Только любовь освобождает и спасает человека. Ее первая...

Только любовь освобождает и спасает человека. Ее первая и элементарная форма есть жалость к страдающему. Человек вчувствуется в чужую муку, со-испытывает ее и начинает проявлять живое, творческое участие. Он забывает о себе, живя чужим страданием, и этим освобождает себя от пребывания в собственной боли и личном горе. Его собственная тварность уже не связывает и не ослепляет его, но зато чужая тварность начинает овладевать им и заполнять его жизнь и душу. И если он не заметит этого вовремя и не преодолеет этот новый плен, то он скоро окажется пленником чужой тварной муки. Пока жалость остается последним словом или высшим проявлением его любви, всякое страдание живого существа кажется ему бедою или несчастьем, а в тварной муке он видит сущее «зло» (Лев Толстой). Он начинает верить, что высшая цель жизни состоит в избавлении человечества от страдания. Он уже не может видеть страдающее существо, и борьба против страдания становится для него главной задачей. Безболезненная жизнь кажется ему высшим земным благом.

Это означает, что сострадательный человек нашел своего ближнего; и это очень хорошо. Но смысл страдания он не постигнул и назначение человека ему не открылось. Любя человека, он любит в нем не поборающего и освобождающегося «ангела», скрытого в глубине страдающей души, но вздыхающую и стенающую тварь; и на себя он берет не помощь «ангелу», а служение твари; и цель его не в том, чтобы страдающий дух очистился и победил, а в том, чтобы облегчить мучение твари. Вот почему жалостливый человек все еще подавлен страхом и ужасом; он все еще проклинает страдание и не постигает ни его смысла, ни его благодатности; он все еще боится муки и не знает ничего о ее творческом преодолении и просветлении. И потому его «мировая скорбь» не возводит его к Богу: он остается в пределах «гуманности» и «сентиментальности», и луч Божий не озаряет ее. А как помочь страдающей твари, борющейся, идущей и взывающей к Богу — он не знает.

И. А. Ильин - "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. О мировой скорби"
http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/pojushhee-serdtse-kniga-tikhikh-sozertsanij.shtml#18o_mirovoy_skorbi
Only love liberates and saves a person. Its first and elementary form is pity for the sufferer. A person feels into someone else's torment, co-experiences it and begins to show a lively, creative participation. He forgets about himself, living in the suffering of others, and thereby frees himself from being in his own pain and personal grief. His own creation no longer binds or blinds him, but someone else's creation begins to take possession of him and fill his life and soul. And if he does not notice this in time and does not overcome this new captivity, then he will soon be a prisoner of someone else's created torment. As long as pity remains the last word or the highest manifestation of his love, any suffering of a living being seems to him a misfortune or misfortune, and in created torment he sees real “evil” (Leo Tolstoy). He begins to believe that the ultimate goal of life is to free humanity from suffering. He can no longer see the suffering being, and the struggle against suffering becomes his main task. A painless life seems to him the highest earthly blessing.

This means that the compassionate person has found his neighbor; and this is very good. But he did not comprehend the meaning of suffering and the purpose of man was not revealed to him. Loving a man, he loves in him not a conquering and liberating "angel" hidden in the depths of a suffering soul, but a sighing and groaning creature; and he takes upon himself not helping the "angel", but serving the creature; and its purpose is not for the suffering spirit to be purified and overcome, but to relieve the torment of the creature. That is why the compassionate person is still overwhelmed by fear and terror; he still curses suffering and does not comprehend either its meaning or its grace; he is still afraid of torment and does not know anything about its creative overcoming and enlightenment. And therefore his “world sorrow” does not lead him to God: he remains within the limits of “humanity” and “sentimentality,” and the ray of God does not illuminate it. And he does not know how to help a suffering creature, struggling, walking and crying out to God.

I. A. Ilyin - "The Singing Heart. The Book of Quiet Contemplation. About World Sorrow"
http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/pojushhee-serdtse-kniga-tikhikh-sozertsanij.shtml#18o_mirovoy_skorbi
У записи 4 лайков,
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова

Понравилось следующим людям