Гордость и трагическая концовка Сегодня по дороге домой...

Гордость и трагическая концовка

Сегодня по дороге домой вынужден был одним глазом смотреть фильм по общепоездному ТВ. Сначала, я практически был уверен (глядеть-то я глядел, а вот наушники не включал), что это «Гордость и предубеждение». Знакомые сцены, антураж, типажи. К середине, когда из любопытства все же включил звук, оказалось – угадал, но только частично, это фильм не по Джейн Остин, а о ней. Окэй. История ее трагической любви, антураж эпохи Регентства и трагическая фраза в конце. Последнее что мы видим, это слова о том, что ни Джэйн, ни ее сестра так и не вышли замуж.
Подумалось… Поистине, в трагических концовках есть свое не то чтобы величие, свой смысл. Конечно, они не заставят «задуматься оставшихся в живых». Нет никакого смысла «убивать героев, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных». Но… трагические концовки, вообще трагическое развитие сюжета, заставляют нас почувствовать себя умными, а проблемы простыми. Мы мысленно кричим: «Скажи ей об этом письме! Она все равно узнает. Объясни ей сейчас!» или «Ну, поцелуй его, ты будешь всю свою жизнь жалеть если не сделаешь этого!» Вдоволь накричавшись, посмотрев трагические кадры в финале, мы встаем с чувством того, что стали мудрее, рассудительнее, как минимум с чувством того, что наши проблемы не уникальны, и вообще приближены к разрешению. А еще после просмотра трагической концовки мы каждый раз решаем начать новую жизнь. Прямо завтра. Да-да.
Pride and the tragic ending

Today, on the way home, I was forced to watch a movie on the train TV with one eye. At first, I was almost sure (I looked, I didn’t turn on the headphones) that it was “Pride and Prejudice”. Familiar scenes, surroundings, types. By the middle, when out of curiosity he still turned on the sound, it turned out - he had guessed, but only partially, this film was not about Jane Austen, but about her. Okay. The story of her tragic love, the surroundings of the era of the Regency and the tragic phrase at the end. The last thing we see is the words that neither Jane nor her sister have ever married.
Thought ... Truly, in the tragic endings there is not so much greatness, its own meaning. Of course, they will not make the “survivors think”. There is no point "killing heroes to touch the cold and stir up the indifferent." But ... the tragic endings, the generally tragic development of the plot, make us feel smart, and the problems are simple. We mentally shout: “Tell her about this letter! She will find out anyway. Explain to her now! ” or "Well, kiss him, you will be sorry all your life if you do not!" Having shouted enough, having watched the tragic shots in the finale, we get up with the feeling that we have become wiser, more judicious, at least with the feeling that our problems are not unique, and in general are close to resolution. And after watching the tragic ending, each time we decide to start a new life. Right tomorrow. Yes Yes.
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Крылов

Понравилось следующим людям