Гениальнейший текст Олдоса Хаксли про то, что мы...

Гениальнейший текст Олдоса Хаксли про то, что мы считаем нашими удовольствиями и развлечениями. Написан 91 год назад и несомненно очень актуален сейчас.

Опасности, по-настоящему угрожающие нашей цивилизации, едва ли носят внешний характер. Это не безумные политики, не войны и не порождаемые ими банкротства. Гораздо большую тревогу вызывают те опасности, которые угрожают ей изнутри, — угрожают не столько здоровью и имуществу, сколько самому сознанию современного человека.

На мой взгляд, из всех разнообразных ядов, которые наша цивилизация потихоньку синтезирует в своем собственном чреве, вряд ли найдется более сильнодействующий, чем странное и страшное явление, обозначаемое в обиходе термином «удовольствие» (я беру это слово в кавычки, чтобы показать, что говорю не о настоящем удовольствии, а о распространенных в нашем обществе видах организованного досуга). Подобно любому другому человеку в здравом рассудке и с нормальной психикой, я терпеть не могу работать. Но я лучше соглашусь ежедневно высиживать по восемь часов за чиновничьим столом, чем быть обреченным на жизнь, полную «удовольствия».

Было время, когда развлечения требовали от людей определенных умственных усилий. Например, в XVII веке члены королевских семей и их приближенные получали истинное наслаждение, слушая речи эрудированных проповедников (скажем, доктора Донна) и диспуты на теологические и метафизические темы. Частью развлекательной программы, предложенной пфальцграфу Фредерику по случаю его женитьбы на дочери Якова I, была научная дискуссия, уж не помню на какую философскую тему, между хранителем королевской печати лордом Уильямсом и группой кембриджских логиков. Представьте себе, что скажет нынешний властитель, если университетские ученые предложат ему развлечься подобным образом!

Лица королевской крови были не одиноки в своей любви к интеллектуальным удовольствиям. В Елизаветинскую эпоху любая леди и любой джентльмен среднего культурного уровня могли при необходимости поучаствовать в исполнении мадригала или мотета. Те, кому знакома невероятная сложность и утонченность музыки XVI века, поймут, что это значит. Даже простолюдины выбирали для себя развлечения, требующие известной сообразительности, неординарности и личной инициативы. Они слушали, к примеру, «Отелло», «Короля Лира» и «Гамлета» — очевидно, с интересом и пониманием. Они пели и играли на музыкальных инструментах. Крестьяне год за годом исполняли привычные обряды: весной и летом это были танцы, зимой — пантомимы, осенью — праздник урожая. Их удовольствия были умными и живыми, и люди сами прилагали усилия к тому, чтобы себя развлечь.

Мы все это изменили. На место старых удовольствий, требующих ума и личной инициативы, мы поставили гигантские организации, снабжающие нас готовой развлекательной продукцией — продукцией, не требующей от искателей удовольствий ни личного участия, ни сколько-нибудь заметного интеллектуального напряжения. Миллионы кинотеатров потчуют публику одной и той же пресной галиматьей. Третьеразрядные писатели и драматурги существовали всегда, однако в прошлом их произведения быстро умирали, не пересекая границ города или страны, в которых родились на свет. Сегодня произведения бездарных сценаристов распространяются из Лос-Анджелеса по всему миру. От бесчисленных зрителей не требуется никаких душевных усилий, никакого участия — они должны только сидеть и пялиться на экран.

Нужна ли жителям демократических стран музыка? В прежние времена они создавали ее сами. Теперь им достаточно просто включить граммофон. А если они захотят литературы, для этого есть Пресса. Конечно, номинально Пресса существует ради того, чтобы поставлять информацию. Но в действительности ее задача состоит в том, чтобы занимать людей, не требуя от них ни малейшего усилия и не отягчая их разум ни единой мыслью. Следует признать, что эту задачу она выполняет с исключительным успехом. Вы можете много лет подряд прочитывать по две газеты в каждый будний день и еще одну по воскресеньям, ни разу не столкнувшись с необходимостью пошевелить мозгами и вообще хоть немного сосредоточиться — достаточно просто скользить не слишком внимательным взглядом вдоль печатных столбцов.

В отдельных слоях общества все еще пользуются популярностью виды спорта, которые требуют от человека личного участия. Очень многие представители среднего и высшего класса играют в гольф и теннис, а те, кто побогаче, стреляют птиц, охотятся на лис и катаются на лыжах в Альпах. Но огромные массы населения даже спортом занимаются опосредованно, предпочитая наблюдение за футбольным матчем тяготам и опасностям самой игры. Это правда, что во всех слоях еще танцуют — но танцуют, повсеместно совершая одни и те же движения под одни и те же мелодии. Из танца сейчас тщательно вытравлены все следы как местного, так и индивидуального своеобразия.

Эти пассивные удовольствия, эти готовые развлечения, одинаковые для всех обитателей западного мира, безусловно, представляют собой грозную опасность для нашей цивилизации. В рабочие часы подавляющее большинство людей уже занято выполнением чисто механических задач, а теперь и в часы досуга мы прибегаем к развлечениям, столь же стандартизованным и требующим столь же мало ума и инициативы. Прибавьте такой досуг к такой работе и получите в сумме безупречно пустой день, дотянуть до конца которого — уже огромное облегчение.

Отравляя себя подобным образом, наша цивилизация легко может докатиться до преждевременного маразма. С душой и мозгами, атрофировавшимися из-за бездействия, не умеющее развлечь себя и настолько закормленное штампованными развлечениями, что задеть его за живое способна лишь все более явная демонстрация насилия и жестокости, демократическое общество будущего рискует заболеть смертельной хронической скукой. Вполне вероятно, что оно пойдет по пути древних римлян — римлян, которые в конце концов тоже, в точности как мы сейчас, потеряли способность себя развлекать; римлян, которые, подобно нам, тоже стали жить на готовых развлечениях, не принимая в их организации никакого участия. Невыносимая скука заставляла их требовать все больше гладиаторов, все больше слонов, умеющих ходить по канату, все больше экзотических животных, которых можно зарезать на глазах у публики.

Наше общество требует неменьшего, однако, благодаря существованию немногих идеалистов, не получает всего, чего ему хочется. Самыми жестокими видами развлечений сейчас наслаждаются лишь тайно; чтобы удовлетворить свою тягу к убийствам и кровопролитию, вы должны стать членом ку-клукс-клана. Впрочем, не следует отчаиваться: скорее всего, мы еще увидим, как кровь течет по арене ипподрома. Обуздание людей, жаждущих любой ценой заглушить скуку, может оказаться непосильной задачей даже для идеалистов.

Нашел в "Эсквайере" - http://esquire.ru/aldous-huxley
The brilliant text of Aldous Huxley about what we consider to be our pleasures and entertainments. It was written 91 years ago and is undoubtedly very relevant now.

The dangers that truly threaten our civilization are hardly external in nature. These are not insane politicians, not wars, and bankruptcies that they do not generate. Much more alarming are the dangers that threaten her from within - they threaten not so much health and property as the very consciousness of a modern person.

In my opinion, of all the various poisons that our civilization is slowly synthesizing in its own womb, there is hardly a more potent than a strange and terrible phenomenon, commonly referred to by the term “pleasure” (I quote this word to indicate that I’m not talking about real pleasure, but about the forms of organized leisure that are common in our society). Like any other person in their right mind and with a normal psyche, I hate to work. But I would rather agree to sit out for eight hours a day at the bureaucratic table than to be doomed to a life full of “pleasure”.

There was a time when entertainment required some mental effort from people. For example, in the 17th century, members of royal families and their close associates received true pleasure listening to the speeches of erudite preachers (say, Dr. Donna) and disputes on theological and metaphysical topics. Part of the entertainment program proposed by the Palatine Frederic on the occasion of his marriage to the daughter of Jacob I, was a scientific discussion, I don’t remember what philosophical topic between the royal press keeper Lord Williams and a group of Cambridge logicians. Imagine what the current ruler will say if university scholars invite him to have fun in this way!

The faces of royal blood were not alone in their love of intellectual pleasures. In the Elizabethan era, any lady and any gentleman of a secondary cultural level could, if necessary, participate in the performance of a madrigal or motet. Those who know the incredible complexity and sophistication of 16th century music will understand what that means. Even commoners chose entertainment for themselves, requiring a certain ingenuity, ingenuity and personal initiative. They listened, for example, to Othello, King Lear and Hamlet, obviously with interest and understanding. They sang and played musical instruments. Peasants performed the usual rituals year after year: in the spring and summer it was dancing, in the winter - pantomimes, in the autumn - the harvest festival. Their pleasures were smart and lively, and people themselves made efforts to entertain themselves.

We all changed that. In place of the old pleasures that require intelligence and personal initiative, we have set up gigantic organizations supplying us with finished entertainment products - products that do not require pleasure seekers either personal involvement or any noticeable intellectual stress. Millions of cinemas treat the audience with the same fresh nonsense. Third-rate writers and playwrights have always existed, but in the past their works quickly died without crossing the borders of the city or country in which they were born. Today, the works of mediocre screenwriters are distributed from Los Angeles around the world. Countless viewers are not required any mental effort, no participation - they only have to sit and stare at the screen.

Do residents of democracies need music? In the old days, they created it themselves. Now they just need to turn on the gramophone. And if they want literature, there is the Press for that. Of course, nominally the Press exists to supply information. But in reality, her task is to keep people busy, not demanding the least effort from them and not aggravating their mind with a single thought. It must be recognized that it performs this task with exceptional success. You can read two newspapers for many years in a row every weekday and one more on Sundays, never having to face the need to move your brains and even concentrate at least a little - just slide your not too careful look along the printed columns.

In certain sections of society, sports that require a person to participate personally are still popular. A lot of middle and upper class people play golf and tennis, while those who are richer shoot birds, hunt foxes and ski in the Alps. But the vast masses of the population even engage in sports indirectly, preferring to watch a football match to the burdens and dangers of the game itself. It is true that they still dance in all layers - but they dance, everywhere performing the same movements to the same melodies. All traces of both local and individual identity are carefully etched from the dance.

These passive pleasures, these ready-made entertainments, the same for all the inhabitants of the Western world, undoubtedly represent a formidable danger to our civilization. During business hours, the vast
У записи 60 лайков,
9 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Alexander York

Понравилось следующим людям