Участнице группы Pussy Riot отказано в УДО из колонии. Такое решение по делу Надежды Толоконниковой принял суд в Мордовии. Он указал, в частности, что заключённая так и не признала своей вины. Адвокаты обращают внимание, что суд прошёл с грубыми нарушениями закона. В частности, Толоконниковой не дали выступить с последним словом.
Непроизнесенное последнее слово
"Встал ли осужденный на путь исправления?" – этим вопросом задаются, когда рассматривают возможность условно-досрочного освобождения. Я бы хотела, чтобы мы с вами сегодня задались еще и следующим вопросом: а что это за путь – путь исправления?
Я абсолютно уверена, что единственно правильный путь – это тот, на котором человек честен с окружающими и с самим собой. Я этого пути придерживаюсь и сходить с него не буду, куда бы меня ни занесла судьба. Я настаивала на этом пути, еще будучи на воле, я не отступилась от него в московском СИЗО, изменять принципу честности меня не научит ничто, даже мордовские лагеря, куда с советского времени власти любят ссылать политзаключенных.
Поэтому я не признавала и не буду признавать вину, вмененную мне приговором Хамовнического районного суда, противозаконным и вынесенным с неприличным количеством процессуальных нарушений. В данный момент этот приговор обжалуется мной в вышестоящих судебных инстанциях. Принуждая же меня ради УДО признать вину, УИС подталкивает меня к самооговору и, следовательно, ко лжи. Является ли способность ко лжи знаком того, что человек встал на путь исправления?
В приговоре у меня написано, что я – феминистка и, следовательно, должна испытывать ненависть к религии. Да, проведя год и два месяца в заключении, я по-прежнему феминистка и – еще – оппонент стоящих во главе государства людей; но во мне, как и раньше, нет ненависти. Эту ненависть не могут разглядеть и десятки осужденных женщин, с которыми я посещаю православный храм в ИК-14.
Чем еще я занимаюсь в колонии? Я работаю, с первых дней в ИК-14 меня посадили за швейную машинку, и теперь я – швея-мотористка. Некоторые полагают, что делать художественно-политические акции легко, что это занятие не требует осмысления и подготовки. Судя по своему многолетнему опыту акционизма, могу сказать, что осуществление акции, осознание художественного продукта – кропотливая и часто изматывающая работа. Потому работать я умею и люблю. Мне не чужда протестантская трудовая этика. Физически мне не трудно быть швеей. И я ей являюсь. Выполняю все требуемое от меня. Но, понятно, я не перестаю за швейной машинкой думать, в том числе о пути исправления, и, следовательно, задаваться вопросами. Таким, например: а почему нельзя предоставлять осужденным выбор того рода общественно полезной деятельности, которой они будут заниматься в свой срок? Согласно их образованию и интересам? Я, имея опыт обучения на философском факультете МГУ, с удовольствием и увлечением могла бы, пользуясь библиотечной и присылаемой мне литературой, заняться составлением образовательных программ и лекций. И я, кстати, без вопросов занималась бы такой работой больше положенных ТК РФ 8 часов, занималась бы ею все свободное от режимных мероприятий время. Вместо этого я шью милицейские штаны, что, конечно, тоже полезно, но в этом деле я явно не столь продуктивна, как могла бы быть продуктивна в проведении образовательных программ.
Солженицын в "Раковом корпусе" описывал ситуацию, когда зоновский оперативник пресек обучение одного зека другим латыни. К сожалению, общий вектор отношения к образованию мало изменился с тех пор.
Я часто фантазирую: а если бы УИС действительно ставила во главу угла не производство милицейских штанов, не норму выработки, а воспитание, образование и исправление осужденного, как того требует УИК? Тогда для того, чтобы получить УДО, нужно было бы не шить по 16 часов в сутки на промзоне, добиваясь 150%-ной выработки, а успешно сдать несколько сессий, получив кругозор, знание мира и общую гуманитарную подготовку, воспитывающую способность адекватного суждения о современной реальности. Я очень хотела бы посмотреть на подобное положение дел в колонии.
Почему бы не учредить в колонии курсы по современному искусству?
Если бы работа могла стать не долгом, а духовной и полезной в поэтическом смысле деятельностью; если бы организационные ограничения и косность старой системы можно было бы преодолеть, и если бы такие ценности, как индивидуальность, можно было бы привить на рабочем месте... Зона – лицо страны, и если бы нам и на зоне удалось выйти за пределы старых консервирующих и тотально унифицирующих категорий, то тогда и во всей России пошел бы рост интеллектуального высокотехнологичного производства, которого нам всем хотелось бы, чтобы вырваться из сырьевой ловушки. Тогда в России могла бы родиться условная Силиконовая долина, прибежище рискованных и талантливых людей. Все это станет возможным, если панический страх, испытываемый в России на государственном уровне перед творческим и экспериментаторским началом в человеке, уступит место внимательному и уважительному отношению к креативному и критическому потенциалу личности. Толерантность к иному и бережное отношение к многообразию обеспечивают создание среды, благоприятной для развития и продуктивного использования талантов, заложенных в гражданах (даже в том случае, если эти граждане – осужденные). Репрессивная консервация и ригидность в законодательной, уголовно-исполнительной и других госсистемах РФ, законы о регистрации и некой пропаганде гомосексуализма ведут к застою и “утечке мозгов”.
Однако я убеждена, что эта бессмысленная реакция, в которой все мы вынуждены сейчас существовать, временна. Она смертна, и притом внезапно смертна. Я также уверена в том, что нам всем, в том числе "узникам Болотной", моей отважной соратнице Марии Алехиной, Алексею Навальному и всем, всем, всем, хватает сил, убежденности и упорства, чтобы пережить эту реакцию и остаться победителями.
Я искренне благодарна людям, встречающимся мне в моей жизни за колючей проволокой. Благодаря иным из них я никогда не назову время своего заключения потерянным. За год и два месяца моего срока я не имела ни одного конфликта – ни в СИЗО, ни в колонии. Ни одного. По моему мнению, это говорит о том, что я совершенно безопасна для любого общества. А также о том, что люди не ведутся на государственную медиапропаганду и не готовы меня ненавидеть только потому, что федеральный канал сказал, что я – плохая. Лжи далеко не всегда удается одержать победу.
Недавно мне в письме прислали притчу, ставшую для меня важной. Что случится с разными по характеру вещами при попадании в кипяток? Хрупкое – яйцо – станет твердым, твердое – морковь – размягчится, кофе же растворится и захватит собой все. Итог притчи таков: будьте как кофе. Я в колонии – это тот самый кофе.
Я хочу, чтобы те люди, которые выступили инициаторами заключения меня и десятков других политических активистов за решетку, поняли одну простую вещь: нет непреодолимых препятствий для человека, ценности которого складываются, во-первых, из его принципов и, во-вторых, из работы и творчества исходя из этих принципов. Если ты сильно во что-то веришь, вера поможет выжить тебе где угодно и где угодно остаться человеком.
Свой мордовский опыт я, несомненно, использую в будущей деятельности и, пусть это случится и по окончании моего срока, реализую его в проектах, которые будут сильнее и политически масштабнее, чем все то, что случалось со мной раньше.
Несмотря на то что опыт заключения – крайне непростой опыт, мы, политзэки, становимся в результате его приобретения только сильнее, смелее и упорнее. И тогда я задам последний на сегодня вопрос: какой тогда смысл в том, чтобы держать нас тут?
Непроизнесенное последнее слово
"Встал ли осужденный на путь исправления?" – этим вопросом задаются, когда рассматривают возможность условно-досрочного освобождения. Я бы хотела, чтобы мы с вами сегодня задались еще и следующим вопросом: а что это за путь – путь исправления?
Я абсолютно уверена, что единственно правильный путь – это тот, на котором человек честен с окружающими и с самим собой. Я этого пути придерживаюсь и сходить с него не буду, куда бы меня ни занесла судьба. Я настаивала на этом пути, еще будучи на воле, я не отступилась от него в московском СИЗО, изменять принципу честности меня не научит ничто, даже мордовские лагеря, куда с советского времени власти любят ссылать политзаключенных.
Поэтому я не признавала и не буду признавать вину, вмененную мне приговором Хамовнического районного суда, противозаконным и вынесенным с неприличным количеством процессуальных нарушений. В данный момент этот приговор обжалуется мной в вышестоящих судебных инстанциях. Принуждая же меня ради УДО признать вину, УИС подталкивает меня к самооговору и, следовательно, ко лжи. Является ли способность ко лжи знаком того, что человек встал на путь исправления?
В приговоре у меня написано, что я – феминистка и, следовательно, должна испытывать ненависть к религии. Да, проведя год и два месяца в заключении, я по-прежнему феминистка и – еще – оппонент стоящих во главе государства людей; но во мне, как и раньше, нет ненависти. Эту ненависть не могут разглядеть и десятки осужденных женщин, с которыми я посещаю православный храм в ИК-14.
Чем еще я занимаюсь в колонии? Я работаю, с первых дней в ИК-14 меня посадили за швейную машинку, и теперь я – швея-мотористка. Некоторые полагают, что делать художественно-политические акции легко, что это занятие не требует осмысления и подготовки. Судя по своему многолетнему опыту акционизма, могу сказать, что осуществление акции, осознание художественного продукта – кропотливая и часто изматывающая работа. Потому работать я умею и люблю. Мне не чужда протестантская трудовая этика. Физически мне не трудно быть швеей. И я ей являюсь. Выполняю все требуемое от меня. Но, понятно, я не перестаю за швейной машинкой думать, в том числе о пути исправления, и, следовательно, задаваться вопросами. Таким, например: а почему нельзя предоставлять осужденным выбор того рода общественно полезной деятельности, которой они будут заниматься в свой срок? Согласно их образованию и интересам? Я, имея опыт обучения на философском факультете МГУ, с удовольствием и увлечением могла бы, пользуясь библиотечной и присылаемой мне литературой, заняться составлением образовательных программ и лекций. И я, кстати, без вопросов занималась бы такой работой больше положенных ТК РФ 8 часов, занималась бы ею все свободное от режимных мероприятий время. Вместо этого я шью милицейские штаны, что, конечно, тоже полезно, но в этом деле я явно не столь продуктивна, как могла бы быть продуктивна в проведении образовательных программ.
Солженицын в "Раковом корпусе" описывал ситуацию, когда зоновский оперативник пресек обучение одного зека другим латыни. К сожалению, общий вектор отношения к образованию мало изменился с тех пор.
Я часто фантазирую: а если бы УИС действительно ставила во главу угла не производство милицейских штанов, не норму выработки, а воспитание, образование и исправление осужденного, как того требует УИК? Тогда для того, чтобы получить УДО, нужно было бы не шить по 16 часов в сутки на промзоне, добиваясь 150%-ной выработки, а успешно сдать несколько сессий, получив кругозор, знание мира и общую гуманитарную подготовку, воспитывающую способность адекватного суждения о современной реальности. Я очень хотела бы посмотреть на подобное положение дел в колонии.
Почему бы не учредить в колонии курсы по современному искусству?
Если бы работа могла стать не долгом, а духовной и полезной в поэтическом смысле деятельностью; если бы организационные ограничения и косность старой системы можно было бы преодолеть, и если бы такие ценности, как индивидуальность, можно было бы привить на рабочем месте... Зона – лицо страны, и если бы нам и на зоне удалось выйти за пределы старых консервирующих и тотально унифицирующих категорий, то тогда и во всей России пошел бы рост интеллектуального высокотехнологичного производства, которого нам всем хотелось бы, чтобы вырваться из сырьевой ловушки. Тогда в России могла бы родиться условная Силиконовая долина, прибежище рискованных и талантливых людей. Все это станет возможным, если панический страх, испытываемый в России на государственном уровне перед творческим и экспериментаторским началом в человеке, уступит место внимательному и уважительному отношению к креативному и критическому потенциалу личности. Толерантность к иному и бережное отношение к многообразию обеспечивают создание среды, благоприятной для развития и продуктивного использования талантов, заложенных в гражданах (даже в том случае, если эти граждане – осужденные). Репрессивная консервация и ригидность в законодательной, уголовно-исполнительной и других госсистемах РФ, законы о регистрации и некой пропаганде гомосексуализма ведут к застою и “утечке мозгов”.
Однако я убеждена, что эта бессмысленная реакция, в которой все мы вынуждены сейчас существовать, временна. Она смертна, и притом внезапно смертна. Я также уверена в том, что нам всем, в том числе "узникам Болотной", моей отважной соратнице Марии Алехиной, Алексею Навальному и всем, всем, всем, хватает сил, убежденности и упорства, чтобы пережить эту реакцию и остаться победителями.
Я искренне благодарна людям, встречающимся мне в моей жизни за колючей проволокой. Благодаря иным из них я никогда не назову время своего заключения потерянным. За год и два месяца моего срока я не имела ни одного конфликта – ни в СИЗО, ни в колонии. Ни одного. По моему мнению, это говорит о том, что я совершенно безопасна для любого общества. А также о том, что люди не ведутся на государственную медиапропаганду и не готовы меня ненавидеть только потому, что федеральный канал сказал, что я – плохая. Лжи далеко не всегда удается одержать победу.
Недавно мне в письме прислали притчу, ставшую для меня важной. Что случится с разными по характеру вещами при попадании в кипяток? Хрупкое – яйцо – станет твердым, твердое – морковь – размягчится, кофе же растворится и захватит собой все. Итог притчи таков: будьте как кофе. Я в колонии – это тот самый кофе.
Я хочу, чтобы те люди, которые выступили инициаторами заключения меня и десятков других политических активистов за решетку, поняли одну простую вещь: нет непреодолимых препятствий для человека, ценности которого складываются, во-первых, из его принципов и, во-вторых, из работы и творчества исходя из этих принципов. Если ты сильно во что-то веришь, вера поможет выжить тебе где угодно и где угодно остаться человеком.
Свой мордовский опыт я, несомненно, использую в будущей деятельности и, пусть это случится и по окончании моего срока, реализую его в проектах, которые будут сильнее и политически масштабнее, чем все то, что случалось со мной раньше.
Несмотря на то что опыт заключения – крайне непростой опыт, мы, политзэки, становимся в результате его приобретения только сильнее, смелее и упорнее. И тогда я задам последний на сегодня вопрос: какой тогда смысл в том, чтобы держать нас тут?
Member of the group Pussy Riot denied parole from the colony. This decision in the case of Nadezhda Tolokonnikova was adopted by the court in Mordovia. He indicated, in particular, that the prisoner had not admitted her guilt. Lawyers note that the trial was held with gross violations of the law. In particular, Tolokonnikova was not allowed to speak with the last word.
Unsigned last word
"Has the condemned embarked on the path of correction?" - This question is asked when considering the possibility of parole. I would like us to ask today the following question: what is this path - the path of correction?
I am absolutely sure that the only correct way is the one on which a person is honest with others and with himself. I adhere to this path and will not go off it, no matter where fate brought me. I insisted on this path, still being free, I did not retreat from it in the Moscow detention center, nothing would teach me to change the principle of honesty, even the Mordovian camps where the authorities like to send political prisoners from Soviet times.
Therefore, I did not recognize and will not recognize the guilt imputed to me by the verdict of the Khamovnichesky District Court, unlawful and rendered with an indecent amount of procedural violations. At the moment, this verdict is being appealed by me in higher judicial instances. Forcing me for the sake of parole to admit guilt, the UIS pushes me to self-incrimination and, consequently, to lies. Is the ability to lie a sign that a man has taken the path of correction?
In my sentence, it is written that I am a feminist and, therefore, must experience a hatred of religion. Yes, after spending a year and two months in prison, I am still a feminist and - still - an opponent of the people at the head of the state; but in me, as before, there is no hatred. Dozens of convicted women, with whom I visit an Orthodox church in IK-14, cannot see this hatred.
What else do I do in the colony? I work, from the first days in IK-14 I was put in a sewing machine, and now I am a seamstress. Some people think that doing artistic and political actions is easy, that this occupation does not require reflection and preparation. Judging by my long-term experience of actionism, I can say that the implementation of the action, the awareness of the artistic product - is painstaking and often exhausting work. Because I can work and love. Protestant work ethic is not alien to me. Physically, it's not difficult for me to be a seamstress. And I am her. I fulfill all required from me. But, of course, I do not cease to think about the sewing machine, including the way of correction, and, therefore, ask myself questions. So, for example: why can't convicts be given the choice of the kind of socially useful activity that they will be engaged in in their time? According to their education and interests? Having experience in studying at the Philosophy Faculty of Moscow State University, I could, with pleasure and enthusiasm, use the library literature and the literature sent to me, to draw up educational programs and lectures. And, by the way, without any questions I would be engaged in such work more than 8 hours set by the Labor Code of the Russian Federation, I would be engaged in all my free time from regime activities. Instead, I sew police pants, which, of course, is also useful, but in this case I’m obviously not as productive as I could be productive in conducting educational programs.
Solzhenitsyn in the Cancer Corps described a situation when a Zon operative stopped the training of one convict in Latin. Unfortunately, the general vector of attitudes towards education has changed little since then.
I often fantasize: if the UIS really did not prioritize the production of police pants, not the output rate, but the education, education and correction of the convict, as required by the PEC? Then, in order to get parole, you would not have to sew 16 hours a day at the industrial zone, achieving 150% output, but successfully pass several sessions, having received an outlook, knowledge of the world and general humanitarian training that brings up the ability to adequately judge modern reality. I would very much like to look at this situation in the colony.
Why not establish in the colony courses on contemporary art?
If work could become not a duty, but a spiritual and useful in a poetic sense activity; if the organizational limitations and stagnation of the old system could be overcome, and if values such as individuality could be inculcated in the workplace ... The zone is the face of the country, and if we and the zone managed to go beyond the old preservatives and totally unifying categories, then the growth of intellectual high-tech production, which we all would like to break free from the raw material trap, would have started in all of Russia. Then in Russia could be born conditional Silicon Valley, the refuge of high-risk and talented people. All this will be possible if the panic fear experienced in Russia at the state level before a creative and experimental level in a person gives way to a careful and respectful
Unsigned last word
"Has the condemned embarked on the path of correction?" - This question is asked when considering the possibility of parole. I would like us to ask today the following question: what is this path - the path of correction?
I am absolutely sure that the only correct way is the one on which a person is honest with others and with himself. I adhere to this path and will not go off it, no matter where fate brought me. I insisted on this path, still being free, I did not retreat from it in the Moscow detention center, nothing would teach me to change the principle of honesty, even the Mordovian camps where the authorities like to send political prisoners from Soviet times.
Therefore, I did not recognize and will not recognize the guilt imputed to me by the verdict of the Khamovnichesky District Court, unlawful and rendered with an indecent amount of procedural violations. At the moment, this verdict is being appealed by me in higher judicial instances. Forcing me for the sake of parole to admit guilt, the UIS pushes me to self-incrimination and, consequently, to lies. Is the ability to lie a sign that a man has taken the path of correction?
In my sentence, it is written that I am a feminist and, therefore, must experience a hatred of religion. Yes, after spending a year and two months in prison, I am still a feminist and - still - an opponent of the people at the head of the state; but in me, as before, there is no hatred. Dozens of convicted women, with whom I visit an Orthodox church in IK-14, cannot see this hatred.
What else do I do in the colony? I work, from the first days in IK-14 I was put in a sewing machine, and now I am a seamstress. Some people think that doing artistic and political actions is easy, that this occupation does not require reflection and preparation. Judging by my long-term experience of actionism, I can say that the implementation of the action, the awareness of the artistic product - is painstaking and often exhausting work. Because I can work and love. Protestant work ethic is not alien to me. Physically, it's not difficult for me to be a seamstress. And I am her. I fulfill all required from me. But, of course, I do not cease to think about the sewing machine, including the way of correction, and, therefore, ask myself questions. So, for example: why can't convicts be given the choice of the kind of socially useful activity that they will be engaged in in their time? According to their education and interests? Having experience in studying at the Philosophy Faculty of Moscow State University, I could, with pleasure and enthusiasm, use the library literature and the literature sent to me, to draw up educational programs and lectures. And, by the way, without any questions I would be engaged in such work more than 8 hours set by the Labor Code of the Russian Federation, I would be engaged in all my free time from regime activities. Instead, I sew police pants, which, of course, is also useful, but in this case I’m obviously not as productive as I could be productive in conducting educational programs.
Solzhenitsyn in the Cancer Corps described a situation when a Zon operative stopped the training of one convict in Latin. Unfortunately, the general vector of attitudes towards education has changed little since then.
I often fantasize: if the UIS really did not prioritize the production of police pants, not the output rate, but the education, education and correction of the convict, as required by the PEC? Then, in order to get parole, you would not have to sew 16 hours a day at the industrial zone, achieving 150% output, but successfully pass several sessions, having received an outlook, knowledge of the world and general humanitarian training that brings up the ability to adequately judge modern reality. I would very much like to look at this situation in the colony.
Why not establish in the colony courses on contemporary art?
If work could become not a duty, but a spiritual and useful in a poetic sense activity; if the organizational limitations and stagnation of the old system could be overcome, and if values such as individuality could be inculcated in the workplace ... The zone is the face of the country, and if we and the zone managed to go beyond the old preservatives and totally unifying categories, then the growth of intellectual high-tech production, which we all would like to break free from the raw material trap, would have started in all of Russia. Then in Russia could be born conditional Silicon Valley, the refuge of high-risk and talented people. All this will be possible if the panic fear experienced in Russia at the state level before a creative and experimental level in a person gives way to a careful and respectful
У записи 13 лайков,
6 репостов.
6 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Беляев