Тания 4 ава
Святое послание
Глава 1
אַךְ מִי הוּא הַנּוֹתֵן כֹּחַ וָעֹז לִבְחִינַת "מָתְנַיִם", לְהַעֲמִיד וּלְקַיֵּם הָרֹאשׁ וְהַזְּרוֹעוֹת
Но что же дает силу и крепость «чреслам» [«матнаим», «нижним позвонкам» души], чтобы они служили надежной опорой [всему ее «телу», в том числе] «голове» и «рукам»?
Правая рука, как говорилось выше, символизирует любовь, левая — трепет. Тело символизирует более глубокие аспекты этих чувств, а также их гармоничное сочетание и называется Тиферет — «великолепие».
Откуда вера, названная в начале этого послания «матнаим», черпает силу, чтобы поддерживать «голову» души, т. е. укреплять разум, размышляющий о величии Творца, а также «руки» души, т. е. любовь к Б-гу и трепет пред Ним?
Даже когда веру питает ее пища, как сказано: «питает веру» (Теилим 37, 3) и тогда она явно раскрыта в душе человека, но все же что дает ей такие силы, которые позволяют ей, «чреслам» быть надежной опорой для выше ее расположеных духовных понятий «головы» и «рук» души?
הוּא עֵסֶק וְלִמּוּד הֲלָכוֹת בַּתּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה,
Занятия и изучение законов в Устной Торе.
Тора — это хлеб и пища для веры души, как сказано в Мишлей 9, 5: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; Под хлебом подразумевается Тора, причем главным образом Устная Тора, поскольку законы, описанные в ней, постигаются человеком на внутреннем уровне, подобно внутреннему усвоению пищи.
שֶׁהִיא בְּחִינַת גִּלּוּי רְצוֹן הָעֶלְיוֹן,
Которая является категорией раскрытия Высшей Воли [Всевышнего],
В Устной Торе Высшая Воля («рацон эльйон») Всевышнего представлена в явном виде, где каждая деталь доступна пониманию. Такое справедливо только в отношении Устной Торы, в отличие от Письменной, где Воля Всевышнего в каждой конкретной заповеди в достаточной мере завуалирована и не обозначена четко во всех подробностях. К примеру, заповедь накладывания Тфилин: в устной Торе (в главе Ваэтханан 6, 8) о ней лишь сказано «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они «тотафот» между глазами твоими». Из этих слов нельзя понять что навязать? Что значит «тотафот»? Где именно «между глазами твоими»? Только в Устной Торе четко определяется и разъясняется как именно нужно поступать, чтобы выразить Волю Всевышнего в заповеди Тфилин. Аналогично и с другими заповедями — Устная Тора является раскрытием Воли Творца. Подробно об этом смотри ниже в послании 29.
И хотя сказано, что Тора — порождение мудрости Всевышнего, что Тора относится к высшей категории Хохма, как же тут утверждается, что она — Высшая Воля Творца, которая выше категории Хохма? Отвечает на это Алтер Ребе:
דְּאוֹרָיְתָא מֵחָכְמָה הִיא דְּנָפְקַת,
Тора — вышла из категории [Высшей Б-жественной Мудрости] Хохма
Раскрытие Торы исходит из источника в категории Хохма мира Ацилут.
אֲבָל מְקוֹרָהּ וְשָׁרְשָׁהּ הוּא לְמַעְלָה מַעְלָה מִבְּחִינַת חָכְמָה,
основа же Торы, корень ее — несравненно выше мудрости
Мудрость Его лишь выявляет интеллектуальные свойства Торы.
וְהוּא הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "רְצוֹן הָעֶלְיוֹן" בָּרוּךְ הוּא,
и назван «высшей волей»,
Разница между высшей мудростью («хохма илаа») и высшей волей («рацон эльйон») подобна разнице между «светом, наполняющим миры» и «светом, окружающим миры». Мудрость рациональна, соразмерна разуму и доступна для постижения. Воля же принципиально не постижима разумом. Категория Рацон эльйон огибает извне («совев») более нижнюю категорию Хохма илаа и придает ей силы.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב: "כַּצִּנָּה רָצוֹן תְּעַטְּרֵנוּ"
как сказано: «Воля Твоя, словно латы, защищает праведника; ею увенчан он».
По Теилим, 5:13. Эта фраза описывает как влияет изучение Торы на душу человека. Она увенчивает человека короной и прикрывает его от опасностей.
[Сказано «увенчан» («театрену»), а не «окружен», хотя речь идет о латах, которые окружают тело с трех сторон, — отсюда и намек на корону («атара»). Примечание Любавичского Ребе Шлита].
כַּעֲטָרָה שֶׁהִיא עַל הַמֹּחִין שֶׁבָּרֹאשׁ,
И подобно короне, возложенной на голову,
Высшая воля возвышается над высшей мудростью. Поэтому она имеет силы придавать силу и мощь «чреслам» души, которые устойчиво удерживают «голову» души — разум, который размышляет о величии Б-га, а также «руки» души — любовь и трепет, которые порождает разум либо раскрывает. Все это укрепляется изучением законов, описанных в Устной Торе, поскольку в них выражена Воля Всевышнего явным образом. Воля Всевышнего — это категория Короны («кетер»), которая предшествует категории Мудрости (Хохма).
וְכַנּוֹדָע מַה שֶּׁפֵּרְשׁוּ עַל פָּסוּק: "אֵשֶׁת חַיִל עֲטֶרֶת בַּעְלָהּ";
Об этом [будет] сказано [ниже] при объяснении фразы [из книги Мишлей]: «Совершенная жена — корона [на голове] мужа своего»,
По Мишлей, 12:4. Ниже в двадцать девятом послании «Эшет Хайль» («Совершенная жена») объясняется, что под «эшет хайль» подразумевается Устная Тора, «тора ше-бе-альпэ». Устная Тора подобна женщине-матери, которая рожает и ставит на ноги множество детей, она устанавливает многочисленные законы, как сказано: «Бесчисленное множество девушек» («ва-аламот эйн миспар»). Слово «аламот», означающее «девушки», можно прочитать здесь в соответствии и с другой огласовкой: «оламот» — «миры». Мир состоит из конкретных объектов, поэтому наши мудрецы сказали, что миры Торы состоят из ее законов, которым нет числа, как сказано о том в книге «Тикуней Зоар». Все эти законы выражают высшую волю Всевышнего, скрытую в Писании, и она несравненно ближе к скрытой сути Творца, нежели самый высший аспект сфиры Хохма, и возвышается над ней подобно венцу, короне, возложенным на голову человека, который по отношению к ним находится внизу. Поэтому законы и называются «венцом» («атара») и «короной» («кетер») Торы.
וְ"כָל הַשּׁוֹנֶה הֲלָכוֹת בְּכָל יוֹם כוּ'".
а также при объяснении фразы из Талмуда: «Всякому, кто ежедневно изучает законы...».
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 28б. Изучающему законы Торы обеспечен удел в грядущем мире — благодаря тому, что свет высшей воли Всевышнего, образует оболочку для уровней души человека нефеш, руах и нешама, чтобы они могли воспринять раскрытие Б-жественного света будущего мира. Душе каждого еврея суждено неоднократно проходить реинкарнацию, пока не будут соблюдены все 613 заповедей Торы на уровнях предметного мышления, речи и практической деятельности. Мысли, речь и действия человека, связанные с исполнением заповедей, создают оболочки для его души, и поэтому ему необходимо соблюдать их все, чтобы создать необходимое число оболочек и чтобы все они были цельными. Важность создания оболочек путем соблюдения всех 613 заповедей объясняется необходимостью заключить в них все до единого 613 аспектов души и заложенные в нее силы. Смотри об этом подробно в послании двадцать девятом.
וְזֶהוּ "חָגְרָה בְעֹז מָתְנֶיהָ" "אֵין עֹז אֶלָּא תּוֹרָה",
Так что смысл слова «сила» [«оз»] во фразе «Препоясывает чресла она силой...» состоит в следующем: нет иной силы кроме Торы,
Тора называется словом «оз» — «сила», «крепость».
שֶׁהִיא נוֹתֶנֶת כֹּחַ וְעֹז לִבְחִינַת מָתְנַיִם הַחֲגוֹרִים וּמְלֻבָּשִׁים בָּהּ,
ибо она укрепляет «нижние позвонки» [«чресла» души], придает им прочность; она, словно пояс, затягивается [на «теле» души, над ее «тазовыми костями»], и они, [«нижние позвонки» души], как бы облачаются в нее;
Облачаются в Устную Тору.
לְחַזֵּק וּלְאַמֵּץ זְרוֹעוֹתֶיהָ, הֵן דְּחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים אוֹ טִבְעִיִּים, כָּל חַד לְפוּם שִׁעוּרַָא דִּילֵהּ.
тем самым укрепляются «руки» [души] — любовь и трепет, возникающие либо в итоге размышлений человека [т. н. «сехлиим», «интеллектуальные»], либо в результате реализации заложенной в его душе потенции к этому [т. н. «тевиим», «естественные»], — у каждого в соответствии с его возможностями.
Таким образом внутреннее значение слов «препоясывает чресла силой» в том, что подобно силачу, который укрепляет себя тем, что перевязывается поясом — душа укрепляется окружающим ее «чресла» поясом, категорией света «ор макиф» (возвышенный, равноудаленный от миров свет). Этот уровень нисходит к душе из высшей воли Творца («рацон эльйон»), которая в явном виде присутствует в законах, описанных в Устной Торе.
[Четвертый Любавичский Ребе, Маараш, отмечает в своих трудах, что невозможно до конца понять, каким образом воздействует изучение Устной Торы на укрепление веры человека и, соответственно, — на весь его духовный мир. Воля Всевышнего, открывающаяся в Устной Торе, выше понимания, и вера в Него выше понимания, и они воздействуют одна на другую также на уровне, недоступном пониманию. Мы не в состоянии осознать суть этого воздействия, этот факт нам известен только от Учителей, которые передавали это друг другу по цепочке].
(וְעַל הַעֲמָדַת וְקִיּוּם בְּחִינַת הָרֹאשׁ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ, הוּא הַשֵּׂכֶל הַמִּתְבּוֹנֵן כוּ', אָמַר "טָעֲמָה כִּי טוֹב סָחֲרָה כוּ'"" וּמְבֹאָר בְּמָקוֹם אַחֵר):
(О поддержке же и укреплении того, что называется «головой» души, — имеется в виду разум в процессе познания, — сказал [король Шломо в следующей фразе]: «Отведала она, что добр ее товар», и это объяснено в другом месте.)
По Мишлей, 31:18. Очевидно, автор имеет в виду свое толкование этого стиха в сборнике его комментариев к книгам Писаний (Ктувим). Там сказано, что на внутреннем уровне эти слова «таама ки тов схара» указывают на постижение Б-жественного разумом. Слово «таам» можно перевести, как «вкус», но также, как «смысл», что указывает на интеллектуальное постижение. Но здесь Алтер Ребе только вкратце, в скобках, касается аспекта интеллектуального постижения Б-жественного, т. е. «головы» души, который также укрепляется благодаря изучению законов Устной Торы. Главным же образом это послание сосредоточено на объяснении духовной работы над собой через молитву, которая связана с чувствами любви к Б-гу и трепета перед Б-гом. Ниже он показывает, что наиболее подходящее время для укрепления «чресл», а через них любви и трепета к Б-гу — это время молитвы.
אַךְ עֵת וּזְמַן הַחִזּוּק וְאִמּוּץ הַזְּרוֹעוֹת וְהָרֹאשׁ, הִיא שְׁעַת תְּפִלַּת הַשַּׁחַר,
Самое лучшее время для укрепления, упрочения «рук» [души и ее] «голов
Святое послание
Глава 1
אַךְ מִי הוּא הַנּוֹתֵן כֹּחַ וָעֹז לִבְחִינַת "מָתְנַיִם", לְהַעֲמִיד וּלְקַיֵּם הָרֹאשׁ וְהַזְּרוֹעוֹת
Но что же дает силу и крепость «чреслам» [«матнаим», «нижним позвонкам» души], чтобы они служили надежной опорой [всему ее «телу», в том числе] «голове» и «рукам»?
Правая рука, как говорилось выше, символизирует любовь, левая — трепет. Тело символизирует более глубокие аспекты этих чувств, а также их гармоничное сочетание и называется Тиферет — «великолепие».
Откуда вера, названная в начале этого послания «матнаим», черпает силу, чтобы поддерживать «голову» души, т. е. укреплять разум, размышляющий о величии Творца, а также «руки» души, т. е. любовь к Б-гу и трепет пред Ним?
Даже когда веру питает ее пища, как сказано: «питает веру» (Теилим 37, 3) и тогда она явно раскрыта в душе человека, но все же что дает ей такие силы, которые позволяют ей, «чреслам» быть надежной опорой для выше ее расположеных духовных понятий «головы» и «рук» души?
הוּא עֵסֶק וְלִמּוּד הֲלָכוֹת בַּתּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה,
Занятия и изучение законов в Устной Торе.
Тора — это хлеб и пища для веры души, как сказано в Мишлей 9, 5: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; Под хлебом подразумевается Тора, причем главным образом Устная Тора, поскольку законы, описанные в ней, постигаются человеком на внутреннем уровне, подобно внутреннему усвоению пищи.
שֶׁהִיא בְּחִינַת גִּלּוּי רְצוֹן הָעֶלְיוֹן,
Которая является категорией раскрытия Высшей Воли [Всевышнего],
В Устной Торе Высшая Воля («рацон эльйон») Всевышнего представлена в явном виде, где каждая деталь доступна пониманию. Такое справедливо только в отношении Устной Торы, в отличие от Письменной, где Воля Всевышнего в каждой конкретной заповеди в достаточной мере завуалирована и не обозначена четко во всех подробностях. К примеру, заповедь накладывания Тфилин: в устной Торе (в главе Ваэтханан 6, 8) о ней лишь сказано «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они «тотафот» между глазами твоими». Из этих слов нельзя понять что навязать? Что значит «тотафот»? Где именно «между глазами твоими»? Только в Устной Торе четко определяется и разъясняется как именно нужно поступать, чтобы выразить Волю Всевышнего в заповеди Тфилин. Аналогично и с другими заповедями — Устная Тора является раскрытием Воли Творца. Подробно об этом смотри ниже в послании 29.
И хотя сказано, что Тора — порождение мудрости Всевышнего, что Тора относится к высшей категории Хохма, как же тут утверждается, что она — Высшая Воля Творца, которая выше категории Хохма? Отвечает на это Алтер Ребе:
דְּאוֹרָיְתָא מֵחָכְמָה הִיא דְּנָפְקַת,
Тора — вышла из категории [Высшей Б-жественной Мудрости] Хохма
Раскрытие Торы исходит из источника в категории Хохма мира Ацилут.
אֲבָל מְקוֹרָהּ וְשָׁרְשָׁהּ הוּא לְמַעְלָה מַעְלָה מִבְּחִינַת חָכְמָה,
основа же Торы, корень ее — несравненно выше мудрости
Мудрость Его лишь выявляет интеллектуальные свойства Торы.
וְהוּא הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "רְצוֹן הָעֶלְיוֹן" בָּרוּךְ הוּא,
и назван «высшей волей»,
Разница между высшей мудростью («хохма илаа») и высшей волей («рацон эльйон») подобна разнице между «светом, наполняющим миры» и «светом, окружающим миры». Мудрость рациональна, соразмерна разуму и доступна для постижения. Воля же принципиально не постижима разумом. Категория Рацон эльйон огибает извне («совев») более нижнюю категорию Хохма илаа и придает ей силы.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב: "כַּצִּנָּה רָצוֹן תְּעַטְּרֵנוּ"
как сказано: «Воля Твоя, словно латы, защищает праведника; ею увенчан он».
По Теилим, 5:13. Эта фраза описывает как влияет изучение Торы на душу человека. Она увенчивает человека короной и прикрывает его от опасностей.
[Сказано «увенчан» («театрену»), а не «окружен», хотя речь идет о латах, которые окружают тело с трех сторон, — отсюда и намек на корону («атара»). Примечание Любавичского Ребе Шлита].
כַּעֲטָרָה שֶׁהִיא עַל הַמֹּחִין שֶׁבָּרֹאשׁ,
И подобно короне, возложенной на голову,
Высшая воля возвышается над высшей мудростью. Поэтому она имеет силы придавать силу и мощь «чреслам» души, которые устойчиво удерживают «голову» души — разум, который размышляет о величии Б-га, а также «руки» души — любовь и трепет, которые порождает разум либо раскрывает. Все это укрепляется изучением законов, описанных в Устной Торе, поскольку в них выражена Воля Всевышнего явным образом. Воля Всевышнего — это категория Короны («кетер»), которая предшествует категории Мудрости (Хохма).
וְכַנּוֹדָע מַה שֶּׁפֵּרְשׁוּ עַל פָּסוּק: "אֵשֶׁת חַיִל עֲטֶרֶת בַּעְלָהּ";
Об этом [будет] сказано [ниже] при объяснении фразы [из книги Мишлей]: «Совершенная жена — корона [на голове] мужа своего»,
По Мишлей, 12:4. Ниже в двадцать девятом послании «Эшет Хайль» («Совершенная жена») объясняется, что под «эшет хайль» подразумевается Устная Тора, «тора ше-бе-альпэ». Устная Тора подобна женщине-матери, которая рожает и ставит на ноги множество детей, она устанавливает многочисленные законы, как сказано: «Бесчисленное множество девушек» («ва-аламот эйн миспар»). Слово «аламот», означающее «девушки», можно прочитать здесь в соответствии и с другой огласовкой: «оламот» — «миры». Мир состоит из конкретных объектов, поэтому наши мудрецы сказали, что миры Торы состоят из ее законов, которым нет числа, как сказано о том в книге «Тикуней Зоар». Все эти законы выражают высшую волю Всевышнего, скрытую в Писании, и она несравненно ближе к скрытой сути Творца, нежели самый высший аспект сфиры Хохма, и возвышается над ней подобно венцу, короне, возложенным на голову человека, который по отношению к ним находится внизу. Поэтому законы и называются «венцом» («атара») и «короной» («кетер») Торы.
וְ"כָל הַשּׁוֹנֶה הֲלָכוֹת בְּכָל יוֹם כוּ'".
а также при объяснении фразы из Талмуда: «Всякому, кто ежедневно изучает законы...».
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 28б. Изучающему законы Торы обеспечен удел в грядущем мире — благодаря тому, что свет высшей воли Всевышнего, образует оболочку для уровней души человека нефеш, руах и нешама, чтобы они могли воспринять раскрытие Б-жественного света будущего мира. Душе каждого еврея суждено неоднократно проходить реинкарнацию, пока не будут соблюдены все 613 заповедей Торы на уровнях предметного мышления, речи и практической деятельности. Мысли, речь и действия человека, связанные с исполнением заповедей, создают оболочки для его души, и поэтому ему необходимо соблюдать их все, чтобы создать необходимое число оболочек и чтобы все они были цельными. Важность создания оболочек путем соблюдения всех 613 заповедей объясняется необходимостью заключить в них все до единого 613 аспектов души и заложенные в нее силы. Смотри об этом подробно в послании двадцать девятом.
וְזֶהוּ "חָגְרָה בְעֹז מָתְנֶיהָ" "אֵין עֹז אֶלָּא תּוֹרָה",
Так что смысл слова «сила» [«оз»] во фразе «Препоясывает чресла она силой...» состоит в следующем: нет иной силы кроме Торы,
Тора называется словом «оз» — «сила», «крепость».
שֶׁהִיא נוֹתֶנֶת כֹּחַ וְעֹז לִבְחִינַת מָתְנַיִם הַחֲגוֹרִים וּמְלֻבָּשִׁים בָּהּ,
ибо она укрепляет «нижние позвонки» [«чресла» души], придает им прочность; она, словно пояс, затягивается [на «теле» души, над ее «тазовыми костями»], и они, [«нижние позвонки» души], как бы облачаются в нее;
Облачаются в Устную Тору.
לְחַזֵּק וּלְאַמֵּץ זְרוֹעוֹתֶיהָ, הֵן דְּחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים אוֹ טִבְעִיִּים, כָּל חַד לְפוּם שִׁעוּרַָא דִּילֵהּ.
тем самым укрепляются «руки» [души] — любовь и трепет, возникающие либо в итоге размышлений человека [т. н. «сехлиим», «интеллектуальные»], либо в результате реализации заложенной в его душе потенции к этому [т. н. «тевиим», «естественные»], — у каждого в соответствии с его возможностями.
Таким образом внутреннее значение слов «препоясывает чресла силой» в том, что подобно силачу, который укрепляет себя тем, что перевязывается поясом — душа укрепляется окружающим ее «чресла» поясом, категорией света «ор макиф» (возвышенный, равноудаленный от миров свет). Этот уровень нисходит к душе из высшей воли Творца («рацон эльйон»), которая в явном виде присутствует в законах, описанных в Устной Торе.
[Четвертый Любавичский Ребе, Маараш, отмечает в своих трудах, что невозможно до конца понять, каким образом воздействует изучение Устной Торы на укрепление веры человека и, соответственно, — на весь его духовный мир. Воля Всевышнего, открывающаяся в Устной Торе, выше понимания, и вера в Него выше понимания, и они воздействуют одна на другую также на уровне, недоступном пониманию. Мы не в состоянии осознать суть этого воздействия, этот факт нам известен только от Учителей, которые передавали это друг другу по цепочке].
(וְעַל הַעֲמָדַת וְקִיּוּם בְּחִינַת הָרֹאשׁ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ, הוּא הַשֵּׂכֶל הַמִּתְבּוֹנֵן כוּ', אָמַר "טָעֲמָה כִּי טוֹב סָחֲרָה כוּ'"" וּמְבֹאָר בְּמָקוֹם אַחֵר):
(О поддержке же и укреплении того, что называется «головой» души, — имеется в виду разум в процессе познания, — сказал [король Шломо в следующей фразе]: «Отведала она, что добр ее товар», и это объяснено в другом месте.)
По Мишлей, 31:18. Очевидно, автор имеет в виду свое толкование этого стиха в сборнике его комментариев к книгам Писаний (Ктувим). Там сказано, что на внутреннем уровне эти слова «таама ки тов схара» указывают на постижение Б-жественного разумом. Слово «таам» можно перевести, как «вкус», но также, как «смысл», что указывает на интеллектуальное постижение. Но здесь Алтер Ребе только вкратце, в скобках, касается аспекта интеллектуального постижения Б-жественного, т. е. «головы» души, который также укрепляется благодаря изучению законов Устной Торы. Главным же образом это послание сосредоточено на объяснении духовной работы над собой через молитву, которая связана с чувствами любви к Б-гу и трепета перед Б-гом. Ниже он показывает, что наиболее подходящее время для укрепления «чресл», а через них любви и трепета к Б-гу — это время молитвы.
אַךְ עֵת וּזְמַן הַחִזּוּק וְאִמּוּץ הַזְּרוֹעוֹת וְהָרֹאשׁ, הִיא שְׁעַת תְּפִלַּת הַשַּׁחַר,
Самое лучшее время для укрепления, упрочения «рук» [души и ее] «голов
Tania 4 Av
Holy message
Chapter 1
אַךְ מִי הוּא הַנּוֹתֵן כֹּחַ וָעֹז לִבְחִינַת "מָתְנַיִם", לְהַעֲמִיד וּלְקַיֵּם הָרֹאשׁ וְהַזְּרוֹעוֹת
But what gives strength and strength to “loins” [“matnaim”, “lower vertebrae” of the soul], so that they serve as a reliable support [to her entire “body”, including] her “head” and “hands”?
The right hand, as mentioned above, symbolizes love, the left hand - awe. The body symbolizes the deeper aspects of these feelings, as well as their harmonious combination and is called Tipheret - "magnificence".
Where does the faith, called “matnaim” at the beginning of this epistle, draws strength to support the “head” of the soul, that is, strengthen the mind reflecting on the greatness of the Creator, as well as the “hands” of the soul, that is, love for Gd and awe of him?
Even when her food nourishes faith, it is said: “nourishes faith” (Teilim 37, 3) and then it is clearly revealed in the soul of a person, but nevertheless that gives it such powers that allow it, “loins” to be a reliable support for higher its located spiritual concepts of the “head” and “hands” of the soul?
הוּא עֵסֶק וְלִמּוּד הֲלָכוֹת בַּתּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה,
Classes and study of laws in the Oral Torah.
The Torah is bread and food for the faith of the soul, as stated in Mishlei 9, 5: “Go, eat my bread and drink the wine I have dissolved; By bread is meant the Torah, and mainly the Oral Torah, since the laws described in it are comprehended by a person on an internal level, like the internal assimilation of food.
שֶׁהִיא בְּחִינַת גִּלּוּי רְצוֹן הָעֶלְיוֹן,
Which is the category of the disclosure of the Higher Will [Supreme],
In the Oral Torah, the Higher Will (“razon elyon”) of the Most High is presented in an explicit form, where every detail is accessible to understanding. This is true only in relation to the Oral Torah, in contrast to the Written Torah, where the Will of the Most High in each specific commandment is sufficiently veiled and not clearly indicated in all details. For example, the commandment of imposing Tefillin: in the oral Torah (in the chapter of Vaethanan 6, 8) it is only said about it: “And put them in a sign on your hand, and let them be“ thotafot ”between your eyes.” From these words it is impossible to understand what to impose? What does “totafot” mean? Where exactly "between your eyes"? Only in the Oral Torah is it clearly defined and explained exactly how to act in order to express the Will of the Almighty in the commandments of Tefillin. Similarly with other commandments - the Oral Torah is the revelation of the Creator's Will. See more details in message 29 below.
And although it is said that the Torah is a product of the wisdom of the Most High, that the Torah belongs to the highest category of Hochma, how is it claimed that it is the Higher Will of the Creator, which is higher than the category of Hochma? Alter Rebbe answers this:
דְּאוֹרָיְתָא מֵחָכְמָה הִיא דְּנָפְקַת,
Torah - left the category of [Supreme Divine Wisdom] Hochma
The disclosure of the Torah comes from a source in the Hochma category of the world of Atzilut.
אֲבָל מְקוֹרָהּ וְשָׁרְשָׁהּ הוּא לְמַעְלָה מַעְלָה מִבְּחִינַת חָכְמָה,
the basis of the Torah, its root is incomparably higher than wisdom
His wisdom only reveals the intellectual properties of the Torah.
וְהוּא הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "רְצוֹן הָעֶלְיוֹן" בָּרוּךְ הוּא,
and called the "higher will"
The difference between higher wisdom (“Hochma ilaa”) and higher will (“Ratzon Elyon”) is similar to the difference between “light that fills the worlds” and “light that surrounds the worlds”. Wisdom is rational, proportionate to reason, and accessible to understanding. The will is fundamentally incomprehensible to the mind. The category of Ratson Elyon bends around from the outside (“sove”) the lower category of Hochma ilaa and gives it strength.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב: "כַּצִּנָּה רָצוֹן תְּעַטְּרֵנוּ"
as said: “Thy will, like armor, protects the righteous; he crowned it. ”
According to Theilim, 5:13. This phrase describes how the study of the Torah affects the human soul. She crowns a man with a crown and covers him from dangers.
[It is said that it is “crowned” (“the theater”), and not “surrounded”, although it is a question of armor that surrounds the body on three sides, hence the hint of the crown (“atar”). Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
כַּעֲטָרָה שֶׁהִיא עַל הַמֹּחִין שֶׁבָּרֹאשׁ,
And like a crown laid on the head
The highest will rises above the highest wisdom. Therefore, it has the strength to give strength and power to the "loins" of the soul, which steadily hold the "head" of the soul - the mind that reflects on the greatness of Gd, as well as the "hands" of the soul - the love and awe that the mind engenders or reveals. All this is strengthened by the study of the laws described in the Oral Torah, since the Will of the Most High is explicitly expressed in them. The will of the Most High is the category of the Crown (“Keter”), which precedes the category of Wisdom (Hochma).
וְכַנּוֹדָע מַה שֶּׁפֵּרְשׁוּ עַל פָּסוּק: "אֵשֶׁת חַיִל עֲטֶרֶת בַּעְלָהּ";
This [will be] said [below] when explaining the phrase [from Micheley’s book]: “The perfect wife is the crown [on the head] of her husband”,
According to Micheley, 12: 4. The twenty-ninth Epistle “Eshet Heil” (“Perfect Wife”) explains below that “eshet heil” refers to the Oral Torah, “Torah she-be-alpe.” The Oral Torah is like a woman-mother who gives birth and puts on her feet many children, she establishes numerous laws, as it is said: “Countless girls”
Holy message
Chapter 1
אַךְ מִי הוּא הַנּוֹתֵן כֹּחַ וָעֹז לִבְחִינַת "מָתְנַיִם", לְהַעֲמִיד וּלְקַיֵּם הָרֹאשׁ וְהַזְּרוֹעוֹת
But what gives strength and strength to “loins” [“matnaim”, “lower vertebrae” of the soul], so that they serve as a reliable support [to her entire “body”, including] her “head” and “hands”?
The right hand, as mentioned above, symbolizes love, the left hand - awe. The body symbolizes the deeper aspects of these feelings, as well as their harmonious combination and is called Tipheret - "magnificence".
Where does the faith, called “matnaim” at the beginning of this epistle, draws strength to support the “head” of the soul, that is, strengthen the mind reflecting on the greatness of the Creator, as well as the “hands” of the soul, that is, love for Gd and awe of him?
Even when her food nourishes faith, it is said: “nourishes faith” (Teilim 37, 3) and then it is clearly revealed in the soul of a person, but nevertheless that gives it such powers that allow it, “loins” to be a reliable support for higher its located spiritual concepts of the “head” and “hands” of the soul?
הוּא עֵסֶק וְלִמּוּד הֲלָכוֹת בַּתּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה,
Classes and study of laws in the Oral Torah.
The Torah is bread and food for the faith of the soul, as stated in Mishlei 9, 5: “Go, eat my bread and drink the wine I have dissolved; By bread is meant the Torah, and mainly the Oral Torah, since the laws described in it are comprehended by a person on an internal level, like the internal assimilation of food.
שֶׁהִיא בְּחִינַת גִּלּוּי רְצוֹן הָעֶלְיוֹן,
Which is the category of the disclosure of the Higher Will [Supreme],
In the Oral Torah, the Higher Will (“razon elyon”) of the Most High is presented in an explicit form, where every detail is accessible to understanding. This is true only in relation to the Oral Torah, in contrast to the Written Torah, where the Will of the Most High in each specific commandment is sufficiently veiled and not clearly indicated in all details. For example, the commandment of imposing Tefillin: in the oral Torah (in the chapter of Vaethanan 6, 8) it is only said about it: “And put them in a sign on your hand, and let them be“ thotafot ”between your eyes.” From these words it is impossible to understand what to impose? What does “totafot” mean? Where exactly "between your eyes"? Only in the Oral Torah is it clearly defined and explained exactly how to act in order to express the Will of the Almighty in the commandments of Tefillin. Similarly with other commandments - the Oral Torah is the revelation of the Creator's Will. See more details in message 29 below.
And although it is said that the Torah is a product of the wisdom of the Most High, that the Torah belongs to the highest category of Hochma, how is it claimed that it is the Higher Will of the Creator, which is higher than the category of Hochma? Alter Rebbe answers this:
דְּאוֹרָיְתָא מֵחָכְמָה הִיא דְּנָפְקַת,
Torah - left the category of [Supreme Divine Wisdom] Hochma
The disclosure of the Torah comes from a source in the Hochma category of the world of Atzilut.
אֲבָל מְקוֹרָהּ וְשָׁרְשָׁהּ הוּא לְמַעְלָה מַעְלָה מִבְּחִינַת חָכְמָה,
the basis of the Torah, its root is incomparably higher than wisdom
His wisdom only reveals the intellectual properties of the Torah.
וְהוּא הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "רְצוֹן הָעֶלְיוֹן" בָּרוּךְ הוּא,
and called the "higher will"
The difference between higher wisdom (“Hochma ilaa”) and higher will (“Ratzon Elyon”) is similar to the difference between “light that fills the worlds” and “light that surrounds the worlds”. Wisdom is rational, proportionate to reason, and accessible to understanding. The will is fundamentally incomprehensible to the mind. The category of Ratson Elyon bends around from the outside (“sove”) the lower category of Hochma ilaa and gives it strength.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב: "כַּצִּנָּה רָצוֹן תְּעַטְּרֵנוּ"
as said: “Thy will, like armor, protects the righteous; he crowned it. ”
According to Theilim, 5:13. This phrase describes how the study of the Torah affects the human soul. She crowns a man with a crown and covers him from dangers.
[It is said that it is “crowned” (“the theater”), and not “surrounded”, although it is a question of armor that surrounds the body on three sides, hence the hint of the crown (“atar”). Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
כַּעֲטָרָה שֶׁהִיא עַל הַמֹּחִין שֶׁבָּרֹאשׁ,
And like a crown laid on the head
The highest will rises above the highest wisdom. Therefore, it has the strength to give strength and power to the "loins" of the soul, which steadily hold the "head" of the soul - the mind that reflects on the greatness of Gd, as well as the "hands" of the soul - the love and awe that the mind engenders or reveals. All this is strengthened by the study of the laws described in the Oral Torah, since the Will of the Most High is explicitly expressed in them. The will of the Most High is the category of the Crown (“Keter”), which precedes the category of Wisdom (Hochma).
וְכַנּוֹדָע מַה שֶּׁפֵּרְשׁוּ עַל פָּסוּק: "אֵשֶׁת חַיִל עֲטֶרֶת בַּעְלָהּ";
This [will be] said [below] when explaining the phrase [from Micheley’s book]: “The perfect wife is the crown [on the head] of her husband”,
According to Micheley, 12: 4. The twenty-ninth Epistle “Eshet Heil” (“Perfect Wife”) explains below that “eshet heil” refers to the Oral Torah, “Torah she-be-alpe.” The Oral Torah is like a woman-mother who gives birth and puts on her feet many children, she establishes numerous laws, as it is said: “Countless girls”
У записи 6 лайков,
1 репостов,
489 просмотров.
1 репостов,
489 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский