Норштейн: Меня меньше всего интересует «хороший рисунок». Мне...

Норштейн:

Меня меньше всего интересует «хороший рисунок». Мне нужно, чтобы соотношения тепла, света в кинокадре совпадали с моим ощущением. Тогда это будет тот самый эскиз. Пусть это грязно, неряшливо, левой рукой нарисовано…
Высшее мастерство — это не умение нарисовать. Высшее мастерство — найти эти соотношения внутри изображения, чтобы дать сверхчувственную сторону кинокадра. А это относится не к области хорошего рисования…
В самом несовершенстве заключено нечто, что уходит за грань совершенного. Это как тончайшее лезвие бритвы: острие не имеет замера. И в такой момент случается то, что называют одержимостью, озарением. Нарисовать правильно гораздо легче, чем нарисовать несовершенно. К тому же внутренне, интуитивно я всегда чувствую, что совершенной вещи быть не может, поскольку сам мир таков. Он строится на несовершенстве, неравновесности своей.
На самом этом разрыве, разводке, между крайностями возникает какое-то напряженное поле, которое не относится уже к изображению, уходит за пределы его, становится энергией, воздухом, пространством.
Такое ощущение возникает, когда смотришь живопись. Ты видишь платье с тончайшими кружевами, но подходишь ближе и вдруг понимаешь, что кружева эти — бешеная игра кисти, на кончике которой тончайший слой краски. И кисть буквально проплясала тончайшее кружево. Происходит нечто совершенно иллюзорное. Хотя и иллюзорность здесь не то слово. Все находится на градусе исчезновения реальности и возвращения к ней.
Но это возможно и в кинематографе. Если бы не его ужасная болезнь материальности, которую нужно преодолеть, прорваться, чтобы выйти к какому-то чистейшему свету, чистейшему тону, когда из всех этих пятен, линий, из какого-то излучения, направленного в ту или иную сторону, из уплотнения частичек начнет в конце концов собираться что-то, что так сильно на тебя действует и неизобразимо по самой сути своей.
Norstein:

I am least interested in "good drawing". I need the ratios of heat and light in the frame to match my feeling. Then it will be the same sketch. Let it be dirty, sloppy, drawn with the left hand ...
The highest skill is not the ability to draw. The ultimate skill is to find these relationships within the image to give the supersensible side of the motion picture. And this does not belong to the area of ​​good drawing ...
Imperfection itself contains something that goes beyond the perfect. It's like the thinnest razor blade: the tip has no measurement. And at such a moment something happens that is called obsession, insight. Drawing correctly is much easier than drawing imperfectly. In addition, internally, intuitively, I always feel that a perfect thing cannot be, since the world itself is such. It is built on imperfection, its disequilibrium.
At this very break, the wiring, between the extremes, some kind of intense field arises, which no longer belongs to the image, goes beyond it, becomes energy, air, space.
This feeling arises when you look at painting. You see a dress with the finest laces, but you come closer and suddenly realize that these laces are a frenzied play of a brush, on the tip of which there is a thinnest layer of paint. And the brush literally danced the finest lace. Something completely illusory is happening. Although illusion is not the right word here. Everything is on the point of disappearing reality and returning to it.
But this is also possible in cinema. If it were not for his terrible illness of materiality, which must be overcome, break through in order to come out to some purest light, purest tone, when from all these spots, lines, from some radiation directed in one direction or another, from the condensation of particles In the end, something will begin to gather that affects you so strongly and is inconceivable in its very essence.
У записи 41 лайков,
10 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Фоминова

Понравилось следующим людям