«Тут достаточно сложный вообще вопрос о том, как...

«Тут достаточно сложный вообще вопрос о том, как обстоит дело у Чехова с моралью. Я думаю, что сам Чехов и тексты его достаточно полно описываются в замечательной формулой Храмса в одном из дневников: Я не люблю доброты, сострадания, азарта, морали, но я люблю восторг, ужас, надежду, самоуничижение…” и еще там несколько замечательных примеров. Общепринятые чувства, матрицы этих чувств, конечно, Чехова всегда смущают. Что касается морали, то в гениальном рассказе “Красавица”, когда смотрит из проезжающего поезда протагонист на красавицу, он видит, что ей скорее всего уготована судьба в виде унылого и порядочного, стоящего рядом с ней, телеграфиста. Порядочность никак не входит в число добродетелей, которые Чехов уважает. Порядочность это также естественно, как не грызть ногтей. А, впрочем, если очень хочется, можно погрызть и ногти. Порядочность это что-то бесконечно скучное, как этот станционный зал с чахнущими цветами, как эти окурки, как этот долгий железнодорожный перегон. А красавица это чудо, которое всегда вызывает грусть, которое скоро увянет, которое достанется скорее всего скучному дураку. И вот в этом-то главная эмоция. Что касается морали, то мораль выдумали скучные люди, которые не чувствуют правил жизни и они выдумали ее себе для того, чтобы говорить о ней вслух и, чтобы укорять ею окружающих. И, собственно говоря, все отношение Чехова к морали замечательно сформулировано в одном из двух стихотворений, которые он написал за свою жизнь…:

Шли однажды через мостик жирные китайцы.
Впереди их, задрав хвостик, поспешали зайцы
Тут китайцы закричали: “Стой! Лови их! Ах-ах-ах!”
Зайцы выше хвост задрали и попрятались в кустах.

Мораль сей басенки ясна:
Кто хочет зайцев кушать,
Тот ежедневно, встав от сна,
Папашу должен слушать! »
“This is a rather complicated question in general about how things stand with Chekhov's morality. I think that Chekhov himself and his texts are quite fully described in the wonderful formula of Khrams in one of the diaries: I do not like kindness, compassion, excitement, morality, but I love delight, horror, hope, self-deprecation ... "and there are also some wonderful examples ... Generally accepted feelings, matrices of these feelings, of course, always confuse Chekhov. As for morality, in the ingenious story “Beauty”, when the protagonist looks at the beauty from a passing train, he sees that she is most likely destined for the form of a sad and decent telegraph operator standing next to her. Decency is by no means one of the virtues that Chekhov respects. Decency is as natural as not biting your nails. And, however, if you really want to, you can bite your nails too. Decency is something endlessly boring, like this station hall with withering flowers, like these cigarette butts, like this long railway line. A beauty is a miracle that always causes sadness, which will soon fade, which will most likely get a boring fool. And this is the main emotion. As for morality, morality was invented by boring people who do not feel the rules of life and they invented it for themselves in order to talk about it out loud and to reproach others with it. And, in fact, Chekhov's entire attitude to morality is remarkably formulated in one of two poems that he wrote in his life ...:

Fat Chinese walked across the bridge once.
Ahead of them, raising their tail, hares hurried
Then the Chinese shouted: “Stop! Catch them! Ah-ah-ah! "
The hares raised their tails higher and hid in the bushes.

The moral of this fable is clear:
Who wants to eat hares,
Every day, getting up from sleep,
Daddy must listen! "
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ксения Евстигнеева

Понравилось следующим людям