От Шмулика Недельная глава "Ноах". Беседа первая. (Публикуется...

От Шмулика

Недельная глава "Ноах". Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе в Субботу недельной главы "Брейшис" 5713 (1952) года.
Вступление переводчика.

В недельной главе "Ноах" рассказывается о потопе - одном из немногих событий, полностью изменивших жизнь на Земле. Потоп стал наказанием предшествующим ему поколениям за совершенные ими поступки. Впрочем, потоп не был лишь наказанием. Внутренняя Тора объясняет, что он также был направлен на очищение мира.

* * *
Ребе неоднократно подчеркивает, что любой фрагмент Торы, в том числе содержащиеся в ней описания исторических событий, может и должен быть использован в качестве наставления для каждого еврея лично, в какое бы время и в каком бы месте он ни находился.

Иногда наставление, заложенное в словах Торы, "лежит на поверхности". Для того, чтобы понять, какое отношение к нынешнему еврею имеют изложенные в Торе заповеди, нет необходимости в анализе. Соблюдение заповедей сегодня происходит в той же форме, что и две, и три тысячи лет назад. В исполнении воли Все-вышнего современные евреи обязаны не меньше, чем их самые далекие предки. Многие другие разделы Торы нуждаются в пристальном изучении для осмысления того, что говорят они нам, живущим в конце двадцатого века.

Одной из главных задач главы поколения - ребе - и является разъяснение, раскрытие того, как Тора обращена к поколению, какое наставление дает современным евреям.

Возможность раскрыть связь между каждой деталью содержания Торы и проблемами, занимающими нас сегодня, дает внутренняя Тора. Параллель между потопом-очищением и миквой (ритуальным бассейном, в котором принято очищать себя, погружаясь в него перед молитвой) дает возможность уловить в строках Торы нечто, в полной мере относящееся к каждому из нас.

* * *
Кто-то сравнил жизнь человека с многослойным тортом. Слои светлого сладкого бисквита чередуются в нем со слоями горького черного шоколада. Нет такого, чья жизнь состояла бы из одних радостей. Иногда, переживая, не дай Б-г, тяжелые неприятности, мы уверены, что Судьба обратилась с нами зло... И часто, к собственному удивлению, спустя некоторое время обнаруживаем, что казавшееся абсолютным злом содержало в себе добро.

Иногда неприятность оборачивается радостью: благодаря произошедшему мы избегаем событий безмерно более трагических или, пройдя через опасность, приходим к разрешению проблемы, поднимающему нас на бесконечно более высокий уровень в духовной или материальной жизни. Иногда же, и именно об этом ребе ведет речь в беседе, оказывается, что то, что происходило с нами, обременяло нас, лишало человеческого лица, было направлено Все-вышним на то, чтобы очистить, освободить нас от уродливых качеств, которыми мы до этого обладали, и избавиться от которых, минуя свалившиеся на нас неприятности, не могли.

Так, часто человек, переживший службу в Советской Армии (продолжая вспоминать о ней с понятным отвращением), утверждает, что эти два или три года, наполненные разнообразными и сильными неприятными эмоциями, сыграли в его жизни большую положительную роль. Часто (и в наибольшей степени это имеет отношение к тем, кто вырос в интеллигентной семье и, может быть, был в ней единственным и любимым ребенком), именно служба в армии, которой никто из нас, уверен, не пожелал бы своим детям, освобождает от немыслимого груза надуманных, наносных и никому не нужных представлений о себе и мире - о жизни.

То же самое можно сказать и о недоброй памяти работе в колхозе, и о стоянии в очередях (если кто-то еще способен все это помнить). То же самое имеет отношение к заботам о заработке.

Человек, стоящий в очереди за хлебом, лишен индивидуальности. Он всего лишь один из многих. Очереди глубоко наплевать, какими интеллектуальными достоинствами он обладает, в какой степени тонки его чувства. Но Все-вышний поставил его в эту очередь не случайно. Очень может быть, что, пройдя через это, он, наконец, сможет понять: то, что не смогло проявиться в нем в эти минуты, - не было нужно, не являлось сущностным, главным. Может быть, это станет для него толчком к пониманию действительно важного - другого.

Тора говорит о величайшем значении качества "битуль" - способности человека не ощущать собственного существования пред лицом Все-вышнего. Один из хасидских ребе обозначил значение битуля в жизни еврея ярким афоризмом: "Человек - целый мир, если этот мир полон собой, то он очень мал, в нем нет места для Б-га; если же пуст, то этот мир становится огромен, он вмещает самогО Все-вышнего". В этом, собственно, и состоит смысл существования еврея, - раскрыть в себе б-жественное начало, "впустить в себя" Б-жественность. Но "Я и он - не можем жить вместе!" - Б-жественность не может раскрываться в наполненном личностностью сосуде, - не настоящей личностностью - б-жественностью, представляющей из себя сущность еврея, а псевдоличностностью - ощущением собственного, отдельного от Все-вышнего существования.



- 1 -

В книге "Тэйро Эйр", в том месте, где она комментирует недельный раздел Ноах, объясняется, что Потоп был не только наказанием, но повлек за собой очищение мира. Перед тем как произошел Потоп, Земля была нечиста, Потоп же привел к ее очищению. Поэтому Потоп длился 40 дней, и этим подобен микве, которая для того, чтобы обладать способностью к очищению, согласно Закону, должна содержать не менее 40 сеа [около 2 кубических метров] воды.

Это сравнение - не является открытием автора "Ликутей Тейро" - Алтер ребе. В различных разделах Торы, в том числе письменной Торы, например, в книге пророка Иешайогу, потоп именуется "Мей Неах" [здесь: "Воды успокоения" - имя Ноах, в переводе означает "успокоение", "воды Ноаха" - "воды успокоения"].

Подобное этому можно отметить в отношении трудностей и волнений, порождаемых заботами о заработке. Такие заботы в Торе называются "Маим рабим" - "великие воды" [о чем подробно раскрывается в "Тэйро Эйр"]. Эти воды отмывают, отчищают от человека имеющиеся у него дурные черты и, в конечном итоге, приводят его к "нейхо д'рухо" - "успокоению духа".

- 2 -

Какова же связь между заботами о пропитании, потопом и миквой?

Внутреннее содержание окунания в микву - аннулирование человеком собственного существования. В разделе книги "Яд аХазака", посвященном законам микв [глава 11, закон 12], Рамбам формулирует это словами: "...чтобы окунулся в воды чистого разума". Миква должна содержать не менее 40 сеа [примерно двух кубических метров] воды для того, чтобы тело могло быть погружено в микву целиком [окунание в микву заключается в погружении тела в воду один или несколько раз, таким образом, чтобы оно было полностью скрыто под водой, не касаясь стенок миквы, - чтобы вода окружила тело целиком].

[Будучи написано на иврите,] слово "твило" (окунание) состоит из тех же букв, что и слово "абитуль" (самоотрицание, самоаннулирование). Погружение в святую воду миквы, таким образом, чтобы из воды не было видно человека, чтобы сверху не показался даже волос, полное исчезновение человека, приводит к достижению им высокой степени битуля, делает его сосудом для Б-жественности.

В том же заключается внутреннее содержание проблем, с которыми каждый из нас сталкивается в повседневной жизни, занимаясь обеспечения себя и своей семьи парносой - пропитанием. На некоторое время приводя человека в непродуктивное, тревожное, обезличенное состояние, нивелируя его индивидуальность, побуждая к выходу из собственной индивидуальности, полному самоаннулированию, эти проблемы, в результате, поднимают человека к тому, что он становится сосудом для Б-жественности.

- 3 -

И, поскольку, посылая на Землю потоп или создавая положение, когда мы вынуждены заботиться о поисках пропитания, Все-вышний, не дай Б-г, не имеет намерения наказать, а желает очищения Творения, понятно, что все неприятности, заботы и проблемы могут исчезнуть в одно мгновение, если человек душой своей воспримет то, ради чего они посланы, постигнет внутреннее содержание этих проблем и придет к "нейхо" - успокоению в материальном и духовном вместе.
From Shmulik

Weekly chapter of Noah. The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from an interview with the Rebbe on Saturday of the weekly chapter "Breishis" 5713 (1952).
Entry of the translator.

The weekly Noach chapter talks about the Flood, one of the few events that completely changed life on Earth. The flood became a punishment for the generations preceding it for their actions. However, the flood was not only a punishment. The inner Torah explains that it was also aimed at purifying the world.

* * *
The Rebbe repeatedly emphasizes that any fragment of the Torah, including descriptions of historical events contained in it, can and should be used as instruction for each Jew personally, no matter what time and in whatever place he is.

Sometimes the instruction embedded in the words of the Torah "lies on the surface." In order to understand how the commandments set forth in the Torah relate to the present Jew, there is no need for analysis. The observance of the commandments today takes place in the same form as two and three thousand years ago. In fulfilling the will of the Almighty, modern Jews owe no less than their most distant ancestors. Many other sections of the Torah need careful study to understand what they say to us living in the late twentieth century.

One of the main tasks of the head of the generation - the Rebbe - is to clarify, disclose how the Torah is addressed to the generation, what instruction gives modern Jews.

The opportunity to reveal the connection between each detail of the content of the Torah and the problems that concern us today is provided by the inner Torah. The parallel between the flood-cleansing and the mikva (a ritual pool in which it is customary to cleanse oneself by immersing in it before prayer) makes it possible to catch in the lines of the Torah something that is fully relevant to each of us.

* * *
Someone compared a person’s life to a multi-layer cake. Layers of light sweet biscuit alternate in it with layers of dark chocolate. There is no one whose life would consist of joys alone. Sometimes, worrying, God forbid, serious troubles, we are sure that Fate has done evil to us ... And often, to our own surprise, after a while we find that what seemed to be absolute evil contained good.

Sometimes a nuisance turns into joy: thanks to what happened, we avoid events immeasurably more tragic or, having gone through danger, we come to a solution to the problem that raises us to an infinitely higher level in spiritual or material life. Sometimes, and it is precisely this rebbe that is discussed in the conversation, it turns out that what happened to us burdened us, deprived the human face, was directed by the Almighty to cleanse, free us from the ugly qualities that we they had this, and they could not get rid of them, bypassing the troubles that fell on us.

So, often a person who has survived service in the Soviet Army (continuing to remember it with obvious disgust), claims that these two or three years, filled with diverse and strong unpleasant emotions, played a big positive role in his life. Often (and to the greatest extent this relates to those who grew up in an intelligent family and, perhaps, were the only and beloved child in it), it is military service that none of us, I am sure, would wish for our children, exempts from the unthinkable burden of far-fetched, superficial and useless ideas about oneself and the world - about life.

The same can be said about the bad memory of working on a collective farm, and about standing in lines (if someone else is able to remember all this). The same applies to earnings concerns.

A person standing in line for bread is devoid of personality. He is just one of many. The queues do not give a damn about what intellectual advantages he possesses, to what degree his feelings are subtle. But the Almighty put him in this queue not by chance. It may well be that, having gone through this, he will finally be able to understand: that which could not appear in him at that moment was not necessary, was not essential, the main thing. Maybe this will become an impetus for him to understand the really important - another.

The Torah speaks of the greatest importance of the quality of “bitul” - the ability of a person not to feel his own existence in the face of the Supreme. One of the Hasidic Rebbe outlined the meaning of bitul in the life of a Jew with a bright aphorism: "A person is a whole world, if this world is full of itself, then it is very small, there is no place for Gd; if it is empty, then this world becomes huge, it accommodates the very Almighty. " This, in fact, is the reason for the existence of a Jew - to reveal the divine principle within oneself, to “let in” Divine divinity. But "I and he - cannot live together!" - Divinity cannot be revealed in a vessel filled with personality — not a real personality — divinity, which is the essence of a Jew, but pseudo-personality - a feeling of one’s own, separate from the Supreme existence.



- 1 -

In the book Teyro Air, in the place where she comments on the week
У записи 14 лайков,
2 репостов,
535 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям