О совести
Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.
Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться, человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остается только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости; поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы? что за суд сложится в этой стране? что за чиновничество? что за торговля? какую жизнь поведет богатый слой общества? какая эксплуатация низших классов водворится в этой стране? какое справедливое негодование начнет накаливаться в низах? какая революционная опасность повиснет над государством?
Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, совесть является главною силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной...
Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. Совесть есть то светящееся лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия. И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать нам верного представления.
Иван Ильин
"Путь духовного обновления. Глава 4. О совести"
Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.
Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться, человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остается только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости; поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы? что за суд сложится в этой стране? что за чиновничество? что за торговля? какую жизнь поведет богатый слой общества? какая эксплуатация низших классов водворится в этой стране? какое справедливое негодование начнет накаливаться в низах? какая революционная опасность повиснет над государством?
Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, совесть является главною силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной...
Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. Совесть есть то светящееся лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия. И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать нам верного представления.
Иван Ильин
"Путь духовного обновления. Глава 4. О совести"
About conscience
Conscience is a living and integral will for the perfect, therefore, where this will dies, quality becomes indifferent to a person and begins to die; everything starts to be done "in bad faith", everything decreases, depreciates, becomes useless to anyone: from scientific research to manufactured products, from teaching at school to caring for livestock, from the office of an official to cleaning the streets.
Conscience is the first and deepest source of a sense of responsibility, therefore, where this feeling fades away, a general indifference to the result of work and creativity reigns; what can an irresponsible judge, politician, doctor, officer, engineer, conductor and plowman create?
Conscience is the main act of internal self-liberation, therefore, where the act disappears from life, external freedom loses its meaning, and political freedom begins to be perverted, a person loses access to free loyalty, and he has only two options in life: either to obey the laws out of self-interest and fear, likening to a crafty and unfaithful slave, or to disobey the laws, in every possible way refining in unpunished offense and likening to an uncaught criminal.
Conscience is a living and powerful source of justice; therefore, where its rays leave life, a person loses, as it were, a spiritual organ for justice and a taste for it; what will life become in a society where this organ and this taste are atrophied? what kind of court will be in this country? what kind of bureaucracy? what trade? what kind of life will the wealthy segment of society lead? what kind of exploitation of the lower classes will take place in this country? what fair indignation will begin to heat up at the bottom? what revolutionary danger will hang over the state?
Finally, in any life business, where personal self-interest collides with the interest of business, service, subject, conscience is the main force that impels a person to objective behavior; therefore, where conscience is eradicated from life, the sense of duty weakens, discipline is loosened, the feeling of fidelity is extinguished, the beginning of service disappears from life; venality, bribery, treason and desertion reign everywhere; everything turns into a shameless marketplace, and life becomes impossible ...
That is why I affirm that conscience is not only the source of righteousness and holiness, but also the living basis of an elementary orderly or even more flourishing cultural life. Conscience is that luminous bosom from which emanate, permeating all life, rays of quality, responsibility, freedom, justice, objectivity, honesty and mutual trust. And if one day an evil spirit in the night managed to extinguish all the rays of conscience in the souls of sleeping people, at least for a relatively short time, then such a hell would reign on earth, about which the most evil dreams could not give us a correct idea.
Ivan Ilyin
"The path of spiritual renewal. Chapter 4. About conscience"
Conscience is a living and integral will for the perfect, therefore, where this will dies, quality becomes indifferent to a person and begins to die; everything starts to be done "in bad faith", everything decreases, depreciates, becomes useless to anyone: from scientific research to manufactured products, from teaching at school to caring for livestock, from the office of an official to cleaning the streets.
Conscience is the first and deepest source of a sense of responsibility, therefore, where this feeling fades away, a general indifference to the result of work and creativity reigns; what can an irresponsible judge, politician, doctor, officer, engineer, conductor and plowman create?
Conscience is the main act of internal self-liberation, therefore, where the act disappears from life, external freedom loses its meaning, and political freedom begins to be perverted, a person loses access to free loyalty, and he has only two options in life: either to obey the laws out of self-interest and fear, likening to a crafty and unfaithful slave, or to disobey the laws, in every possible way refining in unpunished offense and likening to an uncaught criminal.
Conscience is a living and powerful source of justice; therefore, where its rays leave life, a person loses, as it were, a spiritual organ for justice and a taste for it; what will life become in a society where this organ and this taste are atrophied? what kind of court will be in this country? what kind of bureaucracy? what trade? what kind of life will the wealthy segment of society lead? what kind of exploitation of the lower classes will take place in this country? what fair indignation will begin to heat up at the bottom? what revolutionary danger will hang over the state?
Finally, in any life business, where personal self-interest collides with the interest of business, service, subject, conscience is the main force that impels a person to objective behavior; therefore, where conscience is eradicated from life, the sense of duty weakens, discipline is loosened, the feeling of fidelity is extinguished, the beginning of service disappears from life; venality, bribery, treason and desertion reign everywhere; everything turns into a shameless marketplace, and life becomes impossible ...
That is why I affirm that conscience is not only the source of righteousness and holiness, but also the living basis of an elementary orderly or even more flourishing cultural life. Conscience is that luminous bosom from which emanate, permeating all life, rays of quality, responsibility, freedom, justice, objectivity, honesty and mutual trust. And if one day an evil spirit in the night managed to extinguish all the rays of conscience in the souls of sleeping people, at least for a relatively short time, then such a hell would reign on earth, about which the most evil dreams could not give us a correct idea.
Ivan Ilyin
"The path of spiritual renewal. Chapter 4. About conscience"
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова