Нелюбовь. Помню, "Возвращение" я смотрела лет 10 назад...

Нелюбовь.
Помню, "Возвращение" я смотрела лет 10 назад и у меня осталось ощущение бессмысленности и пустоты. Пересматривать его совсем не хотелось. Но потом в жизнь мою вошёл театр, я стала увлекаться хорошими фильмами, смотреть спектакли и постепенно научилась искать в этих произведениях искусства нечто больше картинки или сюжета. Так и с фильмами Звягинцева - я "научилась" их смотреть, по-своему. И, надо сказать, смотреть их мне не больно или не так больно, как, например, более жесткие социальные фильмы - Сигарева, Лозницы. Звягинцев создаёт такую картину... ты будто смотришь через его взгляд, через ещё один слой, поэтому фильмы не так режут по-больному, да и щадит он зрителей во всех смыслах слова. Пожалуй, единственный момент, в который меня покоробило, это один из кадров с Алёшей, когда мать в очередной раз бросает в него череду бесчувственных реплик. Случайный кадр, но с накопившейся эмоцией. Тема с детьми для меня теперь вообще несколько болезненна. Хорошо, что это лишь фильм, плохо, что в жизни бывает намного хуже. А ещё только в этом фильме я поняла, зачем нужен один из любимых приёмов режиссёра - с камерой, приближающей какой-то пейзаж или сцену, с естественными звуками и замиранием сюжета. В этот момент ты примеряешь на себя, анализируешь и впитываешь. Тем, кто привык к динамичным фильмам, такие моменты покажутся скучными и пустыми. Но здесь нет, они нужны для послевкусия, это как паузы, которые так необходимы, чтобы выдохнуть и ощутить.
Пожалуй, "Возвращение" все же стоит пересмотреть.
Dislike.
I remember “Returning” I looked about 10 years ago and I still have a feeling of meaninglessness and emptiness. Revise it did not want to. But then the theater came into my life, I began to get involved in good films, watch performances and gradually learned to look for something more than a picture or a plot in these works of art. So with the films of Zvyagintsev - I “learned” to watch them in my own way. And, I must say, watching them is not painful for me or not as painful as, for example, tougher social films - Cigarev, Loznitsa. Zvyagintsev creates such a picture ... as if you are looking through his gaze, through another layer, so the films are not so sickly cut, and he spares the audience in all senses of the word. Perhaps the only moment in which I was jarred on is one of the shots with Alyosha, when the mother once again throws a string of insensitive replicas into him. Random shot, but with accumulated emotion. The topic with the children for me is now generally somewhat painful. It’s good that this is only a film, it’s bad that in life it is much worse. And only in this film I understood why I need one of the director’s favorite moves - with a camera, bringing some landscape or scene closer, with natural sounds and a sinking storyline. At this moment you try on yourself, analyze and absorb. Those who are accustomed to dynamic films, such moments seem boring and empty. But there is no, they are needed for the aftertaste, it's like pauses, which are so necessary to exhale and feel.
Perhaps the "Return" is still worth reconsidering.
У записи 8 лайков,
0 репостов,
320 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Литвиненко

Понравилось следующим людям