Эпоха Возрождения очень сильно замешана на титанизме таких гениев, как Микеланджело. И она, конечно же, приковывала к себе внимание коммунистов, того же наркома просвещения Луначарского, например. Но что именно приковывало внимание? Ренессансная многогранность личности, способность выдающихся представителей эпохи выйти за рамки узких профессий, стать гармоничной личностью. Утверждалось, что в эпоху Возрождения это являлось уделом выдающихся индивидуумов, подвергавшихся очень мощному давлению со стороны общества, а при коммунизме это станет уделом всех без исключения. А главной задачей коммунистического общества станет создание условий, при которых все будут такими гармоничными, соединенными прочными братскими узами людьми, вышедшими за рамки узкой специализации. Той самой специализации, которая для Маркса неминуемо порождает отчуждение.
Что является для Маркса главным источником отчуждения? Капитал? Полно! Разделение труда — вот что для Маркса является этим самым источником. Не преодолеешь разделение труда — не преодолеешь и отчуждение. А значит, никакого коммунизма не будет.
Вот коммунисты и всматривались в титанов Ренессанса. Мол, они же преодолевали разделение труда! Чем только не занимались ренессансные гении, причем с одинаковой гениальностью. Так вот, говорили коммунисты, то, что в эксплуататорском обществе, каковым было общество эпохи Возрождения, возможно только для отдельных гениев, то при коммунизме будет возможно для всех. Именно поэтому мы определяем коммунизм как раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке. А как его еще можно определить? Неужели как общественный строй, при котором все товары и услуги будут бесплатны? Ну будут они бесплатны — и что?
Если в рамках титанизма [Ренессанса] гордость может быть системообразующим качеством отдельного выдающегося человека (либо хищника Каупервуда, либо творца Микеланджело), то в рамках прометеизма и коммунизма гордость является системообразующим качеством каждого человека и всего общества в целом.
А раз так, то мы вправе утверждать, что коммунизм — это общество, в котором главным системообразующим принципом является горьковское «человек — это звучит гордо».
Подробнее: http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-56
Что является для Маркса главным источником отчуждения? Капитал? Полно! Разделение труда — вот что для Маркса является этим самым источником. Не преодолеешь разделение труда — не преодолеешь и отчуждение. А значит, никакого коммунизма не будет.
Вот коммунисты и всматривались в титанов Ренессанса. Мол, они же преодолевали разделение труда! Чем только не занимались ренессансные гении, причем с одинаковой гениальностью. Так вот, говорили коммунисты, то, что в эксплуататорском обществе, каковым было общество эпохи Возрождения, возможно только для отдельных гениев, то при коммунизме будет возможно для всех. Именно поэтому мы определяем коммунизм как раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке. А как его еще можно определить? Неужели как общественный строй, при котором все товары и услуги будут бесплатны? Ну будут они бесплатны — и что?
Если в рамках титанизма [Ренессанса] гордость может быть системообразующим качеством отдельного выдающегося человека (либо хищника Каупервуда, либо творца Микеланджело), то в рамках прометеизма и коммунизма гордость является системообразующим качеством каждого человека и всего общества в целом.
А раз так, то мы вправе утверждать, что коммунизм — это общество, в котором главным системообразующим принципом является горьковское «человек — это звучит гордо».
Подробнее: http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-56
The Renaissance is heavily involved in the titanism of geniuses like Michelangelo. And she, of course, attracted the attention of the communists, the same People's Commissar of Education Lunacharsky, for example. But what exactly caught the attention? Renaissance personality versatility, the ability of prominent representatives of the era to go beyond narrow professions, to become a harmonious personality. It was argued that during the Renaissance it was the lot of outstanding individuals who were subjected to very powerful pressure from society, and under communism it would become the lot of everyone without exception. And the main task of a communist society will be to create conditions under which everyone will be such harmonious people, united by strong fraternal bonds, who have gone beyond the narrow specialization. The very specialization that inevitably generates alienation for Marx.
What is the main source of alienation for Marx? Capital? Enough! The division of labor is what for Marx is this very source. If you do not overcome the division of labor, you will not overcome alienation. This means that there will be no communism.
Here are the communists and peered at the titans of the Renaissance. Like, they overcame the division of labor! What did the Renaissance geniuses do, and with the same genius. So, the communists said, what in an exploitative society, which was the society of the Renaissance, is possible only for individual geniuses, then under communism it will be possible for everyone. That is why we define communism as the emancipation and awakening of the highest creative abilities in every person. How else can you define it? Is it really like a social system in which all goods and services will be free? Well, they will be free - so what?
If within the framework of Titanism [Renaissance] pride can be a system-forming quality of an individual outstanding person (either the predator of Cowperwood or the creator of Michelangelo), then within the framework of Prometheism and communism pride is a system-forming quality of every person and society as a whole.
And if so, then we have the right to assert that communism is a society in which the main system-forming principle is Gorky's "man - it sounds proudly."
More details: http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-56
What is the main source of alienation for Marx? Capital? Enough! The division of labor is what for Marx is this very source. If you do not overcome the division of labor, you will not overcome alienation. This means that there will be no communism.
Here are the communists and peered at the titans of the Renaissance. Like, they overcame the division of labor! What did the Renaissance geniuses do, and with the same genius. So, the communists said, what in an exploitative society, which was the society of the Renaissance, is possible only for individual geniuses, then under communism it will be possible for everyone. That is why we define communism as the emancipation and awakening of the highest creative abilities in every person. How else can you define it? Is it really like a social system in which all goods and services will be free? Well, they will be free - so what?
If within the framework of Titanism [Renaissance] pride can be a system-forming quality of an individual outstanding person (either the predator of Cowperwood or the creator of Michelangelo), then within the framework of Prometheism and communism pride is a system-forming quality of every person and society as a whole.
And if so, then we have the right to assert that communism is a society in which the main system-forming principle is Gorky's "man - it sounds proudly."
More details: http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-56
У записи 33 лайков,
2 репостов,
1136 просмотров.
2 репостов,
1136 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Григорян