потому что научились хорошо оскорблять друга и без употребления бранных слов. О Каине и об Иуде мы, конечно, не забыли, но подражание сим двум примерным авторитетам опять-таки смягчено. Открыто, при свидетелях, мы братий наших не убиваем.
В жизни нашей становится заметно присутствие определенного поведения, ловкой сноровки, и мы, сносясь друг с другом, никогда не выдадим себя и камня у себя за пазухой ближнему нашему научились не показывать.
Максим Горький, "Как её обвенчали"
But now - no! The rays of enlightenment along the wires of telegraphs and the rails of railways sunk into the corners of ignorance, and now, for example, Samara is no longer the Asia that highly cultured Europe thought we were a few years ago. Morals are relaxed - do you understand? - morals softened, and this must be considered a fact. We have all become much more cultured and sophisticated. Mitigation of morals is a great thing, and, for example, the fact that now, having learned to read and write, we began to compose anonymous letters and denunciations against our enemies, instead of, in the old days, crushing the enemies' sides, this fact shows that softening of morals It is also good because it is safer and more profitable than the old rudeness, which allowed us, standing face to face with the enemy, if we want to beat him, - to risk our own sides.
In general, nowadays it is not customary to use the coarse methods of antiquity with the enemy, and the well-known blow "under the heart" has been replaced by a more cultural blow to the heart. It is equally not customary to take revenge openly, becoming nose to nose with the enemy; each of us understands that it is unnecessary to complicate mutual anger by contemplating opposite faces, and therefore we all act against each other from around the corner, slowly and, throwing aside bristles and cudgels, we liken gossip and slander.
I hope this makes clear the advantages of the softening of morals that we have undergone, as well as it is clear how successfully we are marching forward along the path of all culture to self-improvement.
Yes, and so we succeed, our morals soften, in actions visible to people, a certain goodness is noticeable, but we should not worry about actions invisible, for they are not visible to anyone except ourselves. We swear much less, because we have learned how to insult a friend well without using swear words. Of course, we have not forgotten about Cain and Judas, but the imitation of these two exemplary authorities is again softened. Openly, in front of witnesses, we do not kill our brothers.
In our life, the presence of a certain behavior, dexterous skill becomes noticeable, and we, communicating with each other, will never give ourselves away and have learned not to show a stone in our bosom to our neighbor.
Maxim Gorky, "How she was married"
In general, nowadays it is not customary to use the coarse methods of antiquity with the enemy, and the well-known blow "under the heart" has been replaced by a more cultural blow to the heart. It is equally not customary to take revenge openly, becoming nose to nose with the enemy; each of us understands that it is unnecessary to complicate mutual anger by contemplating opposite faces, and therefore we all act against each other from around the corner, slowly and, throwing aside bristles and cudgels, we liken gossip and slander.
I hope this makes clear the advantages of the softening of morals that we have undergone, as well as it is clear how successfully we are marching forward along the path of all culture to self-improvement.
Yes, and so we succeed, our morals soften, in actions visible to people, a certain goodness is noticeable, but we should not worry about actions invisible, for they are not visible to anyone except ourselves. We swear much less, because we have learned how to insult a friend well without using swear words. Of course, we have not forgotten about Cain and Judas, but the imitation of these two exemplary authorities is again softened. Openly, in front of witnesses, we do not kill our brothers.
In our life, the presence of a certain behavior, dexterous skill becomes noticeable, and we, communicating with each other, will never give ourselves away and have learned not to show a stone in our bosom to our neighbor.
Maxim Gorky, "How she was married"
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ирина Пшеничникова