Яхь.
СоревнованиеЯхь (соревнование в благородстве, чести и достоинстве) - адекватно не переводимое на другие языки понятие ингушского морального сознания, определяющее стремление к соблюдению этических норм и образа жизни в наибольшей, идеальной степени, имеющее в эздел значение морального принципа.
Побудительной причиной следованиях яхь является стремление к лучшему в широком смысле слова (к лучшему во всем хорошем, добром, полезном), к похвальному, желание превзойти других в этом стремлении. Поэтому яхь как инструмент, двигатель морального совершенствования личности с незапамятных времён в ингушской среде имел и имеет большее общественное значение и может становиться неисчерпаемой силой создания и единения так как в его основе лежит идея соревнования. Яхь предполагает активную жизненнуюпозицию в отстаивании добра, справедливости, приоритет общественно значимого над личным, бескорыстное служение обществу, защиту слабых, обездоленных.
Ингуши до сих пор говорят иногда : « Эхь деций хьо на? Нахаца яхь еций хьа?» – « Тебе не стыдно? Ты не имеешь перед людьми яхь?» к сожалению, этот нравственный институт за последнее время сильно деградировал в современном ингушском обществе. В прошлом же, даже сравнительно недалёком, подобные вопросы могли зажечь огнем активности даже самого ленивого, никчемного человека, которого упрекнули подобным образом. Быть пассивным, не следовать моральным нормам яхьсчиталось делом постыдным, недостойным настоящего мужчины.
В наибольшей степени категория и принцип яхь разработаны в героико-эпических и исторических песнях ингушского фольклора. В этих песнях, как указывалось выше, изображены герои, неукоснительно соблюдающие требования яхь – яхь йола кIантий (къонахий), то есть канты (мучины), имеющие яхь. Большое место уделяется осмыслению и воспеванию подвигов, поступков, поведения кантов, соревнующихся в соблюдении яхь, и в величальных песнях (хьестора иллеш). Такие канты мыслятся достойными всяческого подражания.
Собственно, величальные песни и посвящены таким достойным мужчинам – выдающимся историческим деятелям и реальным лицам из ингушской и иноэтнической среды. Быть воспетым девушками в величальной песне считалось издавна наибольшим общественным признанием заслуг героя. Соревнующиеся в яхь были моральным примером для других. Остальные следовали этим высоким образцам. На этих примерах воспитывалась молодёжь.
А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика
СоревнованиеЯхь (соревнование в благородстве, чести и достоинстве) - адекватно не переводимое на другие языки понятие ингушского морального сознания, определяющее стремление к соблюдению этических норм и образа жизни в наибольшей, идеальной степени, имеющее в эздел значение морального принципа.
Побудительной причиной следованиях яхь является стремление к лучшему в широком смысле слова (к лучшему во всем хорошем, добром, полезном), к похвальному, желание превзойти других в этом стремлении. Поэтому яхь как инструмент, двигатель морального совершенствования личности с незапамятных времён в ингушской среде имел и имеет большее общественное значение и может становиться неисчерпаемой силой создания и единения так как в его основе лежит идея соревнования. Яхь предполагает активную жизненнуюпозицию в отстаивании добра, справедливости, приоритет общественно значимого над личным, бескорыстное служение обществу, защиту слабых, обездоленных.
Ингуши до сих пор говорят иногда : « Эхь деций хьо на? Нахаца яхь еций хьа?» – « Тебе не стыдно? Ты не имеешь перед людьми яхь?» к сожалению, этот нравственный институт за последнее время сильно деградировал в современном ингушском обществе. В прошлом же, даже сравнительно недалёком, подобные вопросы могли зажечь огнем активности даже самого ленивого, никчемного человека, которого упрекнули подобным образом. Быть пассивным, не следовать моральным нормам яхьсчиталось делом постыдным, недостойным настоящего мужчины.
В наибольшей степени категория и принцип яхь разработаны в героико-эпических и исторических песнях ингушского фольклора. В этих песнях, как указывалось выше, изображены герои, неукоснительно соблюдающие требования яхь – яхь йола кIантий (къонахий), то есть канты (мучины), имеющие яхь. Большое место уделяется осмыслению и воспеванию подвигов, поступков, поведения кантов, соревнующихся в соблюдении яхь, и в величальных песнях (хьестора иллеш). Такие канты мыслятся достойными всяческого подражания.
Собственно, величальные песни и посвящены таким достойным мужчинам – выдающимся историческим деятелям и реальным лицам из ингушской и иноэтнической среды. Быть воспетым девушками в величальной песне считалось издавна наибольшим общественным признанием заслуг героя. Соревнующиеся в яхь были моральным примером для других. Остальные следовали этим высоким образцам. На этих примерах воспитывалась молодёжь.
А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика
Yah.
Competition Yah (competition in nobility, honor and dignity) is an adequately not translated into other languages concept of Ingush moral consciousness, which determines the desire to observe ethical standards and lifestyle to the greatest, ideal degree, which has the value of a moral principle in ezdel.
The motivation for following yach is the desire for the best in the broad sense of the word (for the best in everything good, good, useful), for the laudable, the desire to surpass others in this desire. Therefore, yach as an instrument, an engine of moral improvement of a person from time immemorial in the Ingush environment, has had and has greater social significance and can become an inexhaustible force of creation and unity, since it is based on the idea of competition. Yahya suggests an active life position in upholding goodness and justice, the priority of socially significant over personal, selfless service to society, the protection of the weak, destitute.
Ingush still say sometimes: "Eh decius hyo na? Nahatsa yahiy yetzhya? ” - " Are not you ashamed? Don't you have yach in front of people? ” Unfortunately, this moral institution has recently been greatly degraded in modern Ingush society. In the past, even relatively recently, such questions could ignite with fire the activity of even the most lazy, worthless person who was rebuked in this way. Being passive, not following moral standards, was considered a shameful thing, unworthy of a real man.
To the greatest extent, the category and principle of yach were developed in the heroic-epic and historical songs of Ingush folklore. In these songs, as indicated above, the characters are depicted who strictly comply with the requirements of yach - yach yola kIantiy (konakhy), that is, kant (martyrs) who have yachts. A great place is given to the comprehension and chanting of the exploits, deeds, behavior of edgings competing in observance of yachas, and in great songs (hiestora illes). Such edgings are thought worthy of all imitation.
Actually, great songs are dedicated to such worthy men - outstanding historical figures and real people from the Ingush and foreign ethnic environment. Being sung by girls in a great song has long been considered the greatest public recognition of the hero's merits. Competing in yachts were a moral example for others. The rest followed these tall patterns. Young people were brought up on these examples.
A. Kh. Tankiev Ezdel- Ingush Ethics- Ingush Ethics
Competition Yah (competition in nobility, honor and dignity) is an adequately not translated into other languages concept of Ingush moral consciousness, which determines the desire to observe ethical standards and lifestyle to the greatest, ideal degree, which has the value of a moral principle in ezdel.
The motivation for following yach is the desire for the best in the broad sense of the word (for the best in everything good, good, useful), for the laudable, the desire to surpass others in this desire. Therefore, yach as an instrument, an engine of moral improvement of a person from time immemorial in the Ingush environment, has had and has greater social significance and can become an inexhaustible force of creation and unity, since it is based on the idea of competition. Yahya suggests an active life position in upholding goodness and justice, the priority of socially significant over personal, selfless service to society, the protection of the weak, destitute.
Ingush still say sometimes: "Eh decius hyo na? Nahatsa yahiy yetzhya? ” - " Are not you ashamed? Don't you have yach in front of people? ” Unfortunately, this moral institution has recently been greatly degraded in modern Ingush society. In the past, even relatively recently, such questions could ignite with fire the activity of even the most lazy, worthless person who was rebuked in this way. Being passive, not following moral standards, was considered a shameful thing, unworthy of a real man.
To the greatest extent, the category and principle of yach were developed in the heroic-epic and historical songs of Ingush folklore. In these songs, as indicated above, the characters are depicted who strictly comply with the requirements of yach - yach yola kIantiy (konakhy), that is, kant (martyrs) who have yachts. A great place is given to the comprehension and chanting of the exploits, deeds, behavior of edgings competing in observance of yachas, and in great songs (hiestora illes). Such edgings are thought worthy of all imitation.
Actually, great songs are dedicated to such worthy men - outstanding historical figures and real people from the Ingush and foreign ethnic environment. Being sung by girls in a great song has long been considered the greatest public recognition of the hero's merits. Competing in yachts were a moral example for others. The rest followed these tall patterns. Young people were brought up on these examples.
A. Kh. Tankiev Ezdel- Ingush Ethics- Ingush Ethics
У записи 1 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Яхья Балаев