Христианство первых времен признавало хорошими произведениями искусства только легенды, жития, проповеди, молитвы, песнопения, вызывавшие в людях чувства любви ко Христу, умиление перед его жизнью, желание следовать его примеру, отрешение от мирской жизни, смирение и любовь к людям; все же произведения, передававшие чувства личных наслаждений, оно считало дурным и потому отвергало все языческое пластическое искусство, допуская пластические изображения только символические.
Так это было среди христиан первых веков, принявших учение Христа в его если не вполне истинном, то все-таки в не извращенном, не языческом виде, в каком оно было принято впоследствии. Но кроме этих христиан, со времени огульного, по повелению властей, обращения народов в христианство, как это было при Константине, Карле Великом, Владимире,— появилось другое, более близкое к язычеству, чем к учению Христа, церковное христианство. И это церковное христианство совершенно иначе, на основании своего учения, стало расценивать чувства людей и произведения искусства, передававшие их. Церковное христианство это не только не признавало основных и существенных положений истинного христианства — непосредственного отношения каждого человека к Отцу и вытекающего из этого братства и равенства всех людей и потому замены всякого рода насилия смирением и любовью, но, напротив, установив подобную языческой мифологии небесную иерархию и поклонение ей, Христу, богородице, ангелам, апостолам, святым, мученикам и не только этим божествам, но и их изображениям, церковное христианство сущностью своего учения поставило слепую веру в церковь и в постановления ее.
© Л.Н. Толстой "Что такое искусство?"
Так это было среди христиан первых веков, принявших учение Христа в его если не вполне истинном, то все-таки в не извращенном, не языческом виде, в каком оно было принято впоследствии. Но кроме этих христиан, со времени огульного, по повелению властей, обращения народов в христианство, как это было при Константине, Карле Великом, Владимире,— появилось другое, более близкое к язычеству, чем к учению Христа, церковное христианство. И это церковное христианство совершенно иначе, на основании своего учения, стало расценивать чувства людей и произведения искусства, передававшие их. Церковное христианство это не только не признавало основных и существенных положений истинного христианства — непосредственного отношения каждого человека к Отцу и вытекающего из этого братства и равенства всех людей и потому замены всякого рода насилия смирением и любовью, но, напротив, установив подобную языческой мифологии небесную иерархию и поклонение ей, Христу, богородице, ангелам, апостолам, святым, мученикам и не только этим божествам, но и их изображениям, церковное христианство сущностью своего учения поставило слепую веру в церковь и в постановления ее.
© Л.Н. Толстой "Что такое искусство?"
Early Christianity recognized only legends, lives, sermons, prayers, chants that evoked feelings of love for Christ, affection before his life, a desire to follow his example, a renunciation of worldly life, humility and love of people; yet works that conveyed feelings of personal pleasure, it was considered bad, and therefore rejected all pagan plastic art, allowing plastic images only symbolic.
So it was among the Christians of the first centuries who accepted the teachings of Christ in his, if not quite true, then all the same, in a not perverted, not pagan form, in which it was later adopted. But besides these Christians, from the time of the indiscriminate, at the command of the authorities, the conversion of nations to Christianity, as was the case with Constantine, Charlemagne, Vladimir, there appeared another church Christianity closer to paganism than to the teachings of Christ. And this church Christianity is completely different, on the basis of its teachings, began to assess the feelings of people and works of art that transmitted them. Church Christianity not only did not recognize the basic and essential provisions of true Christianity - the direct relationship of each person to the Father and the consequent fraternity and equality of all people and therefore replacing any kind of violence with humility and love, but, on the contrary, establishing the heavenly hierarchy and pagan mythology worship of her, Christ, the Virgin Mary, angels, apostles, saints, martyrs and not only these deities, but also their images, church Christianity, by the essence of their teachings, put blind faith in the church and in its ordinances.
© L.N. Tolstoy "What is art?"
So it was among the Christians of the first centuries who accepted the teachings of Christ in his, if not quite true, then all the same, in a not perverted, not pagan form, in which it was later adopted. But besides these Christians, from the time of the indiscriminate, at the command of the authorities, the conversion of nations to Christianity, as was the case with Constantine, Charlemagne, Vladimir, there appeared another church Christianity closer to paganism than to the teachings of Christ. And this church Christianity is completely different, on the basis of its teachings, began to assess the feelings of people and works of art that transmitted them. Church Christianity not only did not recognize the basic and essential provisions of true Christianity - the direct relationship of each person to the Father and the consequent fraternity and equality of all people and therefore replacing any kind of violence with humility and love, but, on the contrary, establishing the heavenly hierarchy and pagan mythology worship of her, Christ, the Virgin Mary, angels, apostles, saints, martyrs and not only these deities, but also their images, church Christianity, by the essence of their teachings, put blind faith in the church and in its ordinances.
© L.N. Tolstoy "What is art?"
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Беляев