Тания 15 элула
Святое послание
Глава 14
Вступление
Множество посланий напечатанных в этой части Тании «Игерет а-кодеш», Алтер Ребе написал с целью побудить людей к благотворительной деятельности вообще, но особенно в отношении помощи нуждающимся в Святой Земле. Указать на важность поддержания святого братства Рабби Менделе из Городка и Рабби Авраама из Калиска, а также их учеников (которые совершили восхождение в Святую Землю), через фонд «Колель изучения хасидизма ХаБаД» который основал Алтер Ребе.
В этом послании, к изучению которого мы приступаем, Алтер Ребе особенно подчеркивает, что цдака для Эрец Исраэль должна каждый год даваться с еще большим воодушевлением и в еще большем количестве. Это соответствует характеру того духовного света, который нисходит в Святой Земле, как будет объяснено ниже.
Алтер Ребе начинает это послание тем, что сообщает о его цели — пробудить ту любовь и симпатию к Эрец Исраэль, которые есть у каждого. Чтобы эта любовь пылала, как раскаленные угли, будто только сегодня Всевышний удостоил нас этого — желания и возможности щедрой рукой помогать мудрецам Святой Земли, прибавляя в этом из года в год.
Слова «Существующая любовь» («ахава ешна»), как это определяет Алтер Ребе, казалось бы обозначают любовь и желание, с которым люди вначале встретили идею помогать нуждающимся в Эрец Исраэль, когда Алтер Ребе основал фонд «Колель». Подобно всему новому, этот проект сразу был встречен с большим воодушевлением, люди осознали ту великую честь, которой удостоил их Алтер Ребе — принять участие в заповеди Цдака для Эрец Исраэль. Однако прошло время — и чувство любви притупилось. Поэтому Алтер Ребе пишет это послание, дабы вновь пробудить то чувство любви, которое овладело людьми в первый раз.
יד לְעוֹרֵר אֶת הָאַהֲבָה הַיְּשָׁנָה וְחִבַּת אֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
[Я пишу эти строки, чтобы] пробудить [в вас] любовь к сокровищу, которым мы обладаем, — к Святой Земле. Тоска по Стране Израиля издавна заложена в наших сердцах.
Земля Израиля.
לִהְיוֹת בּוֹעֶרֶת כְּרִשְׁפֵי אֵשׁ מִקֶּרֶב אִישׁ וְלֵב עָמֹק, כְּאִלּוּ הַיּוֹם מַמָּשׁ נָתַן ה' רוּחוֹ עָלֵינוּ, רוּחַ נְדִיבָה,
Пусть эта извечная любовь горит [еще ярче], подобно пылающим углям, в самых глубинах ваших душ и сердец, как будто именно сегодня Всевышний вложил ее в них и пробудил в вас добрую волю
Для оказания помощи жителям нашей страны.
За новое дело люди берутся обычно с большим воодушевлением, чем за дело привычное, рутинное. В книгу Тания это послание вошло с купюрами. В книге писем автора, изданной в 1985 году издательством «Кеот» в Нью-Йорке, приводится еще один отрывок из него. В нем Алтер Ребе упоминает объяснение наших учителей к словам «...и будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня...» (Дварим, 6:6), — гласящий, что слова Торы должны ежедневно восприниматься человеком с таким воодушевлением, будто только сегодня он услышал их из уст Всевышнего на горе Синай (при даровании Торы). Алтер Ребе поясняет, что эти слова справедливы и в отношении заповеди оказывать помощь жителям Эрец-Исраэль.
בְּהִתְנַדֵּב עַם לְמַלֹּאת יָדָם לָה', בְּיָד מְלֵאָה וּרְחָבָה, בְּרִבּוּי אַחַר רִבּוּי, מִדֵּי שָׁנָה בְּשָׁנָה, הוֹלֵךְ וְעוֹלֶה לְמַעְלָה רֹאשׁ,
Когда евреи щедрой рукой, от всего сердца помогают беднякам, они становятся достойными благ Всевышнего. Из года в год следует увеличивать поддержку жителей Страны Израиля, да возрастет в ваших сердцах любовь к этим [людям]
Буквально «увеличение за увеличением» («рибуй ахар рибуй») — это значит, что несмотря на то, что в прошлом году уже дали больше обычного — в следующем опять прибавят к этому.
כְּמִדַּת "קֹדֶשׁ הָעֶלְיוֹן" הַמֵּאִיר לְאֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
только такое отношение к ним будет соответствовать отношению к Святой Земле Того, Кто проявляется по отношению к ней в Своем качестве кодеш а-эльйон [«высшая святость»]
Которое присуще сфире Хохма. Из сфиры Хохма в результате причинно-следственных видоизменений образовались все остальные сфирот, в том числе Хесед и Гвура, посредством которых Всевышний соотносится с созданиями. Поэтому сфира Хохма контролирует и уравновешивает их влияние на мир — подобно тому, как мудрость помогает человеку контролировать свои эмоции и не допускать крайностей в отношениях с окружающими. Хохма определяется как кодеш а-эльон, ибо слово «кодеш» означает «недоступный к постижению». Причем существует различие между словом «кодеш» («святость») и «кадош» («святой»); последнее в грамматической форме прилагательного указывает на те аспекты Б-жественного, которые непостижимы лишь относительно каких-либо миров, а не всего мироздания. «Кодеш» в форме существительного — главного члена предложения или, по выражению книги Зоар, «самостоятельного» слова — указывает на тот аспект Всевышнего, который непостижим для всего мироздания. Всеведение Творца, Его абсолютное знание, которое и есть высший аспект сфиры Хохма, было присуще Ему и до сотворения миров. Его знание охватывало все мироздание и все процессы в нем и до его появления. Даже если бы не были Им сотворены миры, Хохма была бы все равно присуща Ему, в отличие от других Его свойств, таких, как «рахум» («милосердный») или «ханун» («милостливый») — их существование связано с мирозданием, ибо без творения эти Его свойства не могут найти выражения.
[Слова «рахум» и «ханун» по своей грамматической форме являются особыми страдательными причастиями, т. к. эти свойства вызваны существованием творений. Автор пишет об этом в своей книге Ликутей Тора, гл. Бемидбар, стр. 93а].
הַמִּתְחַדֵּשׁ וּמִתְרַבֶּה תָּמִיד,
Которое обновляется и увеличивается постоянно.
Свет этой высшей святости постоянно озаряет нашу святую страну, и яркость его все время возрастает за счет притока все новой и новой энергии и свет ее все время качественно обновляется.
כְּדִכְתִיב: "תָּמִיד עֵינֵי ה' אֱלֹהֶיךָ בָּהּ, מֵרֵשִׁית הַשָּׁנָה וְעַד אַחֲרִית שָׁנָה";
как написано: «...Глаза Б-га Всесильного твоего, постоянно направлены на нее — с начала года и до конца года».
По Дварим, 11:12. Духовное понятие «эйнаим» («глаза») Свыше — это название сфиры Хохма, как будет объяснено ниже. Это значит, что категория Хохма, «кодешь эльйон» сияет в Земле Израиля беспрерывно, от начала года и до конца года.
Однако для того, чтобы объяснить, каким образом видно из вышеприведенной фразы, что категория Хохма, сияющая беспрерывно в Эрец Исраэль, постоянной обновляется и увеличивается, Алтер Ребе должен разобрать следующий вопрос:
דְּהַאי "וְעַד אַחֲרִית כוּ'" אֵינוֹ מוּבָן לִכְאוֹרָה, שֶׁהֲרֵי בְּאַחֲרִית שָׁנָה זוֹ מַתְחֶלֶת שָׁנָה שְׁנִיָּה, וְאִם כֵן הָוֵי לֵיהּ לְמֵימַר "לְעוֹלָם וָעֶד":
Смысл слов Торы «до конца года» [«вэ-ад ахрит»] непонятен на первый взгляд. Ведь по окончании очередного года наступает следующий год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово «вечно» [«леолам ваэд»].
В связи с этой цитатой возникают два вопроса: тот, который приводится в послании, и другой — ведь сказано, что «Взор Б-га, Всесильного твоего, постоянно направлен на нее...», почему же нужно еще добавлять «с начала года... и до конца года»? Ответ на второй вопрос автор не дает прямым текстом; очевидно, он полагает, что это станет ясным из ответа на первый.
אַךְ הָעִנְיָן יוּבַן, עַל פִּי מַה שֶׁכָּתוּב: "ה' בְּחָכְמָה יָסַד אָרֶץ",
Он станет ясен, если мы обратимся к написанному: «Мудрость [«Хохма»] Б-га — основа существования мира...».
По Мишлей, 3:19.
שֶׁיְּסוֹד הָ"אֶרֶץ הָעֶלְיוֹנָה" הִיא בְּחִינַת "מְמַלֵּא כָּל עַלְמִין",
Это означает, что основа духовного понятия «Верхняя земля» [«эрец эльйона»] относится к категории Б-жественного света наполняющего миры изнутри [«мемале коль альмин»]
Сфира Малхут мира Ацилут называется «Эрец», «земля», поскольку она самая последняя из высших Б-жественных атрибутов. Она облекается в миры и в творения, чтобы наполнять их жизнью. В этом смысл духовного понятия «Верхняя земля» («эрец эльйона»).
וְהַתַּחְתּוֹנָה הִיא "אֶרֶץ חֵפֶץ" הַמְּכֻוֶנֶת כְּנֶגְדָּהּ מַמָּשׁ,
И также основа «нижней земли» [«эрец тахтона»], так называемой «эрец хафец» [«земли желанной»], которая является абсолютно точным ее [«Верхней земли»] отображением.
«Землей желанной» называется Земля Израиля. По Малахи, 3:12. «Со времен отцов ваших отступали вы от законов Моих и не соблюдали их; возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам, сказал Б-г Воинств. И скажете: «В чем возвратиться нам?» Может ли человек ограбить Б-га? Ибо вы грабите Меня и говорите: «Чем мы грабили Тебя?» Десятина и возношение! Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Б-г Воинств: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры? И скажут все народы, что счастливы вы, ибо будете страной желанной («эрец хафец»), сказал Б-г Воинств».
Основным фактором в образовании сфиры Малхут, аналогом которой в физическом мире является земной шар, является сфира Хохма.
[Созидающие свойства сфиры Малхут подобны свойству почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению хасидизма, многие физические характеристики земного шара – например, форма, размер и т. п. — имеют свой духовный аналог в сфире Малхут.]
Святое послание
Глава 14
Вступление
Множество посланий напечатанных в этой части Тании «Игерет а-кодеш», Алтер Ребе написал с целью побудить людей к благотворительной деятельности вообще, но особенно в отношении помощи нуждающимся в Святой Земле. Указать на важность поддержания святого братства Рабби Менделе из Городка и Рабби Авраама из Калиска, а также их учеников (которые совершили восхождение в Святую Землю), через фонд «Колель изучения хасидизма ХаБаД» который основал Алтер Ребе.
В этом послании, к изучению которого мы приступаем, Алтер Ребе особенно подчеркивает, что цдака для Эрец Исраэль должна каждый год даваться с еще большим воодушевлением и в еще большем количестве. Это соответствует характеру того духовного света, который нисходит в Святой Земле, как будет объяснено ниже.
Алтер Ребе начинает это послание тем, что сообщает о его цели — пробудить ту любовь и симпатию к Эрец Исраэль, которые есть у каждого. Чтобы эта любовь пылала, как раскаленные угли, будто только сегодня Всевышний удостоил нас этого — желания и возможности щедрой рукой помогать мудрецам Святой Земли, прибавляя в этом из года в год.
Слова «Существующая любовь» («ахава ешна»), как это определяет Алтер Ребе, казалось бы обозначают любовь и желание, с которым люди вначале встретили идею помогать нуждающимся в Эрец Исраэль, когда Алтер Ребе основал фонд «Колель». Подобно всему новому, этот проект сразу был встречен с большим воодушевлением, люди осознали ту великую честь, которой удостоил их Алтер Ребе — принять участие в заповеди Цдака для Эрец Исраэль. Однако прошло время — и чувство любви притупилось. Поэтому Алтер Ребе пишет это послание, дабы вновь пробудить то чувство любви, которое овладело людьми в первый раз.
יד לְעוֹרֵר אֶת הָאַהֲבָה הַיְּשָׁנָה וְחִבַּת אֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
[Я пишу эти строки, чтобы] пробудить [в вас] любовь к сокровищу, которым мы обладаем, — к Святой Земле. Тоска по Стране Израиля издавна заложена в наших сердцах.
Земля Израиля.
לִהְיוֹת בּוֹעֶרֶת כְּרִשְׁפֵי אֵשׁ מִקֶּרֶב אִישׁ וְלֵב עָמֹק, כְּאִלּוּ הַיּוֹם מַמָּשׁ נָתַן ה' רוּחוֹ עָלֵינוּ, רוּחַ נְדִיבָה,
Пусть эта извечная любовь горит [еще ярче], подобно пылающим углям, в самых глубинах ваших душ и сердец, как будто именно сегодня Всевышний вложил ее в них и пробудил в вас добрую волю
Для оказания помощи жителям нашей страны.
За новое дело люди берутся обычно с большим воодушевлением, чем за дело привычное, рутинное. В книгу Тания это послание вошло с купюрами. В книге писем автора, изданной в 1985 году издательством «Кеот» в Нью-Йорке, приводится еще один отрывок из него. В нем Алтер Ребе упоминает объяснение наших учителей к словам «...и будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня...» (Дварим, 6:6), — гласящий, что слова Торы должны ежедневно восприниматься человеком с таким воодушевлением, будто только сегодня он услышал их из уст Всевышнего на горе Синай (при даровании Торы). Алтер Ребе поясняет, что эти слова справедливы и в отношении заповеди оказывать помощь жителям Эрец-Исраэль.
בְּהִתְנַדֵּב עַם לְמַלֹּאת יָדָם לָה', בְּיָד מְלֵאָה וּרְחָבָה, בְּרִבּוּי אַחַר רִבּוּי, מִדֵּי שָׁנָה בְּשָׁנָה, הוֹלֵךְ וְעוֹלֶה לְמַעְלָה רֹאשׁ,
Когда евреи щедрой рукой, от всего сердца помогают беднякам, они становятся достойными благ Всевышнего. Из года в год следует увеличивать поддержку жителей Страны Израиля, да возрастет в ваших сердцах любовь к этим [людям]
Буквально «увеличение за увеличением» («рибуй ахар рибуй») — это значит, что несмотря на то, что в прошлом году уже дали больше обычного — в следующем опять прибавят к этому.
כְּמִדַּת "קֹדֶשׁ הָעֶלְיוֹן" הַמֵּאִיר לְאֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
только такое отношение к ним будет соответствовать отношению к Святой Земле Того, Кто проявляется по отношению к ней в Своем качестве кодеш а-эльйон [«высшая святость»]
Которое присуще сфире Хохма. Из сфиры Хохма в результате причинно-следственных видоизменений образовались все остальные сфирот, в том числе Хесед и Гвура, посредством которых Всевышний соотносится с созданиями. Поэтому сфира Хохма контролирует и уравновешивает их влияние на мир — подобно тому, как мудрость помогает человеку контролировать свои эмоции и не допускать крайностей в отношениях с окружающими. Хохма определяется как кодеш а-эльон, ибо слово «кодеш» означает «недоступный к постижению». Причем существует различие между словом «кодеш» («святость») и «кадош» («святой»); последнее в грамматической форме прилагательного указывает на те аспекты Б-жественного, которые непостижимы лишь относительно каких-либо миров, а не всего мироздания. «Кодеш» в форме существительного — главного члена предложения или, по выражению книги Зоар, «самостоятельного» слова — указывает на тот аспект Всевышнего, который непостижим для всего мироздания. Всеведение Творца, Его абсолютное знание, которое и есть высший аспект сфиры Хохма, было присуще Ему и до сотворения миров. Его знание охватывало все мироздание и все процессы в нем и до его появления. Даже если бы не были Им сотворены миры, Хохма была бы все равно присуща Ему, в отличие от других Его свойств, таких, как «рахум» («милосердный») или «ханун» («милостливый») — их существование связано с мирозданием, ибо без творения эти Его свойства не могут найти выражения.
[Слова «рахум» и «ханун» по своей грамматической форме являются особыми страдательными причастиями, т. к. эти свойства вызваны существованием творений. Автор пишет об этом в своей книге Ликутей Тора, гл. Бемидбар, стр. 93а].
הַמִּתְחַדֵּשׁ וּמִתְרַבֶּה תָּמִיד,
Которое обновляется и увеличивается постоянно.
Свет этой высшей святости постоянно озаряет нашу святую страну, и яркость его все время возрастает за счет притока все новой и новой энергии и свет ее все время качественно обновляется.
כְּדִכְתִיב: "תָּמִיד עֵינֵי ה' אֱלֹהֶיךָ בָּהּ, מֵרֵשִׁית הַשָּׁנָה וְעַד אַחֲרִית שָׁנָה";
как написано: «...Глаза Б-га Всесильного твоего, постоянно направлены на нее — с начала года и до конца года».
По Дварим, 11:12. Духовное понятие «эйнаим» («глаза») Свыше — это название сфиры Хохма, как будет объяснено ниже. Это значит, что категория Хохма, «кодешь эльйон» сияет в Земле Израиля беспрерывно, от начала года и до конца года.
Однако для того, чтобы объяснить, каким образом видно из вышеприведенной фразы, что категория Хохма, сияющая беспрерывно в Эрец Исраэль, постоянной обновляется и увеличивается, Алтер Ребе должен разобрать следующий вопрос:
דְּהַאי "וְעַד אַחֲרִית כוּ'" אֵינוֹ מוּבָן לִכְאוֹרָה, שֶׁהֲרֵי בְּאַחֲרִית שָׁנָה זוֹ מַתְחֶלֶת שָׁנָה שְׁנִיָּה, וְאִם כֵן הָוֵי לֵיהּ לְמֵימַר "לְעוֹלָם וָעֶד":
Смысл слов Торы «до конца года» [«вэ-ад ахрит»] непонятен на первый взгляд. Ведь по окончании очередного года наступает следующий год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово «вечно» [«леолам ваэд»].
В связи с этой цитатой возникают два вопроса: тот, который приводится в послании, и другой — ведь сказано, что «Взор Б-га, Всесильного твоего, постоянно направлен на нее...», почему же нужно еще добавлять «с начала года... и до конца года»? Ответ на второй вопрос автор не дает прямым текстом; очевидно, он полагает, что это станет ясным из ответа на первый.
אַךְ הָעִנְיָן יוּבַן, עַל פִּי מַה שֶׁכָּתוּב: "ה' בְּחָכְמָה יָסַד אָרֶץ",
Он станет ясен, если мы обратимся к написанному: «Мудрость [«Хохма»] Б-га — основа существования мира...».
По Мишлей, 3:19.
שֶׁיְּסוֹד הָ"אֶרֶץ הָעֶלְיוֹנָה" הִיא בְּחִינַת "מְמַלֵּא כָּל עַלְמִין",
Это означает, что основа духовного понятия «Верхняя земля» [«эрец эльйона»] относится к категории Б-жественного света наполняющего миры изнутри [«мемале коль альмин»]
Сфира Малхут мира Ацилут называется «Эрец», «земля», поскольку она самая последняя из высших Б-жественных атрибутов. Она облекается в миры и в творения, чтобы наполнять их жизнью. В этом смысл духовного понятия «Верхняя земля» («эрец эльйона»).
וְהַתַּחְתּוֹנָה הִיא "אֶרֶץ חֵפֶץ" הַמְּכֻוֶנֶת כְּנֶגְדָּהּ מַמָּשׁ,
И также основа «нижней земли» [«эрец тахтона»], так называемой «эрец хафец» [«земли желанной»], которая является абсолютно точным ее [«Верхней земли»] отображением.
«Землей желанной» называется Земля Израиля. По Малахи, 3:12. «Со времен отцов ваших отступали вы от законов Моих и не соблюдали их; возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам, сказал Б-г Воинств. И скажете: «В чем возвратиться нам?» Может ли человек ограбить Б-га? Ибо вы грабите Меня и говорите: «Чем мы грабили Тебя?» Десятина и возношение! Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Б-г Воинств: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры? И скажут все народы, что счастливы вы, ибо будете страной желанной («эрец хафец»), сказал Б-г Воинств».
Основным фактором в образовании сфиры Малхут, аналогом которой в физическом мире является земной шар, является сфира Хохма.
[Созидающие свойства сфиры Малхут подобны свойству почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению хасидизма, многие физические характеристики земного шара – например, форма, размер и т. п. — имеют свой духовный аналог в сфире Малхут.]
Tanya 15 Elula
Holy message
Chapter 14
Introduction
Alter Rebbe wrote a lot of messages printed in this part of Tania, “Playing with H-code,” with the aim of encouraging people to charity in general, but especially with regard to helping those in need in the Holy Land. To indicate the importance of maintaining the holy brotherhood of Rabbi Mendele from Gorodok and Rabbi Abraham from Kalisk, as well as their students (who ascended to the Holy Land), through the Foundation for the Study of Hasidism of HaBaD, which was founded by Alter Rebbe.
In this letter, which we are starting to study, Alter Rebbe especially emphasizes that the tsedaka for Eretz Yisrael should be given with even more enthusiasm and in even greater quantities every year. This corresponds to the nature of the spiritual light that descends in the Holy Land, as will be explained below.
Alter Rebbe begins this message by reporting on his goal - to awaken the love and sympathy for Eretz Yisrael that everyone has. So that this love burns like hot coals, as if only today the Almighty has honored us with this - the desire and opportunity to help the sages of the Holy Land with a generous hand, adding on this from year to year.
The words “Existing Love” (“Ahava Yeshna”), as Alter Rebbe defines it, would seem to indicate the love and desire with which people first came up with the idea of helping those in need in Eretz Yisrael when Alter Rebbe founded the Kolel Foundation. Like everything new, this project was immediately greeted with great enthusiasm, people realized the great honor that Alter Rebbe awarded them - to take part in the Tzdak commandment for Eretz Yisrael. However, time passed and the feeling of love was dulled. Therefore, Alter Rebbe writes this message in order to once again awaken the feeling of love that possessed people for the first time.
יד לְעוֹרֵר אֶת הָאַהֲבָה הַיְּשָׁנָה וְחִבַּת אֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
[I am writing these lines to] awaken [in you] the love for the treasure that we possess — the Holy Land. Longing for the Land of Israel has long been rooted in our hearts.
Land of Israel.
לִהְיוֹת בּוֹעֶרֶת כְּרִשְׁפֵי אֵשׁ מִקֶּרֶב אִישׁ וְלֵב עָמֹק, כְּאִלּוּ הַיּוֹם מַמָּשׁ נָתַן ה 'רוּחוֹ עָלֵינוּ, רוּחַ נְדִיבָה,
Let this eternal love burn [even brighter], like burning coals, in the very depths of your souls and hearts, as if it was precisely today that the Almighty put it in them and aroused good will in you
To assist the residents of our country.
People usually undertake a new business with more enthusiasm than the usual, routine business. In the book of Tania, this message was included with bills. The author’s letter book, published in 1985 by Keot Publishing House in New York, provides another excerpt from it. In it, Alter Rebbe mentions the explanation of our teachers to the words “... and there will be those words that I commanded you today ...” (Dvarim, 6: 6), which states that the words of the Torah should be perceived daily by a person with such enthusiasm, as if only today he heard them from the mouth of the Almighty on Mount Sinai (with the giving of the Torah). Alter Rebbe explains that these words are also true in relation to the commandment to help the inhabitants of Eretz Yisrael.
בְּהִתְנַדֵּב עַם לְמַלֹּאת יָדָם לָה ', בְּיָד מְלֵאָה וּרְחָבָה, בְּרִבּוּי אַחַר רִבּוּי, מִדֵּי שָׁנָה בְּשָׁנָה, הוֹלֵךְ וְעוֹלֶה לְמֹלָה
When Jews, with a generous hand, wholeheartedly help the poor, they become worthy of the blessings of the Almighty. From year to year, the support of the inhabitants of the Country of Israel should be increased, may the love for these [people] increase in your hearts
Literally, “increase by increase” (“ribuy ahar ribuy”) - this means that despite the fact that last year they already gave more than usual - next time they will add it again.
כְּמִדַּת "קֹדֶשׁ הָעֶלְיוֹן" הַמֵּאִיר לְאֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
only such an attitude towards them will correspond to the attitude towards the Holy Land of the One who manifests itself in relation to it in His capacity as kodes ha-elyon ["highest holiness"]
Which is inherent in the Sefira Hochma. From the Sefira of Hochma, as a result of cause-and-effect modifications, all the other Sefirot were formed, including Hesed and Gevura, through which the Most High relates to the creatures. Therefore, the Sefira Hochma controls and balances their influence on the world - just as wisdom helps a person control his emotions and avoid extremes in relations with others. Hochma is defined as kodesh a-elion, for the word kodesh means "inaccessible to comprehension." Moreover, there is a difference between the word “kodesh” (“holiness”) and “kadosh” (“holy”); the latter in the grammatical form of the adjective indicates those aspects of the Divine that are incomprehensible only with respect to some worlds, and not to the whole universe. "Kodesh" in the form of a noun - the main member of the sentence or, in the words of the Zohar, an "independent" word - indicates that aspect of the Almighty that is incomprehensible to the whole universe. The omniscience of the Creator, His absolute knowledge, which is the highest aspect of the Sefira Hochma, was inherent in Him even before the creation of the worlds. His knowledge encompassed the entire universe and all processes in it until its appearance. Even if he had not created the worlds, Hochma would have been
Holy message
Chapter 14
Introduction
Alter Rebbe wrote a lot of messages printed in this part of Tania, “Playing with H-code,” with the aim of encouraging people to charity in general, but especially with regard to helping those in need in the Holy Land. To indicate the importance of maintaining the holy brotherhood of Rabbi Mendele from Gorodok and Rabbi Abraham from Kalisk, as well as their students (who ascended to the Holy Land), through the Foundation for the Study of Hasidism of HaBaD, which was founded by Alter Rebbe.
In this letter, which we are starting to study, Alter Rebbe especially emphasizes that the tsedaka for Eretz Yisrael should be given with even more enthusiasm and in even greater quantities every year. This corresponds to the nature of the spiritual light that descends in the Holy Land, as will be explained below.
Alter Rebbe begins this message by reporting on his goal - to awaken the love and sympathy for Eretz Yisrael that everyone has. So that this love burns like hot coals, as if only today the Almighty has honored us with this - the desire and opportunity to help the sages of the Holy Land with a generous hand, adding on this from year to year.
The words “Existing Love” (“Ahava Yeshna”), as Alter Rebbe defines it, would seem to indicate the love and desire with which people first came up with the idea of helping those in need in Eretz Yisrael when Alter Rebbe founded the Kolel Foundation. Like everything new, this project was immediately greeted with great enthusiasm, people realized the great honor that Alter Rebbe awarded them - to take part in the Tzdak commandment for Eretz Yisrael. However, time passed and the feeling of love was dulled. Therefore, Alter Rebbe writes this message in order to once again awaken the feeling of love that possessed people for the first time.
יד לְעוֹרֵר אֶת הָאַהֲבָה הַיְּשָׁנָה וְחִבַּת אֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
[I am writing these lines to] awaken [in you] the love for the treasure that we possess — the Holy Land. Longing for the Land of Israel has long been rooted in our hearts.
Land of Israel.
לִהְיוֹת בּוֹעֶרֶת כְּרִשְׁפֵי אֵשׁ מִקֶּרֶב אִישׁ וְלֵב עָמֹק, כְּאִלּוּ הַיּוֹם מַמָּשׁ נָתַן ה 'רוּחוֹ עָלֵינוּ, רוּחַ נְדִיבָה,
Let this eternal love burn [even brighter], like burning coals, in the very depths of your souls and hearts, as if it was precisely today that the Almighty put it in them and aroused good will in you
To assist the residents of our country.
People usually undertake a new business with more enthusiasm than the usual, routine business. In the book of Tania, this message was included with bills. The author’s letter book, published in 1985 by Keot Publishing House in New York, provides another excerpt from it. In it, Alter Rebbe mentions the explanation of our teachers to the words “... and there will be those words that I commanded you today ...” (Dvarim, 6: 6), which states that the words of the Torah should be perceived daily by a person with such enthusiasm, as if only today he heard them from the mouth of the Almighty on Mount Sinai (with the giving of the Torah). Alter Rebbe explains that these words are also true in relation to the commandment to help the inhabitants of Eretz Yisrael.
בְּהִתְנַדֵּב עַם לְמַלֹּאת יָדָם לָה ', בְּיָד מְלֵאָה וּרְחָבָה, בְּרִבּוּי אַחַר רִבּוּי, מִדֵּי שָׁנָה בְּשָׁנָה, הוֹלֵךְ וְעוֹלֶה לְמֹלָה
When Jews, with a generous hand, wholeheartedly help the poor, they become worthy of the blessings of the Almighty. From year to year, the support of the inhabitants of the Country of Israel should be increased, may the love for these [people] increase in your hearts
Literally, “increase by increase” (“ribuy ahar ribuy”) - this means that despite the fact that last year they already gave more than usual - next time they will add it again.
כְּמִדַּת "קֹדֶשׁ הָעֶלְיוֹן" הַמֵּאִיר לְאֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ,
only such an attitude towards them will correspond to the attitude towards the Holy Land of the One who manifests itself in relation to it in His capacity as kodes ha-elyon ["highest holiness"]
Which is inherent in the Sefira Hochma. From the Sefira of Hochma, as a result of cause-and-effect modifications, all the other Sefirot were formed, including Hesed and Gevura, through which the Most High relates to the creatures. Therefore, the Sefira Hochma controls and balances their influence on the world - just as wisdom helps a person control his emotions and avoid extremes in relations with others. Hochma is defined as kodesh a-elion, for the word kodesh means "inaccessible to comprehension." Moreover, there is a difference between the word “kodesh” (“holiness”) and “kadosh” (“holy”); the latter in the grammatical form of the adjective indicates those aspects of the Divine that are incomprehensible only with respect to some worlds, and not to the whole universe. "Kodesh" in the form of a noun - the main member of the sentence or, in the words of the Zohar, an "independent" word - indicates that aspect of the Almighty that is incomprehensible to the whole universe. The omniscience of the Creator, His absolute knowledge, which is the highest aspect of the Sefira Hochma, was inherent in Him even before the creation of the worlds. His knowledge encompassed the entire universe and all processes in it until its appearance. Even if he had not created the worlds, Hochma would have been
У записи 4 лайков,
1 репостов,
456 просмотров.
1 репостов,
456 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский