3. САМЫЙ ДУРАЦКИЙ ВОПРОС Больше всего я не...

3. САМЫЙ ДУРАЦКИЙ ВОПРОС


Больше всего я не люблю вопросы типа "как называется ваш стиль?" или "в каком направлении вы работаете?" Не проблема придумать некий псевдонаучный термин а-ля "нарративный дискриптивизм" или

"антиконцептуальный внемодернизм", но кому и зачем это нужно?


Замороченных зрителей научили задавать вопрос: "А какое это течение?" Да, блин, никакое! Какая вам разница, если есть всего один человек на свете, который определяет, что тебе нравится и что не нравится, что для тебя хорошо и приятно, а что неприемлемо и позорно, и ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ТЫ САМ! Я считаю, что для умственно полноценных зрителей самое важное — это их личное восприятие, а не мое, не искусствоведа, не куратора, не журналиста или соседа. Вы сами в состоянии иметь собственное мнение, и оно единственно верное для вас. Если человеку для того, чтобы узнать, что лично ему нравится (от чего он "прется", "тащится" и что его "втыкает"), нужен совет специалиста, то он больной.



Когда я стал студентом, то перестал рисовать свои "детские" картинки, где карты сказочных островов и собственные вымышленные персонажи переплетались с героями прочитанных книг. Я гордо начал учиться рисовать академически правильно. И вот как-то раз ко мне приехал в гости мой друг детства Игорь Судак. Он естественно поинтересовался, а чем я теперь занимаюсь. Тут я радостно вывалил целую кучу портретно-пейзажно-натюрмортно-постановочной рутины, испытывая законную гордость при виде очевидного, на мой взгляд, прогресса. "Ну это понятно, — сказал Игорь. — А для себя ты что рисуешь?" И тогда я понял, что вся эта школа рисования гипсовых голов, парафиновых яблок и обнаженных тел на фоне казенных драпировок — это просто способ приобрести навыки рисовать профессионально. А что именно рисовать, приобретя умение, это мое глубоко личное дело. Ведь я хочу изображать свое собственное, а не то, что принято, или то, что кому-то представляется правильным.


Художник учится рисовать постановки и все остальное, чтобы вернуться на более высоком эстетическом и исполнительском уровне к тому, что хотелось рисовать еще до того, как он стал заниматься академической штудией. Очень важно не потерять детское чувство восторженного замирания перед белым листом бумаги. Но в процессе обучения многие забывают, зачем они пошли учиться. Как взрослые забывают, что когда-то были детьми. Когда надоедает все, включая разнообразие, то самое оригинальное — это быть самим собой.


В своей книге "Баланс противоречий" я вспоминал историю об одном раввине, которого звали Дзуси. Он говорил: "Когда я умру, Бог не спросит меня, почему я не был Аристотелем, он спросит, почему я не был Дзуси". Я хочу быть собой и считаю, что подобное стремление — самое главное для каждого человека, в том числе и для художника. Уинстон Черчилль умел неплохо рисовать и сказал однажды, что первый миллион лет в раю посвятит живописи. Знаете, почему эту фразу сказал не Марк Шагал? Он просто не умел рисовать так хорошо, как Черчилль. Уметь рисовать — это такое удовольствие, что даже среди модернистов есть те, кто не удержался и научился это делать хорошо.


Я не люблю многое из модернизма. А именно все то, где навыков рисования не наблюдается. Я не люблю это по той же причине, по которой врачи и ученые не любят хиромантов, астрологов и прочих жуликов. Есть граница, разделяющая два разных бизнеса: искусство рисования и искусство маркетинга. Убежден, что скоро владеющие искусством вождения, мытья посуды, подметания улицы тоже провозгласят себя художниками. Представьте себе художника-сантехника, уверяющего, что он занят исключительно некоммерческими проектами. Это, конечно, его право, но я все равно считаю, что художник от нехудожника отличается умением рисовать, хирург от нехирурга отличается знаниями и умением оперировать, математик почему-то не может не знать цифр и таблицы умножения, оправдывая это тем, что он занят математикой в концептуальном смысле. Музыканта, не умеющего играть на своем инструменте и лишенного слуха, не должны спасать уверения его менеджера, что это высоко концептуальный подход. Я не хочу пожинать плоды оголтелой политкорректности, потому что, как известно, и она пройдет. После длинного в моду обязательно войдет короткое, и за художественной модой не уметь рисовать опять наступит мода уметь. Маятник является моделью такого понятия, как мода.


Хиромантия, концептуализм и астрология — суть жульничество на коммерческой основе. Живи сейчас Марк Твен, он бы вдоволь поиздевался над племенем концептуалистов и их ценителями. Модернизм начинался как пикантный сыр с плесенью, где вкрапления гнили подчеркивали вкус сыра. Но сыр довольно быстро исчез, и осталась одна плесень. То, что в это верят миллионы, для меня не аргумент. Если эти миллионы займутся каннибализмом, фашизмом, впадут в религиозный транс, поверят в правоту марксизма или красоту концептуализма, я вовсе не обязан с ними соглашаться.


Слушаться "экспертов" в искусстве может только тот, кто не уверен в себе. Разве вы обращаетесь к экспертам, выбирая любимое блюдо, убеждения, увлечения, друзей или жену? Так сложилось исторически, что часть буржуазии подсознательно не верит, что она равна аристократии. Есть гениальная до простоты игра, которая в метафорически-преувеличенно-карикатурном виде выглядит так.

Представьте себе колченогого, вечно потного, дурно пахнущего, лысого, суетливого, толстого карлика с постоянно бегающими глазами (какая роль для Дени де Вито!), заработавшего много-много денег, но оставшегося посмешищем даже в глазах собственного лакея. Этакое закомплексованное ничтожество, купившее графский титул, которое ничем не выделяется, кроме уродства и деловой хватки. И вот это вечное посмешище с комплексом неполноценности большим, чем собственный гиганский капитал, начинает коллекционировать картины. Он зовет в гости равных по финансовому статусу аристократов, тех, перед кем он собственно и комплексует. "Я купил удивительное полотно, прекрасное и утонченное, шедевр шедевров. И, кстати, дешево взял, всего за 2 миллиона с четвертью. Даром, можно сказать. Ну просто подарок судьбы", — с придыханием вещает он. И заинтригованным гостям демонстрируется хорошо потраченная молью холстина, на которой небрежно накарябаны геометрические фигуры в грязных потеках. Под изумленные взгляды гостей несется вся эта пурга, придуманная "экспертами", насчет новаторских идей, утонченного колорита, исполнительского мастерства и виртуозной композиции.

Поскольку пришедшие морально не готовы к столь наглой, напористой и безапелляционной лжи, они, недоуменно переглядываясь и не желая обидеть хозяина, политкорректно мыча, кивают. Вот тут торжествующий деляга говорит: "Ну я рад, что вы все такие же, как и я, тонкие понимающие ценители, ибо лишь грубые, тупые, лишенные чувства прекрасного мизерабли не смогут оценить столь очевидного шедевра". Этот злобный карлик сумел разглядеть и найти слабую струну, которая в разной степени сидит во всех людях, и отомстить им по полной программе. "Черт его знает, — начинает комплексовать вчерашний его насмешник, — может, у этого мерзкого коротышки с вечно потными руками и бегающими маслянистыми глазками действительно есть некое чувство прекрасного, которого я лишен?"

4. ТАКОЙ ПРЕДМЕТ, КАК ГОЛОВА

Если человек посмотрит в зеркало, то может обнаружить на плечах такой предмет, как голову. На первый взгляд эта штуковина страшно улучшает общую аэродинамику, великолепно держит шляпу, на нее удобно одевать очки, она отлично балансирует тело, и ничто так не украшает паспорт, как ее изображение. Как сказал о ней боксер из известного анекдота: "Еще я ею ем". Такое впечатление, что огромное количество людей очень удивится, что этот "темный объект" на плечах предназначен и для совершенно других целей, кроме вышеупомянутых.

Всем, кто сам не является жуликом и этими жуликами не обманут, совершенно ясно, что искусство Раушенберга, Шагала, Уорхола и Пикассо — это искусство позиционирования на рынке, PR технологий, конвейера товар-деньги-товар и виртуозного маркетинга. Их профессиональная позиция — "Я ТАК ВИЖУ" (или чем гаже, тем краше). Это все по-своему действительно гениально, я отхожу в угол и снимаю шляпу.

А искусство Брейгеля, Эндрю Уайта, Босха и Норманна Рокуэла — это искусство воображения, фантазии и виртуозных профессиональных навыков. Их позиция — "Я ТАК УМЕЮ" (или "попробуйте сделать лучше"). Они имеют собственный взгляд и философию, а не выдуманные за них их дилерами. Справедливости ради нужно сказать, что существуют также удачные сочетания обеих позиций и им нужно отдать должное. Есть две причины, по которым я уважаю Пикассо. Во-первых, я уважаю успех. Во-вторых, в своих последних интервью он лично издевался над своими ценителями и смеялся публично над теми, кто считал его великим художником.

Мои личные наблюдения показали, что чем хуже человек умеет рисовать, тем громче и истеричнее он кричит в концептуальном угаре: "Я так вижу!" и тем яростнее обзывает ремесленниками и лавочниками тех, кто действительно имеет все основания с достоинством декларировать: "Я так умею". Глядя на это, понимаешь, что лучше быть веселым, полноценным и задорным лавочником, чем занудным, ущербным и неумелым концептуалистом. Это принципиальный выбор художника со временем делать свои работы или все проще и проще, или все сложнее и сложнее. Например, мой нью-йоркский друг Саша Захаров иногда проверяет, удалась работа или нет, по своей гел-френд Яне. Если глядя на сюжет она начинает плакать, значит работа хорошая. Согласитесь, это объективнее любой экспертной оценки.

Все классическое искусство по форме является иллюстрацией. К Библии, к античным сюжетам, к реальным историческим событиям, к мифам или к собственному воображению художника. Иллюстрационный подход в живописи и графике мне всегда был очень близок.

В моей книге "Безукоризненное совершенство" собраны мои работы за период чуть менее двух лет. В основу альбома положена одна работа из 36 картин (полиптих из 36 частей) и 36 текстовых иллюстраций к каждой из этих картин.

Таким образом, то, что я д
3. THE MOST STUPID QUESTION


Most of all, I don't like questions like "what is your style called?" or "what direction are you working in?" It’s not a problem to come up with a pseudoscientific term a la “narrative discriptivism” or

"anti-conceptual extramodernism", but to whom and why is this needed?


The confused viewers were taught to ask the question: "What is this current?" Yes, damn it, no! What difference does it make to you if there is only one person in the world who determines what you like and dislike, what is good and pleasant for you, and what is unacceptable and shameful, AND THIS MAN YOU ARE! I believe that the most important thing for mentally sound viewers is their personal perception, not mine, not an art critic, not a curator, not a journalist or neighbor. You yourself are able to have your own opinion, and it is the only true one for you. If a person needs expert advice, in order to find out what he personally likes (from which he "hides", "drags" and that he "sticks"), then he is sick.



When I became a student, I stopped drawing my “children’s” pictures, where maps of the fairytale islands and my own fictional characters were intertwined with the characters of the books read. I proudly began to learn to draw academically correctly. And once, my childhood friend Igor Sudak came to visit me. He naturally asked what I was doing now. Then I joyfully dumped a whole bunch of portrait-landscape-still-life-staging routine, experiencing legitimate pride at the sight of obvious, in my opinion, progress. “Well, that’s understandable,” Igor said. “And what do you draw for yourself?” And then I realized that this whole school of drawing gypsum heads, paraffin apples and naked bodies against the backdrop of official draperies is just a way to acquire professional drawing skills. And what exactly to draw, having acquired the skill, is my deeply personal matter. After all, I want to portray my own, and not that which is accepted, or that which seems right to someone.


The artist learns to draw productions and everything else in order to return at a higher aesthetic and performing level to what he wanted to paint before he began to study academic studies. It is very important not to lose the childish feeling of ecstatic fading in front of a white sheet of paper. But in the learning process, many forget why they went to study. How adults forget they used to be kids. When everything is boring, including diversity, the most original thing is to be yourself.


In my book Balance of Controversy, I recalled the story of a rabbi named Zushi. He said: "When I die, God will not ask me why I was not Aristotle, he will ask why I was not Zushi." I want to be myself and I believe that such an aspiration is the most important thing for every person, including the artist. Winston Churchill knew how to draw well and once said that he would devote his first million years in paradise to painting. Do you know why this phrase was not said by Marc Chagall? He simply did not know how to draw as well as Churchill. To be able to draw is such a pleasure that even among modernists there are those who could not resist and learned to do it well.


I do not like much of modernism. Namely, everything is where drawing skills are not observed. I do not like this for the same reason that doctors and scientists do not like palmists, astrologers and other crooks. There is a border separating two different businesses: the art of drawing and the art of marketing. I am convinced that soon owning the art of driving, washing dishes, sweeping streets, too, will proclaim themselves artists. Imagine a plumber artist assuring him that he is exclusively engaged in non-profit projects. This, of course, is his right, but I still think that the artist differs from the non-artist in the ability to draw, the surgeon differs from the non-surgeon in knowledge and ability to operate, for some reason the mathematician cannot but know the numbers and multiplication tables, justifying this by the fact that he is busy mathematics in a conceptual sense. A musician who does not know how to play his instrument and who is hearingless should not save the assurances of his manager that this is a highly conceptual approach. I do not want to reap the fruits of frenzied political correctness, because, as you know, it will pass. After a long one, a short one will surely come into fashion, and for art fashion not to be able to draw, fashion will come again. The pendulum is a model of such a thing as fashion.


Palmistry, conceptualism and astrology are the essence of commercial scam. If Mark Twain had lived now, he would have mocked the tribe of the conceptualists and their connoisseurs. Modernism began as a pungent blue cheese, where blotches of rot emphasized the taste of cheese. But the cheese quickly disappeared, and one mold remained. The fact that millions believe in this is not an argument for me. If these millions engage in cannibalism, fascism, fall into a religious trance, believe in the truth of Marxism or the beauty of conceptualism, I am not at all obliged to agree with them.


Only those who are not confident in themselves can obey "experts" in art. Do you turn to experts, choosing
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юрий Станиславский

Понравилось следующим людям