Пурим сегодня. !חג פורים שמח - хаг Пурим...

Пурим сегодня. !חג פורים שמח - хаг Пурим самэах, если прочитать справа налево, веселого праздника Пурим!

В этот праздник принято устраивать маскарад, дарить друг другу сладкие подарки, вкусно есть, а пить столько, чтобы перестать отличать "Амана от Мордехая", или, в другой версии, "эллина от иудея" - короче, проводить время как можно веселее. Также принято разыгрывать театрализованное действо по одному и тому же вечному сценарию, читать свиток - всегда с одним и тем же текстом, подавать милостыню.
Но что за сценарий умудрился прожить столетия, и что за свиток, каждый год вызывающий интерес?
Мегилат Эстер, свиток Эстер, читают каждый год. Он и стал основой того сценария. Понятно, что спектакль переделывают по части инсценировки, но герои и события сохраняются.

В свитке рассказывается, как в некотором городе Сузы, тогдашней столице Персии, некоторый злодей Аман задумал в один день уничтожить всё еврейское население и даже получил разрешение царя Ахашвероша на это. О его планах узнал один человек, Мордехай. Есть версия, что именно на него Аман и разозлился когда-то: Мордехай отказался пасть ниц перед колесницей Амана, потому что еврей не может поклоняться человеку. Но он же в какой-то момент спас жизнь царю. Мордехай не нашел иного варианта, как сказать о планах Амана своей родственнице, Эстер. Она незадолго до этого вышла замуж за того самого царя. Уникальная история - царь выбрал её на конкурсе красоты и совершенно не понимал, откуда она, кто она, видимо, не имело значения.
И вот представьте себе картину. Приходит царица Эстер без вызова к царю и говорит: "знаешь, ты вот дал добро на уничтожение евреев, так ведь это и я, и Мордехай, не говоря уже о множестве безвинных людей".
А Ахашверош в полном тупике: "слушай, это, конечно сюрприз, царицы-еврейки у нас ещё не было... Ты, кстати, вообще в курсе, что без вызова ко мне прийти - это перестать не только женой быть, но и вообще перестать быть? Я раньше за такое и казнить мог. Вот предыдущая жена моя танцевать отказалась при гостях, видишь ли, стесняется она, ну и где теперь стесняшка? Ладно, к твоим евреям. Я не знаю, что делать, потому что царь я, отменю свой указ - корона упадёт. Не поймёт народ, понимаешь. Моё слово - закон. Железное и... какое оно там ещё, чугунное? Забыл, ну да ладно. Делать-то что. А! Вот, смотри: не буду я отменять, пусть попытаются поубивать, если так жаждут. Но дарую евреям право защищаться с оружием в руках".
Этого оказалось достаточно. Никто не собирался сидеть и ждать смерти. Нападавших поубивали. Амана и его сыновей повесили на дереве.

История об этом читается каждый год - чтобы помнили. Когда упоминается имя "Аман", дети должны греметь трещотками, а в случае их отсутствия - чем получится. Взрослые тоже могут греметь, а если не досталось трещотки, топать ногами. Представьте себе картину: сидят, например, крошечная девочка в костюме божьей коровки, и такой же мальчик в костюме стаканчика йогурта, и ждут, когда будет произнесено то слово, чтобы заглушить его звучание трещотками, крутящимися в маленьких руках. Так с детства учатся дети, что некоторое имя подлежит не забвению, а проклятью и заглушению, по причине дел, которыми был славен носитель имени.

Только ли про Эстер, Мордехая, Ахашвероша и Амана эта история? Думаю, нет.
Мы празднуем каждый год то избавление от гибели, но ещё - "безумству храбрых поём мы песню". Пусть мало храбрых, но как важно, чтобы такие люди были. Тогда можно дышать и надеяться на лучшее.

С праздником Пурим тех, кто празднует!
Пурим сегодня. !חג פורים שמח - хаг Пурим самэах, если прочитать справа налево, веселого праздника Пурим!

В этот праздник принято устраивать маскарад, дарить друг другу сладкие подарки, вкусно есть, а пить столько, чтобы перестать отличать "Амана от Мордехая", или, в другой версии, "эллина от иудея" - короче, проводить время как можно веселее. Также принято разыгрывать театрализованное действо по одному и тому же вечному сценарию, читать свиток - всегда с одним и тем же текстом, подавать милостыню.
Но что за сценарий умудрился прожить столетия, и что за свиток, каждый год вызывающий интерес?
Мегилат Эстер, свиток Эстер, читают каждый год. Он и стал основой того сценария. Понятно, что спектакль переделывают по части инсценировки, но герои и события сохраняются.

В свитке рассказывается, как в некотором городе Сузы, тогдашней столице Персии, некоторый злодей Аман задумал в один день уничтожить всё еврейское население и даже получил разрешение царя Ахашвероша на это. О его планах узнал один человек, Мордехай. Есть версия, что именно на него Аман и разозлился когда-то: Мордехай отказался пасть ниц перед колесницей Амана, потому что еврей не может поклоняться человеку. Но он же в какой-то момент спас жизнь царю. Мордехай не нашел иного варианта, как сказать о планах Амана своей родственнице, Эстер. Она незадолго до этого вышла замуж за того самого царя. Уникальная история - царь выбрал её на конкурсе красоты и совершенно не понимал, откуда она, кто она, видимо, не имело значения.
И вот представьте себе картину. Приходит царица Эстер без вызова к царю и говорит: "знаешь, ты вот дал добро на уничтожение евреев, так ведь это и я, и Мордехай, не говоря уже о множестве безвинных людей".
А Ахашверош в полном тупике: "слушай, это, конечно сюрприз, царицы-еврейки у нас ещё не было... Ты, кстати, вообще в курсе, что без вызова ко мне прийти - это перестать не только женой быть, но и вообще перестать быть? Я раньше за такое и казнить мог. Вот предыдущая жена моя танцевать отказалась при гостях, видишь ли, стесняется она, ну и где теперь стесняшка? Ладно, к твоим евреям. Я не знаю, что делать, потому что царь я, отменю свой указ - корона упадёт. Не поймёт народ, понимаешь. Моё слово - закон. Железное и... какое оно там ещё, чугунное? Забыл, ну да ладно. Делать-то что. А! Вот, смотри: не буду я отменять, пусть попытаются поубивать, если так жаждут. Но дарую евреям право защищаться с оружием в руках".
Этого оказалось достаточно. Никто не собирался сидеть и ждать смерти. Нападавших поубивали. Амана и его сыновей повесили на дереве.

История об этом читается каждый год - чтобы помнили. Когда упоминается имя "Аман", дети должны греметь трещотками, а в случае их отсутствия - чем получится. Взрослые тоже могут греметь, а если не досталось трещотки, топать ногами. Представьте себе картину: сидят, например, крошечная девочка в костюме божьей коровки, и такой же мальчик в костюме стаканчика йогурта, и ждут, когда будет произнесено то слово, чтобы заглушить его звучание трещотками, крутящимися в маленьких руках. Так с детства учатся дети, что некоторое имя подлежит не забвению, а проклятью и заглушению, по причине дел, которыми был славен носитель имени.

Только ли про Эстер, Мордехая, Ахашвероша и Амана эта история? Думаю, нет.
Мы празднуем каждый год то избавление от гибели, но ещё - "безумству храбрых поём мы песню". Пусть мало храбрых, но как важно, чтобы такие люди были. Тогда можно дышать и надеяться на лучшее.

С праздником Пурим тех, кто празднует!
У записи 24 лайков,
4 репостов,
1252 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ася Аксельрод

Понравилось следующим людям