РАББИ МЕНАХЕМ-МЕНДЛ ШНЕЕРСОН ШЛИТА ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ Сущность Хасидизма...

РАББИ МЕНАХЕМ-МЕНДЛ ШНЕЕРСОН ШЛИТА ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ

Сущность Хасидизма

В праздничные и субботние дни во время гитваадуйот(хасидских собраний) Любавичский Ребе выступает с изложением различных вопросов хасидизма. Настоящая статья – отрывок из речи Ребе 19 Кислева 5726 года (1965), который был опубликован в первом томе сефер гаарахим Хабад, а также издан отдельной брошюрой.

Об учении хасидизма и о том, что нового оно внесло в философию иудаизма, написано очень много. Вот лишь некоторые из обычно приводимых объяснений и определений.

«Баал Шем Тов[1] начал свою деятельность в период, когда еврейский народ в духовном отношении находился в состоянии, сравнимом с обморочным[2]. Деятельность Баал Шем Това и распространение учения хасидизма привели народ к пробуждению».

«Хасид исполняет более, чем предписано».

«Хасидизм обращает естественное в Б-жественное в душе человека». И, по выражению Старого Ребе[3], он изменяет «саму природу духовных сил человека».

«Хасидизм впервые сделал для каждого человека возможным постижение Б-га, независимо от того, одарен ли он необыкновенно возвышенной душой и сумел ли достичь высокой ступени духовного развития».

В дальнейшем станет ясно, что хасидизм невозможно рассматривать как совокупность частностей, ибо он представляет собой нечто единое и цельное. И так как выше были приведены весьма разнообразные его описания (а это лишь часть из них), мы вынуждены прийти к выводу, что не ими определяется подлинная сущность хасидизма, а все перечисленное лишь «плоды и ветви сущности», т. е., различные ее проявления.

Сущность хасидизма заключается в привлечении к миру нового Света Эйн Софа Баруг Гу[4] - глубокой Сущности Б-га, которая настолько не имеет отношения к творению и сотворенному, что Б-г уже не является ни объектом и ни субъектом познания. И так как Эйн Соф – Сущность, а хасидизм является привлечением Света (т. е., распространения влияния) Эйн Софа, то мы должны сказать, что все приведенные выше объяснения сущности хасидизма являются лишь различными формами выражения Сущности.

Все, что сказано об учении хасидизма, равным образом относится и ко всем отдельным частям Торы. Тора включает в себя все возможные виды добра и совершенства, проявляющиеся в мире. Полнота истины и совершенства – в ее предписаниях и в ее моральном учении Созданные же людьми моральные системы – это смешение добра и зла, истины и заблуждения, и все, что в них истинно, своими истоками восходит к Торе.

По отношению к другим областям знания Тора – мудрость высшего порядка. Она – «разум и мудрость нашего народа перед лицом всего мира». Более того, от детального исполнения всех ее заповедей зависит постоянное оживление Б-гом мира (в том числе и высших духовных миров, предшествующих нашему).

Но не в этом сущность Торы. Сущность ее – абсолютное единство со Светом Эйн Софа. По сравнению с Ним существование мира равно несуществованию. То же можно сказать и о Торе. И поэтому невозможно видеть значение Торы в том, что с ней связано существование миров, так как по сравнению с ней миры как бы не существуют. Но в силу своей сущности, единства со Светом Эйн Софа Барух Гу, Тора несет в себе все вероятности добра и совершенства, проявляющиеся в мире, и от нее зависит его (мира) оживление и пр.

И хотя глубочайшая сущность всех частей Торы в их единстве со Светом Эйн Софа, прежде всего это относится к учению хасидизма.

Во всех остальных частях Торы простая сущность Б-га Эйн Соф облечена в формальный рисунок, и этот рисунок определяет и выражает сущность данной части Торы. В каждой части Торы (пшат, ремез, друш, сод)[5] такой рисунок (те форма и предмет изложения) заслоняет простоту облеченного в него Эйн Софа, – что подобно действию одеяния[6], не поддающегося смене Хасидизм не связан ни с каким определенным рисунком Рисунки, с помощью которых он раскрывает различные аспекты вопросов, подобны одеждам, поддающимся смене, и поэтому хасидизм объединяет все четыре части Пардеса[7] и их оживляет, как мы это далее подробно рассмотрим Таким образом, в хасидизме рисунок не заслоняет вполне простоту облеченного в него Эйн Софа.

Сущность учения хасидизма можно вывести из сущности Машиаха[8]. Так как «по вознаграждению, связанному с исполнением заповеди, можно узнать о ее сущности» и так как от распространения хасидизма зависит приход Машиаха, то, познав сущность Машиаха, мы узнаем, в чем заключается сущность хасидизма.

С приходом Машиаха связаны события, которые должны совершенно изменить не только положение нашего народа освобождение народа (и Шехины[9]) из изгнания, всеобщее достижение мудрости и непосредственное постижение Творца, но и вообще облик всего мира Более того, изменения произойдут в глубине основ мира И хотя существует мнение, что приход Машиаха выразится лишь в достижении нашим народом независимости, это относится лишь к самому начальному периоду Из сказанного же в Реайя Меймана[10] можно понять, что эта сторона освобождения имеет отношение только к амей гаарец[11] и не касается талмидей хахамим[12].

С приходом Машиаха связано раскрытие Б-жественности на ступени, стоящей выше связи с природой, ибо во всем существующем будет ощутимо проявляться Б-жественное Имя[13] – «Я был, есть и буду» (одновременно), – не ограниченное временем и пространством, подобно тому, как это было в Иерусалимском Храме.

Все вышеописанное произойдет не только в нашем, но и во всех остальных мирах, ибо порядок верхних миров подобен порядку нижних. И так как с приходом Машиаха изменится общий и частный порядок мира, то же самое произойдет и в верхних мирах.

Однако все описанное, как бы оно не поражало и как бы не было возвышенно, представляет собой лишь «плоды и ветви» сущности Машиаха.

Сущность Машиаха в иехиде[14]. Как известно, Давид был связан со ступенью души, называемой нефеш (см сноску), Элиагу – со ступенью руах, Моисей – со ступенью нешама, Адам – со ступенью хайа, Машиах же связан с иехидой.

Иехида превосходит все четыре ступени души НаРНаХ[15] (в порядке пяти ступеней, на которые делится каждая душа) каждая из четырех НаРНаХ – отдельная ступень, иехида же – сущность души, стоящая выше разделения и множественности. И хотя от нее как сущности исходят четыре ступени НаРНаХ, – это не означает, что иехида относится к ним как источник или как «общее» к частному. Слово "Йехида" (Йихуд – единение) говорит о простом единстве, не имеющем ничего общего с частным даже в качестве источника, Йехида – глубочайшая сущность души, и от нее исходят четыре ступени НаРНаХ.

И, как в каждой отдельной душе иехида представляет собой ее глубочайшую сущность, так и в общем жизненном начале и душе всей Б-жественной Эманации, взятой в целом, имеющаяся в ней ступень иехиды есть глубокая животворность, которая стоит выше любого нашего представления о форме, от нее же ответвляются все частные ступени НаРНаХ общего потока Эманации.

Сущность животворности неограниченна, и ее неограниченность выражается в явлении вечности, так как она не поддается временным изменениям в силу самой неизменяемости сущности.

Со сказанным выше связано также явление бессмертия, которое будет иметь место с приходом Машиаха. Сейчас мир оживляет только та ступень Животворности, которая в нем распространяется. Поэтому существует смерть, так как протяжимое изменяемо – вплоть до прекращения и гибели. С приходом Машиаха оживляющим фактором станет сущность Животворности, сущность же неизменяема.

Но есть в этом различие и качественного характера, когда речь идет о совершенстве (совершенное ведет к совершенству) Когда мир оживит ступень иехиды и он начнет жить жизнью сущности, он неизбежно должен прийти к совершенству.

Как уже было сказано, исходя из «вознаграждения» (распространения) хасидизма, т е прихода Машиаха, мы узнаем о его (хасидизма) сущности все новое, что принес хасидизм – в Торе (включая раскрытие части сод), в служении человека Б-гу (превышение границ предписанного и изменение самой природы нравственного), в общей картине мира (пробуждение духовности мира из подобного «обморочному» состояния), – все это не какие-то отдельные новые явления, это функции нового вида животворности, который выражается в хасидизме – животворности иехиды И когда этот новый тип оживления начинает проявляться в мире (Баал Шем Тов и общее учение хасидизма, Мезерический Магид и др , и затем – Старый Ребе и хасидизм Хабад), – все существующее должно начать жить новой жизнью – жизнью, связанной с сущностью, что должно найти выражение в ряде новых явлений.

И поэтому учение хасидизма сравнивается с маслом (шемен) – символом тайны тайн.

Масло – символ эссенции всех вещей Из этого следует, что оно само как сущность ни к чему не причастно (ибо если бы оно было причастно к частному, оно не могло бы быть эссенцией всех вещей) Но будучи «сущностью» всего существующего, оно должно заключаться во всем.

И как все вопросы внутренней части Торы, сказанное находит выражение и в ее открытой (внешней) части, вплоть до практических ее предписаний с одной стороны, масло не смешивается с жидкостями, с другой – оно обладает всепроникающим свойством.

Хасидизм, сравниваемый с маслом, обладает двумя подобными свойствами в отношении своего содержания, сущности, он не вступает ни в какие «соединения», он – простая животворность, по природе своей не причастная распространению. С другой стороны, он имеет свойство распространяться и проникать, как мы видели выше.

Хасидизм оживляет все элементы мира (как «малого мира» – человека, так и мира вообще), и это происходит в результате оживления им всех частей Торы, ибо все явления, лежащие в глубине основ мира, исходят из Торы.

В Торе четыре части: пшат, ремез, друш и сод. И каждую из них оживляет хасидизм. Хасидизм привносит новую ясность и глубину, и они начинают жить новой жизнью.

В Торе рассматривается много разнообразных вопросов. Выясним, насколько это возможно, один из них и для примера возьмем молитву "(Модэ ани лефонэхо[16]. Посмотрим, как этот вопрос раскрывается на ступенях пшат, ремез, друш и сод, а также каким образом хасидизм придает ему ясность и глубину, и мы сможем
Rabbi Menachem Mendel Schneerson Shlita Lubavitcher Rebe

The essence of Hasidism

During the holidays and Saturdays during the githvāduyuot (Hasidic gatherings), the Lubavitcher Rebbe speaks about various issues of Hasidism. This article is an excerpt from the speech of Rebbe 19 Kislev 5726 (1965), which was published in the first volume by Sefer Gaarahim Chabad, and also published as a separate brochure.

A lot has been written about the teachings of Hasidism and what it has brought to the philosophy of Judaism. Here are just a few of the commonly cited explanations and definitions.

“The Baal Shem Tov [1] began its activity at a time when the Jewish people were spiritually comparable to fainting [2]. The activities of the Baal Shem Tov and the spread of the teachings of Hasidism have led the people to awakening. ”

"Hasid does more than prescribed."

"Hasidism turns the natural into the Divine in the soul of man." And, in the words of the Old Rebbe [3], he changes "the very nature of the spiritual forces of man."

"Hasidism for the first time made it possible for each person to comprehend Gd, regardless of whether he is gifted with an unusually exalted soul and whether he managed to achieve a high level of spiritual development."

In the future, it will become clear that Hasidism cannot be considered as a set of particulars, because it represents something single and whole. And since very diverse descriptions of him were given above (and this is only part of them), we are forced to conclude that they do not determine the true essence of Hasidism, but all of the above are only “fruits and branches of essence”, that is, various its manifestations.

The essence of Hasidism consists in attracting to the world of the new World Ein Sof Barug Gu [4] - the deep Essence of Gd, which is so irrelevant to creation and creation that Gd is no longer an object or subject of cognition. And since Ein Sof is the Essence, and Hasidism is the attraction of Light (i.e., the spread of influence) by Ein Sof, we must say that all the above explanations of the essence of Hasidism are only different forms of expression of the Essence.

Everything that has been said about the teachings of Hasidism equally applies to all individual parts of the Torah. The Torah includes all possible types of goodness and perfection, which are manifested in the world. The completeness of truth and perfection - in its precepts and in its moral teaching. The moral systems created by people are a mixture of good and evil, truth and error, and everything that is true in them, with its origins, goes back to the Torah.

In relation to other areas of knowledge of the Torah - higher-level wisdom. She is "the mind and wisdom of our people in the face of the whole world." Moreover, the constant revitalization of the world by God (including the higher spiritual worlds preceding ours) depends on the detailed fulfillment of all its commandments.

But this is not the essence of the Torah. Its essence is absolute unity with the Light of Ein Sof. Compared to Him, the existence of the world is equal to nonexistence. The same can be said of the Torah. And therefore, it is impossible to see the meaning of the Torah in the fact that the existence of worlds is connected with it, since in comparison with it the worlds do not exist. But by virtue of its essence, unity with the Light of Ein Sof Baruch Gu, the Torah carries in itself all the probabilities of goodness and perfection, which are manifested in the world, and its (world) revival, etc., depends on it.

And although the deepest essence of all parts of the Torah is in their unity with the Light of Ein Sof, this applies primarily to the teachings of Hasidism.

In all other parts of the Torah, the simple essence of Gd Ein Sof is clothed in a formal drawing, and this drawing defines and expresses the essence of this part of the Torah. In each part of the Torah (Pshat, Remez, Drush, Sod) [5] such a picture (those form and subject matter) overshadows the simplicity of Ein Sof dressed in it, which is similar to the action of the robes [6], which cannot be changed. Hasidism is not connected with what specific pattern The drawings with which he reveals various aspects of issues are similar to changeable clothes, and therefore Hasidism unites all four parts of Pardes [7] and enlivens them, as we will examine in more detail below. Thus, in Hasidism the picture does not completely obscure the simplicity of Ein Sof dressed in it.

The essence of the teachings of Hasidism can be deduced from the essence of Mashiach [8]. Since “by the reward associated with the fulfillment of the commandment one can learn about its essence” and since the arrival of Mashiach depends on the spread of Hasidism, then, having known the essence of Mashiach, we will find out what the essence of Hasidism is.

The advent of Mashiach is associated with events that should completely change not only the situation of our people, the liberation of the people (and Shekhinah [9]) from exile, the universal achievement of wisdom and the direct understanding of the Creator, but also the face of the whole world. Moreover, changes will occur in the depths of the foundations of the world And although there is an opinion that the arrival of Mashiach will be expressed only in the achievement of independence by our people, this applies only to the very initial period. From what was said in Rey Meiman [10], it can be understood that this side of liberation relates only to the Amean Haaretz [11] and not concerns the Talmids Hahamim [12].

With coming
У записи 3 лайков,
1 репостов,
262 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям