Суровый Сенека(о скоротечности жизни)
Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то когда пробьет наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.
Именно так: мы не получили короткую жизнь, а сделали ее короткой. Мы не обделены ею, а бессовестно ее проматываем. Как богатое царское достояние, перейдя в руки дурного хозяина, в мгновение ока разлетается по ветру, а имущество, пусть и скромное, переданное доброму хранителю, умножается, так и время нашей жизни удлиняется для того, кто умно им распорядится.
Что мы жалуемся на природу вещей? Она к нам благосклонна, и жизнь длинна, если знаешь, на что ее употребить. Но чем мы заняты? Один погряз в ненасытной алчности, другой – в суете бесконечных трудов и бесплодной деятельности; один насасывается, как губка, вином, другой дремлет в беспробудной лени; одного терзает вечно зависимое от чужих мнений тщеславие, другого страсть к торговле гонит очертя голову по всем морям и землям за наживой; иных снедает воинственный пыл: они ни на миг не перестают думать об опасностях, где-то кому-то угрожающих, и тревожиться за собственную безопасность; есть люди, полные беззаветной преданности начальству и отдающие себя в добровольное рабство; многих захватила зависть к чужому богатству, многих – попечение о собственном; большинство же людей не преследует определенной цели, их бросает из стороны в сторону зыбкое, непостоянное, самому себе опротивевшее легкомыслие; они устремляются то к одному, то к другому, а некоторых и вовсе ничто не привлекает, они ни в чем не видят путеводной цели, и рок настигает их в расслаблении сонной зевоты. Вот уж поистине прав величайший из поэтов, чье изречение мы могли бы принять как оракул: "Ничтожно мала та часть жизни, в которую мы живем". Ибо все прочее не жизнь а времяпрепровождение.
Думаешь, я говорю об общепризнанных неудачниках? Взгляни на других, чье счастье всем кружит головы: они же задыхаются под тяжестью того, что зовут благами. Сколь многих гнетет богатство! Сколько крови портит многим красноречие и ежедневная обязанность блистать умом! А сколькие теряют здоровье в нескончаемых наслаждениях! Скольким не дает перевести дух неиссякающий поток клиентов! Да перебери ты, наконец, всех их, снизу доверху: этот ищет адвоката, этот бежит ходатайствовать, тот обвиняется, тот защищает, тот судит – никому нет дела до себя, каждый поглощен другим. Спроси о тех, чьи имена у всех на устах: чем таким они примечательны? А вот чем: один – попечитель одних, другой – других, только о себе самом никто не печется.
Хочется остановить в толпе какого-нибудь старика и спросить: "Достиг ты, видно, последнего доступного человеку возраста – лет тебе, верно, сто, а то и больше; попробуй-ка припомнить свою жизнь и произвести подсчет. Прикинь, сколько отнял из этого времени кредитор, сколько подружка, сколько патрон, сколько клиент; сколько ушло на ссоры с женой, на наказание слуг, на беготню по делам; добавь сюда болезни, в которых сам повинен, добавь просто так без пользы проведенное время, и ты увидишь, что тебе сейчас гораздо больше лет, чем ты действительно прожил. Вспомни, когда ты исполнял свои собственные решения; посчитай дни, прошедшие так, как ты наметил; вспомни дни, когда ты располагал собой, когда твое лицо хранило свое естественное выражение, когда в душе не было тревоги; прикинь, сколько настоящего дела успел ты сделать за столь долгий век, и увидишь, что большую часть твоей жизни расхитили по кускам чужие люди, а ты и не понимал, что теряешь. Вспомни, сколько отняли у тебя пустые огорчения, глупые радости, алчные стремления, лживолюбезная болтовня и как ничтожно мало осталось тебе твоего, подсчитай, и ты поймешь, что в свои сто лет умираешь безвременно".
Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то когда пробьет наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.
Именно так: мы не получили короткую жизнь, а сделали ее короткой. Мы не обделены ею, а бессовестно ее проматываем. Как богатое царское достояние, перейдя в руки дурного хозяина, в мгновение ока разлетается по ветру, а имущество, пусть и скромное, переданное доброму хранителю, умножается, так и время нашей жизни удлиняется для того, кто умно им распорядится.
Что мы жалуемся на природу вещей? Она к нам благосклонна, и жизнь длинна, если знаешь, на что ее употребить. Но чем мы заняты? Один погряз в ненасытной алчности, другой – в суете бесконечных трудов и бесплодной деятельности; один насасывается, как губка, вином, другой дремлет в беспробудной лени; одного терзает вечно зависимое от чужих мнений тщеславие, другого страсть к торговле гонит очертя голову по всем морям и землям за наживой; иных снедает воинственный пыл: они ни на миг не перестают думать об опасностях, где-то кому-то угрожающих, и тревожиться за собственную безопасность; есть люди, полные беззаветной преданности начальству и отдающие себя в добровольное рабство; многих захватила зависть к чужому богатству, многих – попечение о собственном; большинство же людей не преследует определенной цели, их бросает из стороны в сторону зыбкое, непостоянное, самому себе опротивевшее легкомыслие; они устремляются то к одному, то к другому, а некоторых и вовсе ничто не привлекает, они ни в чем не видят путеводной цели, и рок настигает их в расслаблении сонной зевоты. Вот уж поистине прав величайший из поэтов, чье изречение мы могли бы принять как оракул: "Ничтожно мала та часть жизни, в которую мы живем". Ибо все прочее не жизнь а времяпрепровождение.
Думаешь, я говорю об общепризнанных неудачниках? Взгляни на других, чье счастье всем кружит головы: они же задыхаются под тяжестью того, что зовут благами. Сколь многих гнетет богатство! Сколько крови портит многим красноречие и ежедневная обязанность блистать умом! А сколькие теряют здоровье в нескончаемых наслаждениях! Скольким не дает перевести дух неиссякающий поток клиентов! Да перебери ты, наконец, всех их, снизу доверху: этот ищет адвоката, этот бежит ходатайствовать, тот обвиняется, тот защищает, тот судит – никому нет дела до себя, каждый поглощен другим. Спроси о тех, чьи имена у всех на устах: чем таким они примечательны? А вот чем: один – попечитель одних, другой – других, только о себе самом никто не печется.
Хочется остановить в толпе какого-нибудь старика и спросить: "Достиг ты, видно, последнего доступного человеку возраста – лет тебе, верно, сто, а то и больше; попробуй-ка припомнить свою жизнь и произвести подсчет. Прикинь, сколько отнял из этого времени кредитор, сколько подружка, сколько патрон, сколько клиент; сколько ушло на ссоры с женой, на наказание слуг, на беготню по делам; добавь сюда болезни, в которых сам повинен, добавь просто так без пользы проведенное время, и ты увидишь, что тебе сейчас гораздо больше лет, чем ты действительно прожил. Вспомни, когда ты исполнял свои собственные решения; посчитай дни, прошедшие так, как ты наметил; вспомни дни, когда ты располагал собой, когда твое лицо хранило свое естественное выражение, когда в душе не было тревоги; прикинь, сколько настоящего дела успел ты сделать за столь долгий век, и увидишь, что большую часть твоей жизни расхитили по кускам чужие люди, а ты и не понимал, что теряешь. Вспомни, сколько отняли у тебя пустые огорчения, глупые радости, алчные стремления, лживолюбезная болтовня и как ничтожно мало осталось тебе твоего, подсчитай, и ты поймешь, что в свои сто лет умираешь безвременно".
Severe Seneca (on the transience of life)
No, not a little time we have, but a lot to lose. Life has been given to us long enough, and it will be abundantly enough to accomplish the greatest things, if we distribute it wisely. But if it is not guided by a good goal, if our wastefulness and negligence allow it to flow between our fingers, then when our last hour strikes, we are surprised to find that life, the course of which we did not notice, has expired.
That's right: we did not get a short life, but made it short. We are not deprived of it, but unscrupulously roll it. Just as a rich royal possession, having passed into the hands of a bad master, blasts away in the blink of an eye, and property, albeit modest, handed over to the good keeper, is multiplied, so the time of our life is lengthened for someone who cleverly disposes of it.
What do we complain about the nature of things? She is favorable to us, and life is long, if you know what to use it for. But what are we doing? One is mired in insatiable greed, the other in the bustle of endless labors and fruitless activity; one is absorbed like a sponge with wine, the other is napping in complete laziness; one is tormented by vanity, which is always dependent on other people's opinions, the other is driven by a passion for trade, headlong in all the seas and lands for profit; others warlike ardor: they never stop thinking about the dangers, somewhere threatening someone, and worry about their own safety; there are people full of selfless devotion to the authorities and giving themselves into voluntary slavery; many were seized by envy of the wealth of others, many by the care of their own; the majority of people do not pursue a specific goal, they are thrown from side to side by a shaky, unstable, self-opposed frivolity; they rush to one or the other, and nothing attracts some at all, they see nothing as a guiding goal, and rock catches them in relaxing sleepy yawns. This is truly the greatest of the poets, whose dictum we could accept as an oracle: "The part of life in which we live is insignificantly small." For everything else is not life but pastime.
Do you think I'm talking about recognized losers? Take a look at the others whose happiness makes everyone dizzy: they are suffocating under the weight of what they call blessings. How many oppressed wealth! How much blood spoils many eloquence and the daily obligation to shine with the mind! And how many lose their health in endless pleasures! How many does not let the breath of an inexhaustible flow of customers! Yes, you have to go through all of them, from top to bottom: this one is looking for a lawyer, this one is running to petition, one is being accused, one is defending, one is judging - nobody cares about himself, everyone is absorbed in the other. Ask about those whose names are on everyone's lips: why are they so remarkable? But with this: one is the guardian of some, the other is the others, only nobody cares about himself.
I would like to stop some old man in the crowd and ask: "You must have reached the last age that a person can reach - you are a hundred years old or more; try to recall your life and make a calculation. Estimate how many you took from this time, lender, how much girlfriend, how much cartridge, how much client; how much it took to quarrel with his wife, to punish servants, to run about affairs; add here the illnesses in which you are guilty, add just the useless time, and you will see that you are now much more than you really lived in. Remember when you executed your own decisions; count the days that have passed as you planned; remember the days when you had yourself, when your face kept its natural expression, when in your heart there was anxiety, estimate how much you have managed to do in such a long century, and you’ll see that most of your life was stolen by strangers in pieces, and you don’t even understand what you’re losing. I, stupid joys, greedy aspirations, false-loving chatter and how little is left of yours, count, and you will understand that you die untimely in your hundred years. "
No, not a little time we have, but a lot to lose. Life has been given to us long enough, and it will be abundantly enough to accomplish the greatest things, if we distribute it wisely. But if it is not guided by a good goal, if our wastefulness and negligence allow it to flow between our fingers, then when our last hour strikes, we are surprised to find that life, the course of which we did not notice, has expired.
That's right: we did not get a short life, but made it short. We are not deprived of it, but unscrupulously roll it. Just as a rich royal possession, having passed into the hands of a bad master, blasts away in the blink of an eye, and property, albeit modest, handed over to the good keeper, is multiplied, so the time of our life is lengthened for someone who cleverly disposes of it.
What do we complain about the nature of things? She is favorable to us, and life is long, if you know what to use it for. But what are we doing? One is mired in insatiable greed, the other in the bustle of endless labors and fruitless activity; one is absorbed like a sponge with wine, the other is napping in complete laziness; one is tormented by vanity, which is always dependent on other people's opinions, the other is driven by a passion for trade, headlong in all the seas and lands for profit; others warlike ardor: they never stop thinking about the dangers, somewhere threatening someone, and worry about their own safety; there are people full of selfless devotion to the authorities and giving themselves into voluntary slavery; many were seized by envy of the wealth of others, many by the care of their own; the majority of people do not pursue a specific goal, they are thrown from side to side by a shaky, unstable, self-opposed frivolity; they rush to one or the other, and nothing attracts some at all, they see nothing as a guiding goal, and rock catches them in relaxing sleepy yawns. This is truly the greatest of the poets, whose dictum we could accept as an oracle: "The part of life in which we live is insignificantly small." For everything else is not life but pastime.
Do you think I'm talking about recognized losers? Take a look at the others whose happiness makes everyone dizzy: they are suffocating under the weight of what they call blessings. How many oppressed wealth! How much blood spoils many eloquence and the daily obligation to shine with the mind! And how many lose their health in endless pleasures! How many does not let the breath of an inexhaustible flow of customers! Yes, you have to go through all of them, from top to bottom: this one is looking for a lawyer, this one is running to petition, one is being accused, one is defending, one is judging - nobody cares about himself, everyone is absorbed in the other. Ask about those whose names are on everyone's lips: why are they so remarkable? But with this: one is the guardian of some, the other is the others, only nobody cares about himself.
I would like to stop some old man in the crowd and ask: "You must have reached the last age that a person can reach - you are a hundred years old or more; try to recall your life and make a calculation. Estimate how many you took from this time, lender, how much girlfriend, how much cartridge, how much client; how much it took to quarrel with his wife, to punish servants, to run about affairs; add here the illnesses in which you are guilty, add just the useless time, and you will see that you are now much more than you really lived in. Remember when you executed your own decisions; count the days that have passed as you planned; remember the days when you had yourself, when your face kept its natural expression, when in your heart there was anxiety, estimate how much you have managed to do in such a long century, and you’ll see that most of your life was stolen by strangers in pieces, and you don’t even understand what you’re losing. I, stupid joys, greedy aspirations, false-loving chatter and how little is left of yours, count, and you will understand that you die untimely in your hundred years. "
У записи 27 лайков,
9 репостов,
827 просмотров.
9 репостов,
827 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Козулин