Не будь сладким, как халва: каждый встречный будет...

Не будь сладким, как халва: каждый встречный будет тебя «съедать»; не будь горьким, как несозревший плод: каждый, кто попробует на вкус, будет тебя отбрасывать.


Хьовла сана мерза ма хила: тIа мел кхаьчачо вуаргва хьо; аьрга сом сана къахьа ма хила: царг мел техачо дIакхоссаргва хьо.


Правило учит: крайности вредны и нежелательны, всё должно быть соразмерным в поступках и поведении человека. Не следует допускать нарушений меры  ( боарам ) ни в «хорошую» ни в «плохую»  сторону.


         Некоторым бездумным поклонникам эздел казалось если они старались всем угодить, перед любым человеком. Ребёнком или взрослым, вскакивать и услуживать, то они являются необычайно благородными людьми, идеально соблюдающими нормы эздел. Им казалось, что в отношении хорошего эздел не приписывает никаких пределов.


          Именно на этом, прежде всего, паразитировали те, кто пользовался таким пониманием «благородства». В любом обществе всегда были и есть люди, паразитирующие на глупости наивности других. Были они ив ингушском обществе. Эти люди во всю «доили» указанных выше «благородных», могли забрать и растаскать почти всё, что те имели. Подобное встречается и в наши дни, всё больше приобретая черты ремесла мошенничества на благородстве, Поэтому и предупреждает правило: «не будь сладким, как халва: каждый встречный будет тебя «съедать», что нередко и происходит»


       «Беспредельное благородство»  стремящихся всем без разбора, даже недостойным, угодить, услужить, эздел не только не считал благородным, но и категорически осуждал как недопустимое для достоинства человека нарушение моральных норм.  Эздел требовал от всех соблюдения меры. Если мера нарушилась, нарушался  и эздел, благородство превращалось в свою противоположность. Старания «беспредельно благородных» и есть нарушение этой меры. Эздел не нуждался в этой их медвежьей услуге и справедливо считал их глупыми и недостойными выходками, наносящими вред себе и так лелеемой ими морали.


        Мера (боарам) должна соблюдаться такой какая она есть, без прибавления к ней чего либо в благих целях «для улучшения» в этом и состояло истинное благородство. Отсюда одинаковому осуждению подвергались попытки изменить эту меру в ту или иную сторону, как  «хорошую» так и «плохую», путём отступлений, нарушений норм.


        Вторая часть правила как раз и предостерегает против подобного нарушения меры «не будь горьким, как несозревший плод: каждый, кто попробует на вкус, будет тебя отбрасывать». Значит, соблюдай меру, не будь грубым, высокомерным, нетактичным, проявляй уважение к окружающим, если стремишься заслужить их уважение и доверие к себе, иначе с тобой перестанут считаться. Никто «съесть » тебя не захочет, но каждый кто с тобой будет иметь дело, будет тебя «отбрасывать», как никчемный предмет, «несозревший плод».
Do not be as sweet as halva: everyone you meet will “eat you”; do not be bitter as an unripe fruit: everyone who tastes will discard you.


Hyovla sana merza ma hila: tIa mel khachacho vuargva hyo; arga som sana kahya ma hila: tsar mel tehacho dIakhossargva hyo.


The rule teaches: extremes are harmful and undesirable, everything should be proportionate in actions and human behavior. Violations of the measure (boars) should not be allowed either in the "good" or in the "bad" direction.


It seemed to some thoughtless Ezdel fans if they tried to please everyone, in front of any person. As a child or an adult, jump up and help, then they are unusually noble people, perfectly observing the norms of ezdel. It seemed to them that in relation to good ezdel does not attribute any limits.


It is on this, first of all, that those who used this understanding of "nobility" parasitized. In any society, there have always been people who parasitize on the stupidity of the naivety of others. They were in Ingush society. These people in all “milked” the above “noble” ones, they could take and take away almost everything that they had. Similar occurs in our days, more and more acquiring the features of the craft of noble fraud, and therefore warns the rule: “do not be sweet, like halva: everyone you meet will“ eat you, ”which often happens”


“Infinite nobility”, striving indiscriminately, even unworthy, to please, serve, ezdel not only did not consider it noble, but categorically condemned the violation of moral standards as unacceptable for human dignity. Ezdel demanded that everyone comply with the measure. If the measure was violated, the ezdel was violated, nobility turned into its opposite. The efforts of "infinitely noble" is a violation of this measure. Ezdel did not need this service of their bears and rightly considered them stupid and unworthy tricks that harm themselves and their morality.


Measure (boar) should be respected as it is, without adding to it for any good purpose "for improvement" this was true nobility. Hence, attempts to change this measure in one direction or another, both “good” and “bad”, by way of derogations, violations of norms, were subjected to the same condemnation.


The second part of the rule warns against such a violation of the measure "Do not be bitter as an unripe fruit: everyone who tastes will discard you." So, observe the measure, do not be rude, arrogant, tactless, show respect for others if you strive to earn their respect and confidence in yourself, otherwise you will cease to be considered. Nobody wants to “eat” you, but everyone who deals with you will “discard” you, like an useless object, an “unripe fruit”.
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Яхья Балаев

Понравилось следующим людям