Немного анти топорного атеизма. Сложный текст, нужно подумать(!):
«Как мы видим, Карл Маркс признает за религией способность дарить людям, находящимся в определенной общественной ситуации, именуемой ношением цепей, и радость, и наслаждение. Но он хочет, чтобы людям, скованным цепями, никто не дарил никаких компенсаций, чтобы они воспринимали цепи предельно мучительно и потому быстрее сбросили их.
<...>
Мы убеждаемся, во-первых, в том, что страстный интерес Маркса к образу Прометея не исчерпывается отдельным высказыванием, что Маркс к этому образу возвращается снова и снова. И, во-вторых, мы убеждаемся в том, что Маркс вполне способен восхищаться богами, которые убирают исторические препятствия, сокрушают те институты, которые мешают разрушению этих препятствий.
И ведь это касается не только Прометея. В той же самой работе («Критика гегелевской философии права») Маркс пишет о протестантизме, который рассматривает не как «опиум народа», а как революционное прошлое Германии: «Революционное прошлое Германии теоретично, это — реформация. Как тогда революция началась в мозгу монаха, так теперь она начинается в мозгу философа».
И сколько бы потом он ни сказал слов (кстати говоря, вполне справедливых) по поводу недостатков Лютера, факт налицо. Так не говорят об исступленно-религиозных вероучителях, если тебе ненавистен сам институт религии. Мы видим, что Марксу ненавистен не сам институт — ему ненавистны институциональные формы, укрепляющие преграды на пути единственного, что для него по-настоящему священно, — истории».
https://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-49
«Как мы видим, Карл Маркс признает за религией способность дарить людям, находящимся в определенной общественной ситуации, именуемой ношением цепей, и радость, и наслаждение. Но он хочет, чтобы людям, скованным цепями, никто не дарил никаких компенсаций, чтобы они воспринимали цепи предельно мучительно и потому быстрее сбросили их.
<...>
Мы убеждаемся, во-первых, в том, что страстный интерес Маркса к образу Прометея не исчерпывается отдельным высказыванием, что Маркс к этому образу возвращается снова и снова. И, во-вторых, мы убеждаемся в том, что Маркс вполне способен восхищаться богами, которые убирают исторические препятствия, сокрушают те институты, которые мешают разрушению этих препятствий.
И ведь это касается не только Прометея. В той же самой работе («Критика гегелевской философии права») Маркс пишет о протестантизме, который рассматривает не как «опиум народа», а как революционное прошлое Германии: «Революционное прошлое Германии теоретично, это — реформация. Как тогда революция началась в мозгу монаха, так теперь она начинается в мозгу философа».
И сколько бы потом он ни сказал слов (кстати говоря, вполне справедливых) по поводу недостатков Лютера, факт налицо. Так не говорят об исступленно-религиозных вероучителях, если тебе ненавистен сам институт религии. Мы видим, что Марксу ненавистен не сам институт — ему ненавистны институциональные формы, укрепляющие преграды на пути единственного, что для него по-настоящему священно, — истории».
https://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-49
A bit of anti-clumsy atheism. Complex text, you need to think (!):
“As we can see, Karl Marx recognizes the ability of religion to give people in a certain social situation, called wearing chains, both joy and pleasure. But he wants no one to give any compensation to people bound by chains, so that they perceive the chains extremely painfully and therefore quickly throw them off.
<...>
We are convinced, first, that Marx's passionate interest in the image of Prometheus is not exhausted by a separate statement, that Marx returns to this image again and again. And, secondly, we are convinced that Marx is quite capable of admiring the gods who remove historical obstacles, crush those institutions that prevent the destruction of these obstacles.
And this applies not only to Prometheus. In the same work ("Critique of Hegel's Philosophy of Law"), Marx writes about Protestantism, which he regards not as "the opium of the people", but as the revolutionary past of Germany: “Germany's revolutionary past is theoretical, it is a reformation. As then the revolution began in the mind of a monk, so now it begins in the mind of a philosopher.
And no matter how many words later he said (by the way, quite fair) about Luther's shortcomings, the fact is obvious. This is not how they speak of frenzied religious teachers if you hate the very institution of religion. We see that Marx does not hate the institution itself - he hates institutional forms that strengthen the barriers to the only thing that is truly sacred to him - history. "
https://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-49
“As we can see, Karl Marx recognizes the ability of religion to give people in a certain social situation, called wearing chains, both joy and pleasure. But he wants no one to give any compensation to people bound by chains, so that they perceive the chains extremely painfully and therefore quickly throw them off.
<...>
We are convinced, first, that Marx's passionate interest in the image of Prometheus is not exhausted by a separate statement, that Marx returns to this image again and again. And, secondly, we are convinced that Marx is quite capable of admiring the gods who remove historical obstacles, crush those institutions that prevent the destruction of these obstacles.
And this applies not only to Prometheus. In the same work ("Critique of Hegel's Philosophy of Law"), Marx writes about Protestantism, which he regards not as "the opium of the people", but as the revolutionary past of Germany: “Germany's revolutionary past is theoretical, it is a reformation. As then the revolution began in the mind of a monk, so now it begins in the mind of a philosopher.
And no matter how many words later he said (by the way, quite fair) about Luther's shortcomings, the fact is obvious. This is not how they speak of frenzied religious teachers if you hate the very institution of religion. We see that Marx does not hate the institution itself - he hates institutional forms that strengthen the barriers to the only thing that is truly sacred to him - history. "
https://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-49
У записи 9 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Григорян