"Десакрализация времени творчества. Неолиберальная экономика культуры, или культура,...

"Десакрализация времени творчества. Неолиберальная экономика культуры, или культура, организованная как экономика, формирует не только новые черты субъективности всех типов производителей и публики. Она производит собственную иерархию субъектов культурного производства, наилучшим образом ей отвечающую. Новый способ десакрализации культуры вступает в конфликт и с традиционным культом «творческого гения», господствовавшим в России еще в начале 90-х, и с той структуралистской критикой субъекта, которая была артикулирована в европейских социальных науках, литературе и искусстве 60-70-х, на подъеме социального государства. На деле новая экономика культуры заново возводит на пьедестал фигуру автора, который эксплуатируется промоутерами и посредниками как «имя» — гарантия финансовых вложений в производственный процесс. При этом сам автор утрачивает сакральную связь с «надмирным» и даже обязан иронически ставить ее под вопрос, подобно Людмиле Улицкой или Олегу Кулику, не отделяющим своей авторской роли от функции «операторов» собственной известности. Типологически идеальный субъект новой культурной политики, пользуясь веберовской характеристикой, — это тот, кто обладает готовностью и навыками для жизни «с культуры», в отличие традиционной модели творческой жизни «для культуры». То есть тот, кто действует в мире искусства, образования, литературы не как в (сакрализованном) пространстве смыслов, а как в зоне обменов с образованным и платежеспособным потребителем. Один из наиболее прославленных критиков новой эпохи и одновременно один из ее наиболее известных философов, Славой Жижек, по свидетельству коллег, начал свою карьеру с весьма симптоматичного в этом отношении жеста: не дождавшись откликов на свою первую книгу, он запустил дискуссию, сам написав на нее рецензию.

Культурный субъект неолиберализма — это также субъект, рискующий временем своего труда. В отличие от модели социального государства, обеспечивавшего время жизни, в новых условиях поддержка направлена на начало (стартовый грант, стипендия, краткосрочный проект) и итог работы (покупка произведения), который включает также переданную по контракту оплату его продвижения в виде выставки, презентации, конференции. Рутинное время труда, необходимое для создания произведения, оплачивается реже и спорадически. Например, в виде проживания в упоминавшихся артистических/литературных резиденциях. Или в виде принуждения к дополнительным, «общественно полезным» видам занятости: под этим предлогом во всем мире происходит сокращение сектора «чистой» академической науки и слияние с университетским сектором. Неофициально идеология этого слияния предполагает, что фундаментальными исследованиями нужно заниматься во время, свободное от преподавания. Нечто подобное происходит и в таких мировых центрах артистической джентрификации, как Берлин: муниципалитет готов предоставлять студии и площадки художникам при условии, что те будут привлекать к своим проектам обитателей «проблемных» кварталов.

Все это делает привилегированными производителями, предрасположенными к большому успеху, прежде всего тех, кто способен рисковать целым периодом производства, не рассчитывая на страховку за неудачу (незаинтересованность критики и публики), болезнь, утрату способностей. В пределе речь идет об инвестиции в производство собственных средств, в расчете на их компенсацию высшим признанием и последующее включение в поощряемую государством схему достижений по закону Матфея".
http://falanster.su/?p=810
"Desacralization of the time of creativity. The neoliberal economy of culture, or culture organized as an economy, forms not only new features of the subjectivity of all types of producers and the public. It produces its own hierarchy of subjects of cultural production, which best suits it. the traditional cult of "creative genius" that prevailed in Russia back in the early 90s, and with the structuralist criticism of the subject, which was articulated in the European social sciences, literature and art of the 60s and 70s, on the rise of the welfare state. culture re-raises the figure of the author on a pedestal, who is exploited by promoters and intermediaries as a “name” - a guarantee of financial investments in the production process. Kulik, not separating his author the role of the "operators" of their own fame. A typologically ideal subject of a new cultural policy, using Weber's characteristic, is one who has the readiness and skills to live “from culture”, in contrast to the traditional model of creative life “for culture”. That is, one who acts in the world of art, education, literature, not as in a (sacralized) space of meanings, but as in a zone of exchanges with an educated and solvent consumer. One of the most renowned critics of the new era and at the same time one of its most famous philosophers, Slavoj ižek, according to his colleagues, began his career with a very symptomatic gesture in this regard: without waiting for responses to his first book, he launched a discussion by writing on it himself review.

The cultural subject of neoliberalism is also a subject risking the time of his labor. Unlike the welfare state model, which provided a lifetime, in the new conditions, support is aimed at the beginning (start grant, scholarship, short-term project) and the outcome of the work (purchase of a work), which also includes the payment for its promotion transferred under the contract in the form of an exhibition, presentation, conferences. Routine labor time required to create a work is paid less frequently and sporadically. For example, in the form of residence in the mentioned artistic / literary residences. Or in the form of coercion into additional, "socially useful" types of employment: under this pretext, the sector of "pure" academic science is shrinking and merging with the university sector all over the world. Unofficially, the ideology of this merger suggests that fundamental research should be done in a time free from teaching. Something similar is happening in such world centers of artistic gentrification as Berlin: the municipality is ready to provide studios and venues to artists on the condition that they attract residents of "problem" districts to their projects.

All this makes privileged producers predisposed to great success, especially those who are able to risk an entire period of production, not counting on insurance for failure (disinterest of critics and the public), illness, loss of ability. In the limit, we are talking about investments in the production of our own funds, counting on their compensation with the highest recognition and subsequent inclusion in the state-encouraged scheme of achievements according to Matthew's Law. "
http://falanster.su/?p=810
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Мария Скрягина

Понравилось следующим людям