Жанр притчи кажется одним из самых естественных и органичных для русской культуры — все помнят бесконечные киноспектакли Захарова. В самом деле, стоит ли тратить время и силы на полутона романического произведения, если можно сразу вложить в уста героев истину?
В новом фильме режиссера Прошкина по сценарию Арабова в маленький русский городок прибывает совесть во плоти, чтобы покарать грешников. На этот простой сюжет нанизана сомнительная карнавальная фактура, чудесные актеры, неплохие диалоги и приятно снятое провинциальное запустение.
Но весь разговор о возможных достоинствах произведения заканчивается на первом же сюжетном повороте, который критическая пресса, кстати, поразительным образом игнорирует: оказывается, в 2015 году главными женскими грехами являются сексуальная распущенность и аборт. А искупление женщина, конечно же, может обрести только через зачатие.
Эти очевиднейшие вещи фильм проговаривает мимоходом, даже не предполагая возможность иного мнения — и вместо обличения современных нравов удивительным образом сам становится главным экспонатом, поскольку узколобость — в разы более тяжкий грех, нежели легкомыслие.
Лишая героев самостоятельности, автор теряет возможность сохранять дистанцию и, убежденный в том, что объясняет устройство мира, на самом деле раскрывает нам лишь устройство собственной души. Не то, чтобы посреди современной действительности подобное устройство может вызывать удивление, но это тот самый случай, когда после пары фраз дружить с их автором больше не хочется, и со всеми его возможными произведениями тоже.
Тем интереснее, что всего на четыре дня позже тот же телеканал выпускает сериал с той же актрисой, в котором герои имеют право на собственное мнение, а взгляд на женскую самостоятельность поближе к современности на несколько десятилетий.
В новом фильме режиссера Прошкина по сценарию Арабова в маленький русский городок прибывает совесть во плоти, чтобы покарать грешников. На этот простой сюжет нанизана сомнительная карнавальная фактура, чудесные актеры, неплохие диалоги и приятно снятое провинциальное запустение.
Но весь разговор о возможных достоинствах произведения заканчивается на первом же сюжетном повороте, который критическая пресса, кстати, поразительным образом игнорирует: оказывается, в 2015 году главными женскими грехами являются сексуальная распущенность и аборт. А искупление женщина, конечно же, может обрести только через зачатие.
Эти очевиднейшие вещи фильм проговаривает мимоходом, даже не предполагая возможность иного мнения — и вместо обличения современных нравов удивительным образом сам становится главным экспонатом, поскольку узколобость — в разы более тяжкий грех, нежели легкомыслие.
Лишая героев самостоятельности, автор теряет возможность сохранять дистанцию и, убежденный в том, что объясняет устройство мира, на самом деле раскрывает нам лишь устройство собственной души. Не то, чтобы посреди современной действительности подобное устройство может вызывать удивление, но это тот самый случай, когда после пары фраз дружить с их автором больше не хочется, и со всеми его возможными произведениями тоже.
Тем интереснее, что всего на четыре дня позже тот же телеканал выпускает сериал с той же актрисой, в котором герои имеют право на собственное мнение, а взгляд на женскую самостоятельность поближе к современности на несколько десятилетий.
The parable genre seems to be one of the most natural and organic for Russian culture - everyone remembers Zakharov's endless film performances. Indeed, is it worth wasting time and effort on semitones of a novel, if you can immediately put the truth in the lips of the heroes?
In the new film directed by Proshkin, based on the script by Arabov, a conscience in the flesh arrives in a small Russian town to punish sinners. A dubious carnival texture, wonderful actors, good dialogues and nicely filmed provincial desolation are strung on this simple plot.
But the whole conversation about the possible merits of the work ends at the very first plot twist, which the critical press, by the way, strikingly ignores: it turns out that in 2015 the main sins of women are sexual promiscuity and abortion. And a woman, of course, can find redemption only through conception.
The film says these most obvious things in passing, without even assuming the possibility of a different opinion - and instead of denouncing modern mores, it surprisingly becomes the main exhibit itself, since narrow-mindedness is at times a more serious sin than frivolity.
By depriving the heroes of their independence, the author loses the ability to maintain a distance and, convinced that he explains the structure of the world, in fact reveals to us only the structure of his own soul. Not that in the midst of modern reality such a device may be surprising, but this is the very case when, after a couple of phrases, you no longer want to be friends with their author, and with all his possible works too.
It is all the more interesting that just four days later the same TV channel releases a series with the same actress, in which the heroes have the right to their own opinion, and a look at women's independence is closer to modernity for several decades.
In the new film directed by Proshkin, based on the script by Arabov, a conscience in the flesh arrives in a small Russian town to punish sinners. A dubious carnival texture, wonderful actors, good dialogues and nicely filmed provincial desolation are strung on this simple plot.
But the whole conversation about the possible merits of the work ends at the very first plot twist, which the critical press, by the way, strikingly ignores: it turns out that in 2015 the main sins of women are sexual promiscuity and abortion. And a woman, of course, can find redemption only through conception.
The film says these most obvious things in passing, without even assuming the possibility of a different opinion - and instead of denouncing modern mores, it surprisingly becomes the main exhibit itself, since narrow-mindedness is at times a more serious sin than frivolity.
By depriving the heroes of their independence, the author loses the ability to maintain a distance and, convinced that he explains the structure of the world, in fact reveals to us only the structure of his own soul. Not that in the midst of modern reality such a device may be surprising, but this is the very case when, after a couple of phrases, you no longer want to be friends with their author, and with all his possible works too.
It is all the more interesting that just four days later the same TV channel releases a series with the same actress, in which the heroes have the right to their own opinion, and a look at women's independence is closer to modernity for several decades.
У записи 11 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Георгий Мазуркевич