У монахов Наланды существовал обычай время от времени...

У монахов Наланды существовал обычай время от времени собираться вместе и читать, обсуждая, какое-нибудь философское сочинение. Шантидэва же считался монахами человеком глуповатым и не очень способным. Между тем до него дошла очередь читать текст. Шантидэва спросил, что читать: свое или чужое. Монахи решили посмеяться над туповатым простаком и предложили ему читать его собственное сочинение. И Шантидэва начал читать Бодхичарьяватару (Бодхисаттвачарьяватару) — текст, вскоре ставший нормативным для Махаяны трактатом об идеале бодхисаттвы и пути Махаяны. Читая текст, Шантидэва вошел в самадхи, а потом и начал левитировать, поднявшись над полом перед изумленной и потрясенной братией. Больше его, естественно, никто уже глупцом не считал.
К чему печалиться,
Если все можно еще поправить?
И к чему печалиться,
Если ничего уже поправить нельзя?
(глава 6, стих 11)
The monks of Nalanda had a custom from time to time to get together and read, discussing, some philosophical essay. Shantideva, on the other hand, was considered by the monks to be a stupid and not very capable person. Meanwhile, it was his turn to read the text. Shantideva asked what to read: his own or someone else's. The monks decided to laugh at the stupid simpleton and invited him to read his own composition. And Shantideva began to read the Bodhicharyavatara (Bodhisattvacharyavatara) - a text that soon became a normative for the Mahayana treatise on the ideal of a bodhisattva and the Mahayana path. Reading the text, Shantideva entered samadhi, and then began to levitate, rising above the floor in front of the amazed and shocked brethren. Naturally, no one considered him a fool anymore.
Why be sad
If everything can still be fixed?
And why be sad
If nothing can be fixed already?
(chapter 6, verse 11)
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Фоминова

Понравилось следующим людям