ХВАЛА ТРУДУ Человеку от природы присуща здоровая потребность...

ХВАЛА ТРУДУ

Человеку от природы присуща здоровая потребность — быть чем-то в жизни, что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением. Это естественно и совсем не предосудительно, если только эта потребность не превращается в назойливое тщеславие или больное властолюбие. Каждое человеческое существо, как центр личной энергии и как духовный индивидуум, имеет притязание и право проделать в жизни известный искус, испытать свои силы и «оправдаться» своими достижениями: ибо тот, кто оправдался, кто «показал» себя с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привлечет к себе общее уважение и сам установит свой жизненный вес. А для этого есть только один путь: трудиться и трудом своим создавать новое и благое. В этом и состоит жизненное испытание; именно этим человек «оправдывает» свое земное бытие. Здесь мало «мочь» — здесь надо ^совершить и создать»; мало говорить пустые слова «я бы мог, если бы захотел»: надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле»... И как только человек перестает «мечтать» и «болтать», как только он «облекает» (инвестирует) свою личную энергию в созидание, так труд его дает плоды, и он сам оправдывается на деле. Каждый из нас должен иметь за собою такие выдержанные испытания, такие понесенные и оправдывающие его труды. Каждый из нас должен утвердить себя в жизни; он должен быть «признан»; он должен приобрести спокойную уверенность в себе; он должен показать, что он способен прокормить себя и свою семью. Отсюда у людей возникает некое инстинктивное уважение к самому себе, которое в дальнейшем присоединится к чувству собственного духовного достоинства. Смешны бывают те люди и те народы, которые проявляют это чувство в наигранной важности, в «сверхпочтенном» одевании и в чванливых манерах; и когда видишь это, то невольно думаешь о том, что здесь «показное» прикрывает скрытые пробелы и недостатки «внутренне-подлинного»... Ибо надо уметь преодолевать до невесомости и свою жизненную борьбу и свое мнение о себе самом...

Так или иначе, но всякий истинный успех на земле есть успех труда.

С этого и начинается то, что следует называть «счастьем труда»; но только начинается. Это счастье состоит далее в общении с природой. Так обстоит дело и у земледельца, и у лабораторного ученого, у железнодорожного сторожа и у художника, у матроса и у врача, у фабричного рабочего и у священника. Каждый из них по-своему вступает в общение с природой. Каждый учится у нее, каждый старается приспособиться к ней, использовать ее для своих целей, как бы уговорить ее. И это прислушивающееся уговаривание природы, это овладевающее ею обучение у нее, это осторожное одолевание и подчинение ей является для каждого духовно живущего человека одною из радостей в земной жизни. Бережно и внимательно вступает человек в соприкосновение с окружающей его материализованной мудростью, пытается предусмотреть ее возможные комбинации и по-новому воспользоваться ими на пользу человека. И бывает так, что она его умудряет, а иногда и наказует, а иногда она и награждает его сторицею. В труде природа и культура «братаются» друг с другом, а человеку выпадает на долю радость посредника в этом вековечном процессе. Мир вращается не зря, не бессмысленно; это есть внутренняя борьба за совершенствование, и это выражается уже в том, что человеку дается возможность познавать устройство мира и до известной степени направлять его развитие. Человеку дается счастье вкладывать свои трудовые и творческие силы в этот процесс борьбы и страдания, и притом все в большем размере и с большим успехом. Ибо в мире дремлют еще необозримые, непредусмотренные возможности культурного повиновения.

Таким образом, труд позволяет «берущему» человеку не только «брать», но и «давать». Каждый человек «берет», и у природы, и у других людей — уже ребенком — и до последнего вздоха. Каждый нравственно чуткий человек знает об этом и живет с этим чувством всю свою жизнь. Поэтому в нем и не исчезает потребность — достойно отплатить за полученные дары и превратить одностороннее «получение» в благодарный «обмен дарами». Получение обязывает; «оплата» облегчает душу и снимает с нее бремя. Но интенсивнее всего человек «дает» тогда, когда он отдает себя или предается, а именно в любви и в труде. Недаром сказаны слова «о поте лица твоего»; а духовный труд поглощает человека еще больше, чем телесный. Каждый настоящий человек хочет, «получая», оправдаться перед природой и перед людьми: и он прав в этом. Он «инвестирует» свою силу, свою волю, свою мысль, свою любовь, свое воображение — в свой клочок земли, в свой ткацкий станок, в свою книгу, и тогда уже не чувствует себя в мире ни тунеядцем, ни «приживальщиком». В этом освобождении и самооправдании и обнаруживается благодатное значение труда.

Но счастье труда не ограничивается и этим. Всякий труд есть исследование, и всякий труд есть расширение человеческого горизонта, человеческих перспектив и человеческой власти. Каждый трудящийся созерцает, приспособляется к природе и имеет дело с новыми сочетаниями и заданиями в мире. Нет повторений в жизни и в истории. Каждое мгновение ново, небывало и своеобразно. Каждое из них ставит новые задачи и открывает новые постижения. Надо только улавливать их и верно истолковывать. В повседневной жизни это называют «жизненным опытом» и «культурной традицией». Но каждый жизненный опыт есть целое гнездо суждений и познаний; и каждая традиция есть драгоценное наследие, оставшееся от прежних исследований. Пока человек живет, он ищет в жизни «верного пути» (философски говоря — он ищет «метода», от греческого μέδοδος). А верный путь это тот, который ведет к предметной субстанции мира и, следовательно, к Божией Идее, и к Божией ткани. В молитве и в состоянии вдохновения этот путь близок нам и обретается легко. Но его надо находить и по нему надо идти и в повседневной работе; а для этого человеку нужна мудрость тысячелетий, традиции близких и далеких предков, опыт отцов и личная исследовательская энергия в работе. Тогда человек работает вместе со всем остальным человечеством; он пользуется всем добытым и приобретенным как великим вспомогательным наследством и чувствует себя идущим впереди всего прошлого, как бы последним звеном в цепи этого стародавнего исследовательства. И всякое новое полезное изобретение примыкает, как новодобытый результат, к длинному ряду прошлых познаний.

А сколь велика радость труда при каждом творческом достижении! В такой творческий труд человек вкладывает себя целиком, он весь в движении и напряжении — от скрытых побуждений инстинкта вплоть до высших способностей духа. Все сосредоточивается в направлении на единую цель, все переживает подъем и полет; все ищет и созерцает, предчувствует и взывает; все всматривается в приближающуюся даль и напряженно ждет в надежде. Искры вспыхивают во тьме и снова исчезают. Холод восторга проносится в душе. Дух «уже знает» нечто такое, чего он еще не постиг, а сердце поет заранее и не сомневается в победе. Тогда человек начинает чувствовать себя орудием высших сил и научается сдерживать свое дыхание, чтобы не сделать какого-нибудь своевольного, ложного шага; человек начинает опасаться за свое недостоинство; вступая в цепь предметных необходимостей и постигая их, он ликует в духовной радости; он сразу — и счастлив, и смущен, и сердце его преисполнено благодарности... А потом, когда труд уже закончен и новое создание предстоит оку, тогда человек испытывает еще большее смущение при мысли, что он создал нечто вполне самобытное, ибо Господь видел его сердце, а оно хотело создать нечто истинное, а не новое и не своеличное; и тогда родится потребность вновь и вновь проверить и удостовериться, что «субъективное» не подменило истины и «новое» не исказило предмета... А впоследствии человек смиренно шепчет про себя благодарственную молитву за то, что ему удалось «немножко увековечиться»; ибо поистине ничто не исчезает в мире бесследно, каждый труд «вплетается» или «врастает» в ткань мироздания, приемлется ею и органически питает и укрепляет ее... Пусть человек только трудится, вернопреданно и самозабвенно, в предметном направлении и не щадя своих сил... Остальное есть дело Божьего попечения и суда...
Иван Ильин / "Путь к очевидности. Хвала труду". Отрывок
http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/put_k_ochevidnosti/6.html
Praise to work

A person is naturally inherent in a healthy need - to be something in life, weigh something on the scales of being, to be recognized and respected. This is natural and not at all reprehensible, unless this need turns into annoying vanity or sick lust for power. Each human being, as a center of personal energy and as a spiritual individual, has a claim and the right to do a well-known skill in life, test his strength and “justify himself” by his achievements: for he who justified himself, who “showed” himself from the best side and proved to everyone his positive power, he will attract general respect and he will establish his own life weight. And for this there is only one way: to work and by your labor to create something new and good. This is the test of life; it is with this that man "justifies" his earthly existence. There is little "to be able" - here it is necessary to "accomplish and create"; it is not enough to say empty words “I could, if I wanted to”: you need to want and realize, “show yourself in practice” ... And as soon as a person stops “dreaming” and “chatting”, as soon as he “clothe” (invests) his personal energy into creation, so his work bears fruit, and he himself is justified in practice. Each of us should have behind him such endured tests, such labors that have been borne and justified. Each of us must establish ourselves in life; it must be "recognized"; he must acquire a calm self-confidence; he must show that he is able to feed himself and his family. From here, people develop a kind of instinctive respect for themselves, which will later join the feeling of their own spiritual dignity. Those people and those nations are funny who show this feeling in feigned importance, in "super respectable" dressing and in swaggering manners; and when you see this, you involuntarily think that here the "ostentatious" covers up hidden gaps and shortcomings of the "internally genuine" ... For one must be able to overcome to weightlessness both one's life struggle and one's opinion about oneself ...

One way or another, but every true success on earth is the success of labor.

This is the beginning of what should be called "the happiness of labor"; but just beginning. This happiness lies further in communion with nature. This is the case with the farmer, with the laboratory scientist, with the railway watchman and with the artist, with the sailor and with the doctor, with the factory worker and with the priest. Each of them in their own way enters into communication with nature. Everyone learns from her, everyone tries to adapt to her, use her for his own purposes, as if to persuade her. And this listening persuasion of nature, this mastering her learning from her, this careful overcoming and submission to her is for every spiritually living person one of the joys in earthly life. Carefully and attentively, a person comes into contact with the materialized wisdom surrounding him, tries to foresee its possible combinations and use them in a new way for the benefit of a person. And it so happens that she makes him wise, and sometimes punishes him, and sometimes she rewards him a hundredfold. In labor, nature and culture "fraternize" with each other, and man is given the joy of a mediator in this eternal process. The world does not rotate in vain, it is not meaningless; it is an internal struggle for perfection, and this is already expressed in the fact that a person is given the opportunity to cognize the structure of the world and to a certain extent to direct its development. A person is given the happiness to invest his labor and creative forces in this process of struggle and suffering, and, moreover, on an ever larger scale and with great success. For the world is still slumbering with boundless, unforeseen possibilities of cultural obedience.

Thus, labor allows the "taker" person not only to "take", but also to "give." Each person "takes", both from nature and from other people - already as a child - and to the last breath. Every morally sensitive person knows about this and lives with this feeling all his life. Therefore, the need does not disappear in him - to adequately repay the gifts received and to turn the one-sided "receipt" into a grateful "exchange of gifts." Receiving obliges; "Payment" lightens the soul and takes off the burden from it. But most intensely a person “gives” when he gives himself up or surrenders, namely in love and in work. It is not for nothing that the words "about the sweat of your brow" are said; and spiritual labor absorbs a person even more than bodily labor. Every real person wants, "receiving", to justify himself before nature and before people: and he is right in this. He “invests” his strength, his will, his thought, his love, his imagination - in his piece of land, in his loom, in his book, and then he no longer feels himself in the world either as a parasite or a “cuddler”. It is in this liberation and self-justification that the grace-filled meaning of labor is revealed.

But the happiness of work is not limited to this either. All work is research, and all work is an extension of the human horizon, human perspectives and human power. Every worker contemplates, adapts to nature and deals with new combinations and
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова

Понравилось следующим людям