Эздел Кроме своего основного значения как названия ингушской народной философской науки о национальной морали. Понятиеэздел имеет и другие значения. Это многозначное и многофункциональное понятие, отражающее национальное своеобразие и самобытность.
Наиболее распространено его употребление в повседневности и значении «благородный этикет, правила вежливости, правила воспитанности», что и отражено в словарях. Речь в таких случаях в первую очередь идёт о правилах вежливости, отличающихся друг от друга в зависимости от пола, возраста, того или иного обряда, обычая, традиции, степени или свойства родства и т.д.
Например, есть кодекс вежливости –эздел, соблюдаемый пожилыми: боккхийча наьха эздел (эздел стариков), эзделмолодежи, эздел девушек, женщин. Эздел гостеприимства совершенно отличен от эздел траурного обряда тязет. По отношении. Например, к родственникам жены зять соблюдает один эздел, по отношению к другим – другой. Существуют и соблюдались кодексы вежливости и на многие другие случаи жизни. Они приобретали особенно важное значение в конфликтных ситуациях. К ним относятся довна эздел – эздел, соблюдаемый враждующими.
Указанные эздел являются не только кодексами вежливости, но и формами выражения и соблюдения соответствующих норм. Поэтому моральное сознание всячески осуждает их формальное соблюдение в отрыве от соответствующей нормы. Эти нормы и есть главное в кодексах вежливости. Вот почему всякое отступление от принятых нравственных норм в кодексах вежливости подвергается моральному осуждению как лицимерие и недостойное дело. Особенно осуждается сейчас паразитирование на эздел, когда формально соблюдая кодексы вежливости, получая незаслуженно соответствующие выгоды. В том числе и материальные, отдельные люди претендуют на уважение окружающих как эздий нах – люди, соблюдающие эздел.
Любое формальное соблюдение эздел в корыстных целях, без соблюдения соовтетсвующих нравственных норм, осуждается ингушским моральным сознанием, что отличает его от морального сознания многих других народов, допускающих соблюдение кодексов вежливости и без соблюдения нравственных норм. Ингушское моральное сознание не терпит такого отступления или послабления.
В структурном отношении в эздел наравне с кодексами вежливости входят: этические идеалы (идеал мужчины, идеал женщины и т.п.): нравственные нормы поведения в жизни, моральные принципы и моральные правила (например, золотое правило ингушского морального сознания :» В радости не гордись, в беде не отчаивайся» ), нравственные поучения (хьехамаш) и нравственное воспитание. В этом плане понятие эздел отождествимо с понятием этика, а понятие гIалгIай эздел – с понятием ингушская этика.
Самый существенный элемент в структуре эздел – учение об этическом. Основной принцип его – приоритет морального над материальным. Как указывалось выше по другим поводам, материальное осмыслено как преходящее, изменчивое, непостоянное и поэтому малозначащее. Более того, если материальное предпочтено моральному, то оно может привести к потере нравственных норм, деградации личности.
Богатства, добытые нечестным или лёгким путём, определены как шайтIай боахамаш – хозяйства (богатства) чертей. Существовали обычаи, ограничивавшие или повелевавшие ликвидировать богатство, нажитое неправедными или справедливыми путями, если оно угрожало сохранению общепринятых нравственных норм, особенно если хозяин богатства делал попытку захватить власть над обществом, пользуясь своим материальным превосходством. Из этих обычаев наиболее известен байталваккхар. В таких случаях по решению общества богатства отнимались в пользу бедных, а владелец подвергался отчуждению и изгнанию на время или навсегда.
Нарушать принцип морального равенства всех перед всеми никому не разрешалось. Признавалась только власть морального авторитета, но не материального преимущества. Моральные же осмыслено, в отличие от материального, как непреходящее, вечное, идеальное, не подверженное изменению – ни ухудшению, ни улучшению. Мир, бытие человека есть арена борьбы двух начал: морального и материального. Если материальное торжествует над моральным, наступает хаос, происходит разрушение человеческой личности, которое ведёт к разрушению всего, в том числе и самого материального, так как возникает алчная, неутолимая жажда всё больших богатств, не сдерживаемая никакими преградами нравственных норм. Отсюда возникают всевозможные пороки, вражда, война, ведущие к всеобщему разрушению.
Там. Где моральное торжествует над материальным, поддерживается гармония. Люди уважают себя и окружающих, нравственные нормы, принципы, моральные правила регулируют отношения всех со всеми, не унижая и не ущемляя достоинство, права и свободу каждого человека, являясь надёжным заслоном от разрушительного влияния превосходства материального.
По мысли эздел, материальное полезно и необходимо но только в рамках соблюдения нравственных норм. Как только материальное переходит эти рамки, оно становится разрушительной силой, угрожающей стабильному существования всего общества. Но в главном вопросе – в предпочтении морального материальному – учение эздел не допускает никакого компромисса. Один из принципов: ничего материального не следует жалеть, необходимо пожертвовать последним без колебаний ради соблюдения норм эздел. Сами эти колебания уже признаются нарушением эздел!
Это правило было нередко очень суровым испытанием особенно для малоимущих и бедных, которые стыдились своей бедности. Как бы не казалось это жестоким и неразумным со стороны. В этой норме есть своя логика, именно логика ингушского морального сознания, логика нравственного учения эздел. Согласно этому учению. Сохранение, соблюдение норм эздел несравнимо важнее, чем сохранение материальной ценности путем отступления, нарушения этих норм, пусть даже ценой потери последней материальной ценности человека. Последнего барана, последнего чурека! Потому что с нарушением норм, согласно эздел. Начинается нравственная деградация, подаётся дурной пример, открывается гибельный путь пороков, разрушения всего, в том числе и стабильного материального благополучия. От совести, стыда и чести сохраняется только одна видимость.
И главное – пока всеми соблюдаются нормы эздел, каждый ингуш остаётся равным всем другим ингушам, несмотря на то. Богат он или беден. Самоуважение человека и уважение к нему окружающих, с точки зрения ингушского морального сознания и учения эздел, нисколько не ущемляются тем, что он беден. Ингуш перестаёт быть ингушом и человеком. Становится презренным существом, если соблюдение нравственных норм приносит в жертву богатству и материальному благополучию или из-за бедности начнет просить милостыню. Вот почему среди ингушей никогда не встречалось и не встречается просящих милостыню (сагIадехарг). Если не было иного пути для прокормления, ингуш предпочитал голодную смерть. И даже при этом он сохранял самоуважение и уважение других.
Моральное равенство всех со всеми, не зависимое от бедности или богатства, – вот реальное, выдающееся достижение философии эздел в истории этической мысли. На протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени, ингушское общество жило и развивалось по законам и нравственным нормам эздел, избегая благодаря им общественных катаклизмов, сохраняя гармонию и согласие. Ингушский народ , благодаря соблюдению этих норм, принципов и нравственных правил, вопреки всем бедам и тяготам, временам отсталого, полуголодного существования, не ассимилировался, не растворился среди других, более многочисленных народов, а сохранил своё национальное лицо и национальное самосознание.
Происхождение эздел до сих пор не изучено и остаётся непонятным. Путешественники и исследователи ещё в XVIII веке наблюдали странное и нелепое, по их мнению поведение и нравы ингушей, живших в состоянии культурной отсталости и бедности, но неукоснительно соблюдавших какие-то странные церемониалы, обычаи и обряды, требовавшие больших, непосильных для населения материальных затрат. Непонятным остаётся происхождение эздел и для самих ингушей , свято соблюдавших нравственные нормы и каноны, завещанные предками. Но по всему видно, что эздел есть продолжение какой-то цивилизации в древней истории народа, от которой и сохранился эздел, бережно передаваемый по наследству. Судя по содержанию эздел, эта неизвестная пока цивилизация достигла очень высокого развития, если она могла породить такое необычайное и действенное явления.
Думать, что эздел зародился и формировался в многострадальный и тяжкий послемонгольский период, было бы наивно, так как нравственные нормы и нравственная философия столь высокого образца не могли сложиться в таких условиях.
Кстати сказать, по той же причине наивной и несостоятельной является общепринятая датировка и отнесение происхождения ингушской башенной архитектуры и культуры к послемонгольскому периоду и даже к средневековью.
Загадка эздел и загадка башен, несомненно, кроются в домонгольском периоде истории народа. Если судить не предвзято, тенденциозно, а объективно и просто здраво, то становится ясно, что столь выдающиеся явления не могли возникнуть на пустом месте, когда народ, в результате монгольского нашествия, был лишён всего, отброшен далеко назад в развитии вынужден был вести борьбу за своё выживание и элементарное существование, а возникли одновременно задолго до монгольского нашествия, в иные, благоприятные времена и в иных условиях существования соответствующей этим явлениям цивилизации, еще неоткрытой наукой.
Наиболее распространено его употребление в повседневности и значении «благородный этикет, правила вежливости, правила воспитанности», что и отражено в словарях. Речь в таких случаях в первую очередь идёт о правилах вежливости, отличающихся друг от друга в зависимости от пола, возраста, того или иного обряда, обычая, традиции, степени или свойства родства и т.д.
Например, есть кодекс вежливости –эздел, соблюдаемый пожилыми: боккхийча наьха эздел (эздел стариков), эзделмолодежи, эздел девушек, женщин. Эздел гостеприимства совершенно отличен от эздел траурного обряда тязет. По отношении. Например, к родственникам жены зять соблюдает один эздел, по отношению к другим – другой. Существуют и соблюдались кодексы вежливости и на многие другие случаи жизни. Они приобретали особенно важное значение в конфликтных ситуациях. К ним относятся довна эздел – эздел, соблюдаемый враждующими.
Указанные эздел являются не только кодексами вежливости, но и формами выражения и соблюдения соответствующих норм. Поэтому моральное сознание всячески осуждает их формальное соблюдение в отрыве от соответствующей нормы. Эти нормы и есть главное в кодексах вежливости. Вот почему всякое отступление от принятых нравственных норм в кодексах вежливости подвергается моральному осуждению как лицимерие и недостойное дело. Особенно осуждается сейчас паразитирование на эздел, когда формально соблюдая кодексы вежливости, получая незаслуженно соответствующие выгоды. В том числе и материальные, отдельные люди претендуют на уважение окружающих как эздий нах – люди, соблюдающие эздел.
Любое формальное соблюдение эздел в корыстных целях, без соблюдения соовтетсвующих нравственных норм, осуждается ингушским моральным сознанием, что отличает его от морального сознания многих других народов, допускающих соблюдение кодексов вежливости и без соблюдения нравственных норм. Ингушское моральное сознание не терпит такого отступления или послабления.
В структурном отношении в эздел наравне с кодексами вежливости входят: этические идеалы (идеал мужчины, идеал женщины и т.п.): нравственные нормы поведения в жизни, моральные принципы и моральные правила (например, золотое правило ингушского морального сознания :» В радости не гордись, в беде не отчаивайся» ), нравственные поучения (хьехамаш) и нравственное воспитание. В этом плане понятие эздел отождествимо с понятием этика, а понятие гIалгIай эздел – с понятием ингушская этика.
Самый существенный элемент в структуре эздел – учение об этическом. Основной принцип его – приоритет морального над материальным. Как указывалось выше по другим поводам, материальное осмыслено как преходящее, изменчивое, непостоянное и поэтому малозначащее. Более того, если материальное предпочтено моральному, то оно может привести к потере нравственных норм, деградации личности.
Богатства, добытые нечестным или лёгким путём, определены как шайтIай боахамаш – хозяйства (богатства) чертей. Существовали обычаи, ограничивавшие или повелевавшие ликвидировать богатство, нажитое неправедными или справедливыми путями, если оно угрожало сохранению общепринятых нравственных норм, особенно если хозяин богатства делал попытку захватить власть над обществом, пользуясь своим материальным превосходством. Из этих обычаев наиболее известен байталваккхар. В таких случаях по решению общества богатства отнимались в пользу бедных, а владелец подвергался отчуждению и изгнанию на время или навсегда.
Нарушать принцип морального равенства всех перед всеми никому не разрешалось. Признавалась только власть морального авторитета, но не материального преимущества. Моральные же осмыслено, в отличие от материального, как непреходящее, вечное, идеальное, не подверженное изменению – ни ухудшению, ни улучшению. Мир, бытие человека есть арена борьбы двух начал: морального и материального. Если материальное торжествует над моральным, наступает хаос, происходит разрушение человеческой личности, которое ведёт к разрушению всего, в том числе и самого материального, так как возникает алчная, неутолимая жажда всё больших богатств, не сдерживаемая никакими преградами нравственных норм. Отсюда возникают всевозможные пороки, вражда, война, ведущие к всеобщему разрушению.
Там. Где моральное торжествует над материальным, поддерживается гармония. Люди уважают себя и окружающих, нравственные нормы, принципы, моральные правила регулируют отношения всех со всеми, не унижая и не ущемляя достоинство, права и свободу каждого человека, являясь надёжным заслоном от разрушительного влияния превосходства материального.
По мысли эздел, материальное полезно и необходимо но только в рамках соблюдения нравственных норм. Как только материальное переходит эти рамки, оно становится разрушительной силой, угрожающей стабильному существования всего общества. Но в главном вопросе – в предпочтении морального материальному – учение эздел не допускает никакого компромисса. Один из принципов: ничего материального не следует жалеть, необходимо пожертвовать последним без колебаний ради соблюдения норм эздел. Сами эти колебания уже признаются нарушением эздел!
Это правило было нередко очень суровым испытанием особенно для малоимущих и бедных, которые стыдились своей бедности. Как бы не казалось это жестоким и неразумным со стороны. В этой норме есть своя логика, именно логика ингушского морального сознания, логика нравственного учения эздел. Согласно этому учению. Сохранение, соблюдение норм эздел несравнимо важнее, чем сохранение материальной ценности путем отступления, нарушения этих норм, пусть даже ценой потери последней материальной ценности человека. Последнего барана, последнего чурека! Потому что с нарушением норм, согласно эздел. Начинается нравственная деградация, подаётся дурной пример, открывается гибельный путь пороков, разрушения всего, в том числе и стабильного материального благополучия. От совести, стыда и чести сохраняется только одна видимость.
И главное – пока всеми соблюдаются нормы эздел, каждый ингуш остаётся равным всем другим ингушам, несмотря на то. Богат он или беден. Самоуважение человека и уважение к нему окружающих, с точки зрения ингушского морального сознания и учения эздел, нисколько не ущемляются тем, что он беден. Ингуш перестаёт быть ингушом и человеком. Становится презренным существом, если соблюдение нравственных норм приносит в жертву богатству и материальному благополучию или из-за бедности начнет просить милостыню. Вот почему среди ингушей никогда не встречалось и не встречается просящих милостыню (сагIадехарг). Если не было иного пути для прокормления, ингуш предпочитал голодную смерть. И даже при этом он сохранял самоуважение и уважение других.
Моральное равенство всех со всеми, не зависимое от бедности или богатства, – вот реальное, выдающееся достижение философии эздел в истории этической мысли. На протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени, ингушское общество жило и развивалось по законам и нравственным нормам эздел, избегая благодаря им общественных катаклизмов, сохраняя гармонию и согласие. Ингушский народ , благодаря соблюдению этих норм, принципов и нравственных правил, вопреки всем бедам и тяготам, временам отсталого, полуголодного существования, не ассимилировался, не растворился среди других, более многочисленных народов, а сохранил своё национальное лицо и национальное самосознание.
Происхождение эздел до сих пор не изучено и остаётся непонятным. Путешественники и исследователи ещё в XVIII веке наблюдали странное и нелепое, по их мнению поведение и нравы ингушей, живших в состоянии культурной отсталости и бедности, но неукоснительно соблюдавших какие-то странные церемониалы, обычаи и обряды, требовавшие больших, непосильных для населения материальных затрат. Непонятным остаётся происхождение эздел и для самих ингушей , свято соблюдавших нравственные нормы и каноны, завещанные предками. Но по всему видно, что эздел есть продолжение какой-то цивилизации в древней истории народа, от которой и сохранился эздел, бережно передаваемый по наследству. Судя по содержанию эздел, эта неизвестная пока цивилизация достигла очень высокого развития, если она могла породить такое необычайное и действенное явления.
Думать, что эздел зародился и формировался в многострадальный и тяжкий послемонгольский период, было бы наивно, так как нравственные нормы и нравственная философия столь высокого образца не могли сложиться в таких условиях.
Кстати сказать, по той же причине наивной и несостоятельной является общепринятая датировка и отнесение происхождения ингушской башенной архитектуры и культуры к послемонгольскому периоду и даже к средневековью.
Загадка эздел и загадка башен, несомненно, кроются в домонгольском периоде истории народа. Если судить не предвзято, тенденциозно, а объективно и просто здраво, то становится ясно, что столь выдающиеся явления не могли возникнуть на пустом месте, когда народ, в результате монгольского нашествия, был лишён всего, отброшен далеко назад в развитии вынужден был вести борьбу за своё выживание и элементарное существование, а возникли одновременно задолго до монгольского нашествия, в иные, благоприятные времена и в иных условиях существования соответствующей этим явлениям цивилизации, еще неоткрытой наукой.
Ezdel Besides its main meaning as the name of the Ingush folk philosophical science of national morality. The concept of ezdel has other meanings. This is a multi-valued and multi-functional concept, reflecting national identity and identity.
The most common use of it in everyday life and the meaning of "noble etiquette, the rules of courtesy, the rules of education", which is reflected in the dictionaries. In such cases, we are talking primarily about the rules of politeness, which differ from each other depending on gender, age, one or another rite, custom, tradition, degree or property of kinship, etc.
For example, there is a code of courtesy — an ezdel observed by the elderly: a bokkhiicha naha ezdel (an old ezdel), an ezdel youth, an ezdel of girls and women. The ezdel of hospitality is completely different from the ezdel of mourning rites of tyaz. In relation to. For example, the son-in-law respects one of the ezdel to the relatives of the wife, and the other to the others. Codes of politeness exist and have been respected for many other occasions. They became especially important in conflict situations. These include Dovna Ezdel - Ezdel, observed by the warring.
These ezdel are not only codes of courtesy, but also forms of expression and compliance with relevant standards. Therefore, moral consciousness in every possible way condemns their formal observance in isolation from the corresponding norm. These norms are the main thing in codes of politeness. That is why any deviation from accepted moral standards in codes of courtesy is subjected to moral condemnation as a lyricism and an unworthy thing. Especially condemned to parasitism on ezdel, when formally observing codes of courtesy, receiving undeservedly corresponding benefits. Including material ones, individual people claim the respect of others as ezdiy nah - people who observe the ezdel.
Any formal observance of ezdel for selfish purposes, without observing relevant moral standards, is condemned by the Ingush moral consciousness, which distinguishes it from the moral consciousness of many other peoples, admitting observance of codes of courtesy and without observing moral standards. Ingush moral consciousness does not tolerate such a retreat or indulgence.
Structurally, the ezdel along with the codes of politeness includes: ethical ideals (ideal of a man, ideal of a woman, etc.): moral standards of behavior in life, moral principles and moral rules (for example, the golden rule of Ingush moral consciousness: be proud, do not despair in distress ”), moral teachings (khehamash) and moral education. In this regard, the concept of ezdel is identifiable with the concept of ethics, and the concept of gIalgIay ezdel is identifiable with the concept of Ingush ethics.
The most significant element in the structure of the ezdel is the doctrine of the ethical. Its basic principle is the priority of the moral over the material. As indicated above on other occasions, material is understood as transient, changeable, inconstant and therefore of little significance. Moreover, if the material is preferred to the moral, then it can lead to a loss of moral standards, degradation of the individual.
Wealth obtained by dishonest or easy means is defined as shaitIai boahamash - the economy (wealth) of the devils. There were customs that limited or commanded the liquidation of wealth acquired in an unjust or fair way, if it threatened to maintain generally accepted moral standards, especially if the owner of the wealth attempted to seize power over society, using his material superiority. Of these customs, the most famous is the Baitalvakkhar. In such cases, by decision of the society, wealth was taken away in favor of the poor, and the owner was alienated and expelled for a time or forever.
Nobody was allowed to violate the principle of moral equality of all before all. Only the power of moral authority was recognized, but not of material advantage. The moral is understood, in contrast to the material, as enduring, eternal, ideal, not subject to change - neither deterioration, nor improvement. The world, human being is the arena of the struggle of two principles: moral and material. If the material triumphs over the moral, chaos sets in, the destruction of the human person takes place, which leads to the destruction of everything, including the material, as there is an avid, unquenchable thirst for ever greater wealth, not restrained by any obstacles to moral standards. All sorts of vices, hostility, war, leading to universal destruction, arise from here.
There. Where the moral triumphs over the material, harmony is maintained. People respect themselves and those around them, moral standards, principles, moral rules regulate the relations of everyone with everyone, without humiliating and without prejudice to the dignity, rights and freedom of each person, being a reliable barrier against the destructive influence of material superiority.
According to Ezdel, material is useful and necessary, but only within the framework of observing moral standards. As soon as the material passes this framework, it becomes a destructive force that threatens the stable existence of all of society.
The most common use of it in everyday life and the meaning of "noble etiquette, the rules of courtesy, the rules of education", which is reflected in the dictionaries. In such cases, we are talking primarily about the rules of politeness, which differ from each other depending on gender, age, one or another rite, custom, tradition, degree or property of kinship, etc.
For example, there is a code of courtesy — an ezdel observed by the elderly: a bokkhiicha naha ezdel (an old ezdel), an ezdel youth, an ezdel of girls and women. The ezdel of hospitality is completely different from the ezdel of mourning rites of tyaz. In relation to. For example, the son-in-law respects one of the ezdel to the relatives of the wife, and the other to the others. Codes of politeness exist and have been respected for many other occasions. They became especially important in conflict situations. These include Dovna Ezdel - Ezdel, observed by the warring.
These ezdel are not only codes of courtesy, but also forms of expression and compliance with relevant standards. Therefore, moral consciousness in every possible way condemns their formal observance in isolation from the corresponding norm. These norms are the main thing in codes of politeness. That is why any deviation from accepted moral standards in codes of courtesy is subjected to moral condemnation as a lyricism and an unworthy thing. Especially condemned to parasitism on ezdel, when formally observing codes of courtesy, receiving undeservedly corresponding benefits. Including material ones, individual people claim the respect of others as ezdiy nah - people who observe the ezdel.
Any formal observance of ezdel for selfish purposes, without observing relevant moral standards, is condemned by the Ingush moral consciousness, which distinguishes it from the moral consciousness of many other peoples, admitting observance of codes of courtesy and without observing moral standards. Ingush moral consciousness does not tolerate such a retreat or indulgence.
Structurally, the ezdel along with the codes of politeness includes: ethical ideals (ideal of a man, ideal of a woman, etc.): moral standards of behavior in life, moral principles and moral rules (for example, the golden rule of Ingush moral consciousness: be proud, do not despair in distress ”), moral teachings (khehamash) and moral education. In this regard, the concept of ezdel is identifiable with the concept of ethics, and the concept of gIalgIay ezdel is identifiable with the concept of Ingush ethics.
The most significant element in the structure of the ezdel is the doctrine of the ethical. Its basic principle is the priority of the moral over the material. As indicated above on other occasions, material is understood as transient, changeable, inconstant and therefore of little significance. Moreover, if the material is preferred to the moral, then it can lead to a loss of moral standards, degradation of the individual.
Wealth obtained by dishonest or easy means is defined as shaitIai boahamash - the economy (wealth) of the devils. There were customs that limited or commanded the liquidation of wealth acquired in an unjust or fair way, if it threatened to maintain generally accepted moral standards, especially if the owner of the wealth attempted to seize power over society, using his material superiority. Of these customs, the most famous is the Baitalvakkhar. In such cases, by decision of the society, wealth was taken away in favor of the poor, and the owner was alienated and expelled for a time or forever.
Nobody was allowed to violate the principle of moral equality of all before all. Only the power of moral authority was recognized, but not of material advantage. The moral is understood, in contrast to the material, as enduring, eternal, ideal, not subject to change - neither deterioration, nor improvement. The world, human being is the arena of the struggle of two principles: moral and material. If the material triumphs over the moral, chaos sets in, the destruction of the human person takes place, which leads to the destruction of everything, including the material, as there is an avid, unquenchable thirst for ever greater wealth, not restrained by any obstacles to moral standards. All sorts of vices, hostility, war, leading to universal destruction, arise from here.
There. Where the moral triumphs over the material, harmony is maintained. People respect themselves and those around them, moral standards, principles, moral rules regulate the relations of everyone with everyone, without humiliating and without prejudice to the dignity, rights and freedom of each person, being a reliable barrier against the destructive influence of material superiority.
According to Ezdel, material is useful and necessary, but only within the framework of observing moral standards. As soon as the material passes this framework, it becomes a destructive force that threatens the stable existence of all of society.
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Яхья Балаев