От Шмулика Недельная глава "Хаей-Соро". Беседа первая. (Публикуется...

От Шмулика

Недельная глава "Хаей-Соро". Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе на в субботу недельной главы "Хайей Сора", 5713 (1952) года.

- 1 -

В недельной главе "Хаей Соро" впервые с начала Пятикнижия рассказывается об обручении и свадьбе - обручении и свадьбе Ицхока. (Мидраш указывает на место в Торе, где намекается на свадьбу Адама и Хавы, однако это всего лишь заключенный в нескольких словах намек).

Когда слуга Авроома Элиезер явился, выполняя приказ Авроом-овину найти невесту для его сына в Арам-Наараим, он сказал: "...пришел я сегодня". Комментарий Раши объясняет: "сегодня вышел [Элиезер из дома Авроома] и сегодня же пришел". Дорога была сокращена для Элиезера Все-вышним, [подобно тому, как в разные времена Все-вышний дарил праведникам чудо, делая так, что, выходя из одного места в другое, они моментально оказывались у цели].

Зачем Все-вышний сократил дорогу Элиезера, и с какой целью Элиезер рассказал об этом? На подобный вопрос можно дать два ответа. (Вторым из дающихся ответов будет ответ хасидский. Он, заодно, даст нам возможность постигнуть степень глубины проникновения в суть вопроса и душевность, которую дает именно хасидское объяснение).

- 2 -

а) [Первое объяснение].

Отправляя Элиезера в Арам-Наараим [для того, чтобы там, в месте рождения Авроома, Элиезер нашел невесту для сына Авроома - Ицхока], Авроом-овину вручил ему завещание на все принадлежавшее ему имущество. Составляя документ, надо было каким-то образом поступить с указанием его даты.

Указать дату более раннюю, нежели дата дня, когда Элиезер вручил бы документ тем, кому он предназначался, - обозначить на завещании дату отправления Элиезера в путь? Но зачем было Авроому отказывать свое имущество на 17 дней раньше, чем Элиезер пришел бы на место? Законодательное решение Мишны: "Обязан человек беспокоиться о своем имуществе", - исключает подобный поступок со стороны праведника Авроома. [Подобный шаг - составление завещания,] передача имущества, были необходимы для того, чтобы позволить Ицхоку обручиться с будущей невестой. Однако это не должно было быть достигнуто за счет отказа Авроом-овийну от своего имущества на 17 дней раньше срока, когда это было бы неизбежно необходимо.

С другой стороны, указав дату более позднюю, чем срок написания завещания, Авроом-овийну создал бы документ, который Талмуд называет "ш'тар мэухор (документ, помеченный датой более поздней, нежели срок его составления)". Такой документ, с точки зрения минимальных требований Закона, кошерен, однако тут "не все гладко", поэтому Авроом-овийну все же решил указать на завещании дату дня, когда Элиезер был отправлен в дорогу.

Именно по этой причине дорога Элиезера была сокращена. Он достиг Арам-Наараим в тот же день, когда вышел из дома Авроома. Все-вышний сделал чудо для того, чтобы имущество Авроома не вышло из его владения раньше необходимого срока.

Достигнув Арам-Наараим, Элиезер опасался, что Б'суэль и Ловон, [родственники Авроома, отец и брат будущей невесты Ицхока - Ривки, соответственно] попросят его объяснить, почему Авроом указал в завещании число более позднее, нежели дата составления завещания, ведь подобный документ называется "штар мэухор", а для Авроом-овину, величайшего праведника поколения, составление "штар мэухор" выглядит как прямая ложь. Предупреждая подобный вопрос, Элиезер заявил: "Не ищите в документе противоречий! Сегодня вышел я от Авроом-овийну и сегодня же пришел".

б) [Второе объяснение].

Написано в Мидраше, что Ривка в доме Б'суэля жила "как роза среди шипов". Именно среди шипов растет роза. Более того, шипы защищают ее, и необходимо найти оправдание тому, что цветок срезают с розового куста, ведь именно ради розы садовник ухаживает за кустом, поливает его, давая, таким образом, жизненность и шипам.

Когда Ривке исполнилось три года и один день, она стала готова для того, чтобы выйти замуж за Ицхока. И то, что Ривка подросла, являлось достаточным основанием для того, чтобы связать ее со святостью и забрать из места, где ее существование было подобно существованию "розы между шипами". Авроом-овийну сразу почувствовал необходимость этого и сказал Элиезеру: "В землю мою, на родину мою пойди и возьми жену для сына моего Ицхока!"

Если бы Все-вышний не сократил путь Элиезера, Ривка оставалась бы в доме Лавана и Б'суэля лишнее время. И поскольку отправить Элиезера в дорогу для того, чтобы он забрал Ривку "из среды шипов" раньше, чем Ривке исполнилось три года и один день, было невозможно, поэтому Все-вышний сделал чудо и сократил дорогу рабу Элиезеру, для того, чтобы Ривка не задержалась в доме Лавана и Б'суэля.

Когда Элиезер достиг Арам-Наараим, он понял, что Лаван и Б'суэль попросят, чтобы Ривка осталась с ними на некоторое время. (Так и случилось: "Пускай побудет с нами девушка [еще] год или десять месяцев", - заявили Б'суэль и Лаван). И тогда Элиезер ответил им: "Сегодня..." - Знайте, что я явился ради дела, которое не терпит промедления. Каждая секунда дорога, и доказательством этому служит то, что "сегодня я вышел в дорогу и сегодня же пришел", - ради того, чтобы я мог побыстрее забрать от вас Ривку, Все-вышний сотворил чудо!

- 3 -

Этот рассказ, как и все остальные рассказы, изложенные в Торе, дает нам и всем поколениям наставление, как сказано: "Деяния отцов - знак для сыновей".

То, как чудом была сокращена дорога Элиезеру для того, чтобы Ривка не осталась лишнюю секунду в доме Б'суэля, - знак для нас. Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды.

Египетское рабство - источник всех изгнаний, и, как сказано про освобождение евреев из Египта: "Беэцем айейм йоцу... ([дословно: - "в суть дня вышли [из Египта]"), - и объясняет "Мехильта": "Не задержал их Все-вышний ни на миг!" Точно так же, во время наступления будущего Освобождения, когда (согласно пророчеству Михи) "... как в дни выхода из Египта покажу ему чудеса", надо лишь завершить последние мелкие приготовления к Освобождению, довести до полного завершения работу по переборке и очищению мира, и когда будет она закончена полностью, вскоре в наши дни произойдет полное Освобождение нас Машиахом, праведником нашим!
From Shmulik

The weekly chapter of Hai-Soro. The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from the Rabbi’s conversation on Saturday of the weekly chapter of “Hayeya Sora”, 5713 (1952).

- 1 -

For the first time since the beginning of the Pentateuch, the weekly chapter of Haii Soro tells of the betrothal and the wedding — the betrothal and the wedding of Yitzchok. (Midrash points to a place in the Torah where he hints at the wedding of Adam and Hava, but this is just a hint enclosed in a few words).

When the servant of Avroom, Eliezer appeared, obeying the order of Avroom-ovin to find a bride for his son in Aram-Naaraim, he said: "... I came today." Rashi’s commentary explains: “Today [Eliezer came out of the house of Auroom] and today came.” The road was shortened for Eliezer the All-Almighty, [just as at different times the All-Almighty gave the righteous a miracle, making it so that, leaving one place to another, they would instantly be on target].

Why did the Almighty shorten Eliezer’s road, and for what purpose did Eliezer talk about it? There are two answers to this question. (The second of the answers given will be the Hasidic answer. It, at the same time, will give us the opportunity to comprehend the degree of penetration into the essence of the issue and the sincerity that the Hasidic explanation gives).

- 2 -

a) [First explanation].

Sending Eliezer to Aram-Naaraim [so that there, at the birthplace of Avroom, Eliezer would find a bride for Avroom’s son, Yitzhok], Avroom-ovina handed him a will on all his property. When compiling the document, it was necessary to somehow act with an indication of its date.

Indicate a date earlier than the date of the day when Eliezer would have handed the document to those to whom he was intended - to indicate on the will the date of departure of Eliezer on the road? But why would Aurora deny his property 17 days earlier than Eliezer would have arrived? Mishna’s legislative decision: “A person is obliged to worry about his property,” excludes a similar act on the part of the righteous Avroom. [A similar step is to make a will,] the transfer of property was necessary in order to allow Yitzhok to become engaged to the future bride. However, this should not have been achieved by Avroom-oviynu's refusal of his property 17 days ahead of schedule, when it would have been inevitably necessary.

On the other hand, specifying a date later than the deadline for writing the will, Avroom-oviyinu would create a document that the Talmud calls "sh'tar meuhor (a document marked with a date later than the deadline for its preparation)." Such a document, from the point of view of the minimum requirements of the Law, is kosher, however, “everything is not going smoothly”, therefore Avroom-oviyinu nevertheless decided to indicate on the will the date of the day when Eliezer was sent on the road.

It was for this reason that Eliezer's road was shortened. He reached Aram-Naaraim the same day that he left the house of Auroom. All-Almighty did a miracle so that the property of Auroom did not come out of his possession ahead of schedule.

Having reached Aram-Naaraim, Eliezer was afraid that B'suel and Lovon, [relatives of Avroom, father and brother of Yitzhok’s future bride - Rivka, respectively] would ask him to explain why Avroom indicated in the will a date later than the date of the will, because the document is called “star meuhor”, and for Avroom-ovin, the greatest righteous generation, the compilation of “star meuhor” looks like a direct lie. Anticipating a similar question, Eliezer said: "Do not look for contradictions in the document! Today I went out from Avroom-oviina and today I came."

b) [Second explanation].

It is written in Midrash that Rivka in B'suel’s house lived "like a rose among thorns." It is among the thorns that a rose grows. Moreover, the thorns protect it, and it is necessary to justify that the flower is cut from the rose bush, because it is for the sake of the rose that the gardener takes care of the bush, watering it, thus giving vitality to the thorns.

When Rivka was three years old and one day, she became ready to marry Yitzchok. And the fact that Rivka grew up was sufficient reason to associate it with holiness and take it away from the place where its existence was like the existence of a "rose between thorns." Avroom-oviina immediately felt the need for this and said to Eliezer: "Go to my land, to my homeland and take a wife for my son Isaac!"

If the Almighty did not shorten the path of Eliezer, Rivka would remain in the house of Laban and B'suel for extra time. And since sending Eliezer on the road so that he took Rivka “out of the spikes” earlier than Rivka was three years old and one day, it was impossible, therefore the Almighty did a miracle and reduced the way to slave Eliezer so that Rivka would not lingered in the house of Laban and B'suel.

When Eliezer reached Aram-Naaraim, he realized that Laban and B'suel would ask Rivka to stay with them for a while. (And so it happened: “Let the girl stay with us for a year or ten months,” said B'suel and Laban). And then Eliezer answered them: “Today ...” - Know that I have come for the sake of a case that does not suffer delay. Every second is precious, and proof of that
У записи 12 лайков,
3 репостов,
347 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям