Недельная глава. «Лех-Лехо». Беседа первая. (Публикуется в свободном...

Недельная глава. «Лех-Лехо». Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе 13 Таммуза 5714 (1953) года.
Вступление переводчика.

Первый еврей, наш праотец Авроом, за свою жизнь пережил много испытаний. Десять из них перечисляет Мишна - наиболее суровые, наиболее важные испытания, идя которыми Авроом в результате пришел к заключению союза со Все-вышним, гарантировавшим для потомков Авроома обладание Землей Израиля, особые взаимоотношения с Б-гом и все, с этим связанное. Потомки Авроома также унаследовали от него отличающееся от других народов духовное устройство, по сей день наделяющее их особыми возможностями, обязывающее к Служению Всевышнему, отличному от Служения других народов.

Впрочем, как упоминалось много раз, главной задачей Торы не являются ни донесение до нас исторических знаний, ни научить мудрости, - она - не исторический очерк и не философский трактат, а, в первую очередь, книга Наставления , в каждом поколении, в любые времена и в любом месте дающая евреям понимание того, как служить Все-вышнему. Тора - инструмент, с помощью которого евреи способны привести мир к состоянию, называемому днями Мошиаха, сделать из него сосуд для Б-жественной Сущности, что является целью Творения мира. По этой причине в Письменной Торе, (например, в Пятикнижии) изложены далеко не все биографические подробности жизни праотцов, не все связанные с ними события находят в Торе отражение. В том числе, о событиях, представляющихся нам чрезвычайно важными, Тора порой умалчивает или не говорит о них напрямую.

Первое испытание, по б-жьей воле, выпало на долю Авроом-овину, еще на родине, в городе Ур-Касдим. Тогда Авроом, еще будучи мальчиком, смог проявить необычайную уверенность во Все-вышнем, свою готовность отдать за жизнь свою веру в Б-га.

* * *
Вкратце расскажем о том, что произошло.

Итак, Авроом-Овину (при рождении ему было дано имя Авром, дополнительная буква "hей" была добавлена к его имени Все-вышним позднее, - так - Авром - и будем мы называть его дальше) родился через много лет после того, когда Все-вышний раскрывался в райском саду первому человеку - Адаму. Сказано в книгах, что грехи человечества в течение поколений до Авроома отдалили Б-жественное присутствие от мира. Люди, поначалу знавшие о Все-вышнем и служившие Ему, постепенно сочли, что материальные и духовные блага, о которых они мечтали, можно добыть более легким, как им казалось, способом - поклонением идолам. Во времена Эноша люди начали изготавливать идолов, поклоняться им и этим поклонением добивались повышения урожаев, умножения богатства, рождения детей. Начали процветать различные виды колдовства и шаманства. Прошло еще несколько поколений, и знание о Все-вышнем вовсе отошло на задний план. Ко времени рождения Аврома Все-вышний, в лучшем случае, рассматривался людьми как "Б-г над богами", многие же попросту забыли о существовании Все-вышнего и не признавали не только Его владычества над миром, но и самого Его существования.

Отец Аврома - Терах - занимался изготовлением и продажей идолов. Таков был его бизнес и нельзя сказать, что подобный бизнес в те времена был самым неприбыльным. Маленький Авром очень рано начал догадываться о том, что поклонение идолам, к которому был причастен его отец, не есть вещь правильная. Размышляя о существовании мира, пытаясь понять, существует ли в нем верховная правящая всем сила, он пришел к выводу о неизбежном существовании единого и единственного, в своем роде, Нечто, - силы, поднятой надо всем сущим до такой степени, что никто и ничто не способно повлиять на нее. Она же беспрерывно влияющая, организующая общее существование мира и действующая в нем, проявляясь через частные владычествующие в мире силы, - вне зависимости от того, как называется, единственная достойна поклонения и служения.

По истечении некоторого времени Авром ощутил необходимость передать осмысленное самим - другим людям. Первым, с кого решил начать Авром, был его папа. Впрочем, по естественным причинам, Терах не принял (а может быть, не захотел принять, как мы убедимся из завершения истории) слова своего сына всерьез. Заверив его в том, что идолы, на самом деле, являются хозяевами мира и единственной по-настоящему действенной в нем силой, Терах отправился на рынок.

Тем временем, Авром, захватив с собой тарелку с кашей, отправился в сарай, где хранилась большая часть изготовленной отцом "продукции", взял молоток и привел в негодность всех идолов, кроме одного, самого крупного. Перед большим идолом Авром поставил тарелку с кашей, которой вымазал идолово лицо.

Когда отец вернулся с рынка и увидел, что произошло, он помчался в дом и стал последними словами ругать сына.

"Но это не я, отец, - заявил Авром, - ты же сказал, что идолы - это самое могущественное в мире. Я решил служить им, принес поесть. Они стали драться из-за каши, самый большой победил остальных и захватил желанную добычу".

"Что ты городишь глупости! - вскричал Терах. - Они не умеют не то что драться, - ни ходить, ни разговаривать - они не умеют вообще ничего!".

"Это как раз то, что я хотел тебе объяснить, когда говорил с тобой утром", - заметил Авром.

Однако Терах был очень расстроен. Можно его понять: бизнес находился в состоянии краха. Терах не нашел ничего лучше, чем, в качестве наказания, отдать сына в лапы царю Нимроду.

Кроме того, что Нимрод поощрял идолопоклонство, он провозгласил самого себя богом и требовал поклонения себе. В свое время Царь хитростью сумел захватить одежды первого человека - Адама, изготовленные для него Все-вышним в завершение истории с плодами дерева добра и зла, и поэтому обладал чудесной властью над животными и умел разговаривать с ними. Это позволяло ему без зазрения совести утверждать свое б-жественное происхождение. Явившись пред очи Нимрода, Авром не захотел поклониться ему и был приговорен к сожжению в печи. Впрочем, мальчик был готов принять любой приговор. Ради того, чтобы не поклониться идолу, он был готов и на смерть.

В назначенный день приговор должен был быть приведен в исполнение. Печь, в которой собирались сжечь Аврома, представляла из себя подобие комнатки, достаточно высокой, чтобы в нее мог войти человек. Авром был брошен внутрь печи. Температура в ней была достаточна для того, чтобы он сгорел моментально. Однако Авром не сгорел, а на глазах у удивленной публики и стражников начал расхаживать внутри печи.

Некоторое время понаблюдав за этим представлением, стражники вызвали на место происшествия самого Нимрода. Царь был потрясен, но решил, на всякий случай, подождать трое суток, - может быть, бунтовщик все же сгорит? Когда, через трое суток, в положении Аврома не произошло изменений, он был извлечен из печи, и царь Нимрод с почестями, одарив подарками, отправил его домой.

* * *
На первый взгляд, эта история, во всяком случае, достойна, чтобы быть описанной в Торе. Рассказ же об испытаниях Авроом-овийну начинается с событий, произошедших много позже, когда Авроому было более семидесяти лет. Об этом испытании рассказывается в первых словах нашей недельной главы. Все-вышний приказал Авроому: "Лех-лехо, меарцехо умимейладтехо умибейс овихо эл оорец ашер ареко!" - "Выйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в Землю, которую Я укажу тебе!"

На первый взгляд, это невозможно даже сравнить с испытанием, которое маленький Авром испытал в Ур-Касдиме. На пороге старости ему было предложено оставить обжитое место для того, чтобы отправиться "туда не знаю куда" (мудрецы подчеркивают, что Все-вышний не указал Авроом-овину место назначения его будущего путешествия для того, чтобы еще более увеличить заслугу Авроома). "Разве это испытание?!" - спросим мы. Действительно, трудно бывает оставить место, которое обживал долгие годы, многие тяготы кроет в себе дорога. Однако если в детстве Авроом-овину, которому еще никогда не раскрывался Все-вышний, за веру в Него был готов принести в жертву жизнь, не мелким ли выглядит для него подобное испытание?!! Покинуть "землю свою, родину свою, дом отца своего" и отправиться по слову Всевышнего в неизведанную, но, без сомнения, раз это приказывает сам Все-вышний, прекрасную землю?

* * *
Однако, по некоторой причине, Писание находит нужным начать рассказ о первом из наших праотцов именно с этих событий. В Торе мы можем найти несколько ответов на вопрос о том, почему это так. В продолжение рассылки Вы сможете познакомиться с тем, как Ребе отвечает на него, привлекая к объяснению сокровищницу внутренней Торы, в частности, таким образом, как она раскрывается в Торе хасидизма.

(Заранее хочется предупредить о том, что данная беседа, при всем желании адаптировать ее для неподготовленного читателя, местами может показаться непонятной. Я надеюсь, что в ходе дальнейших занятий сложности восприятия, связанные с недостаточным знанием аппарата понятий внутренней Торы, отпадут, и, будучи прочитан заново позднее, этот текст станет понятен в более полной мере. Пока же, почему не попробовать так? :)



- 1 -

Десять испытаний пережил Авроом-овийну. Одним из первых и, может быть, самых больших испытаний - произошедшее в Ур-Касдиме. Однако на это событие лишь намекается в Торе, не рассказывается о нем прямым текстом. Первое из испытаний, о котором напрямую упоминает Тора - описываемое стихом, открывающим недельную главу "Лех-Лехо" - "...лех-лехо меарцехо у ми мейлад'техо умибейс овихо... (...уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего...)".

[Причиной и] объяснением этого является то, что эти слова ([с которыми Все-вышний обратился к Авроому]): "...лех-лехо меарцехо... и т.д." имеют отношение к Служению каждого человека, как "сверху вниз", так и "снизу вверх", а также и к самому по себе Служению "снизу".

- 2 -

Вкратце на этот счет можно сказать следующее:

В спускании души в материальное тело мы можем выделить два противоположных аспекта:

а) "Вынужденно ты жив" ["Овейс" 4:22] - вынужденность.

Душа перед "спусканием" в тело располагается в своем источнике - под "престолом славы [Все-вышнего]", и это говорится применительно к нижним аспек
Weekly chapter. "Leh Leho." The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from a conversation with the Rabbi 13 Tammuz 5714 (1953).
Entry of the translator.

The first Jew, our forefather Avroom, experienced many trials in his life. Ten of them are listed by the Mishnah - the most severe, most important trials, by which Avroom as a result came to the conclusion of an alliance with the Almighty, which guaranteed the possession of the Land of Israel, a special relationship with Gd and everything connected with it for the descendants of Avroom. The descendants of Avroom also inherited from him a spiritual structure that was different from other peoples, and to this day endows them with special opportunities, obliging them to serve the Almighty, different from the service of other nations.

However, as mentioned many times, the main task of the Torah is neither to convey historical knowledge to us, nor to teach wisdom - it is not a historical essay or philosophical treatise, but, first of all, the book of the Manual, in every generation, at any time and anywhere giving the Jews an understanding of how to serve the Almighty. The Torah is a tool by which Jews are able to bring the world to a state called the days of Moshiach, to make a vessel out of it for the Divine Being, which is the purpose of the Creation of the world. For this reason, in the Written Torah (for example, in the Pentateuch) not all biographical details of the life of the forefathers are set forth; not all events associated with them are reflected in the Torah. Including, about the events that seem to us extremely important, the Torah is sometimes silent or does not speak directly about them.

The first test, by God's will, fell on the share of Avroom-ovin, still in his homeland, in the city of Ur-Qassdim. Then Avroom, while still a boy, was able to show extraordinary confidence in the Almighty, his willingness to give his faith in God for life.

* * *
Briefly describe what happened.

So, Avroom-Ovin (at birth he was given the name Avrom, the additional letter "hey" was added to his name All-Almighty later, - so - Avrom - and we will call him further) was born many years after when All - the highest was revealed in the Garden of Eden to the first man - Adam. It is said in the books that the sins of mankind, for generations before Avroom, removed the Divine presence from the world. People who at first knew about the Almighty and served Him, gradually felt that the material and spiritual blessings that they dreamed of could be obtained in an easier way, as it seemed to them, by idol worship. In the time of Enosh, people began to make idols, worship them, and with this worship they sought to increase yields, increase wealth, and give birth to children. Various forms of witchcraft and shamanism began to flourish. A few more generations passed, and the knowledge of the Supreme was completely faded into the background. By the time of the birth of Avrom, the Almighty, at best, was considered by people as "Gd over the gods", but many simply forgot about the existence of the Almighty and did not recognize not only His dominion over the world, but also His very existence.

Avrom's father - Terah - was engaged in the manufacture and sale of idols. Such was his business and it cannot be said that such a business at that time was the most unprofitable. Little Avrom very early began to suspect that the worship of idols, to which his father was involved, was not the right thing. Reflecting on the existence of the world, trying to understand whether there is a supreme ruling power in it, he came to the conclusion that there is an inevitable existence of a single, one-of-a-kind, Something - a force raised above all things to such an extent that no one and nothing able to affect her. But it is continuously influencing, organizing the general existence of the world and acting in it, manifesting itself through private powers dominating in the world - regardless of what is called the only one worthy of worship and service.

After some time, Avrom felt the need to convey what was meaningful to himself - to other people. The first person Avrom decided to start with was his dad. However, for natural reasons, Terah did not accept (or perhaps did not want to accept, as we will see from the conclusion of the story) the words of his son seriously. Assuring him that the idols, in fact, are the masters of the world and the only truly effective force in it, Terakh went to the market.

Meanwhile, Avrom, taking a plate of porridge with him, went to the barn, where most of the "produce" made by his father was stored, took a hammer and rendered all idols unusable, except for one, the largest. In front of the big idol Avrom set a plate with porridge, which smeared his idol's face.

When the father returned from the market and saw what happened, he rushed into the house and began to scold his son with the last words.

“But it’s not me, father,” Avrom declared, “you said that idols are the most powerful in the world. I decided to serve them, brought them food. They began to fight because of porridge, the largest defeated the others and captured the coveted prey "

“Why are you foolish!” Cried Terah. “They don’t know how to fight, either walk or talk,”
У записи 5 лайков,
0 репостов,
350 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям